Закон об ограничении пеней и других изменениях в НК принят

Статья 48 НК РФ. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Закон об ограничении пеней и других изменениях в НК принят

Новая редакция Ст. 48 НК РФ

1.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

4. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

5. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.

В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются.

7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.

Источник: http://nkodeksrf.ru/ch-1/rzd-4/gl-8/st-48-nk-rf

Пакет важных поправок в НК принят Госдумой в окончательном третьем чтении

Закон об ограничении пеней и других изменениях в НК принят

 Пакет важных поправок в НК принят Госдумой в окончательном третьем чтении

Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект № 11078-7 о внесении изменений в НК и отдельные законодательные акты (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).

Данный законопроект предусматривает, в частности, возможность исполнения обязанности по уплате налога за налогоплательщика третьим лицом. При этом иное лицо будет не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Среди случаев, в которых обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, то есть в пункте 3 статьи 45 НК, появится новый пункт 7 — предъявление в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет ФК денежных средств со счета при наличии на нем достаточного остатка в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступлений, за совершение которых статьями 198-199.2 УК предусмотрена уголовная ответственность. При этом отдельно оговорят, что такая сумма не признается суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету.

В статье 45 НК также будет оговорено, что уточнение платежа в бюджет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не производится, если по сообщению территориального органа ПФ сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (появится новый пункт 9 статьи 45 НК).

Также законопроект предусматривает дифференцированную ставку пени (1/300 ставки рефинансирования при просрочке до 30 календарных дней (включительно), 1/150 — за просрочку свыше 30 календарных дней).

Изначально и при принятии проекта в первом чтении такая прогрессия грозила как организациям, так и ИП. Ко второму чтению ИП перенесли в абзац, касающийся физлиц, для которых правила остаются прежними.

Таким образом, ИП освободят от уплаты повышенной пени.

Будет указано, что орган власти субъекта РФ вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц (исчисляемого по кадастровой стоимости), подлежащему уплате за 2015 год, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года.

В этот же законопроект ко второму чтению были включены положения о самозанятых физлицах (домработницах и т.д.

), которых налоговики будут регистрировать на основании их уведомления о ведении деятельности по оказанию услуг физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников.

В статье 217 НК, в которой перечислены случаи освобождения от НДФЛ, будут указаны также доходы таких самозанятых, полученные ими от физлиц за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, больными, стариками; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Освобождение будет действовать в 2017 и 2018 годах. При этом СФ счёл положения законопроекта в данной части сырыми. Так что не исключено, что законопроект окажется не одобренным со стороны СФ. Но есть и вероятность прохождения в имеющемся виде.

Прописывается статус сведений о наделении обособленного подразделения организации полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц.

«Налоговые» обязанности банков законопроект сохраняет и в том случае, если у банка отозвана лицензия (до момента ликвидации банка).

При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговый орган будет вправе истребовать у плательщика взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также применения пониженных тарифов взносов.

К сомнительной задолженности нельзя будет отнести дебиторку в части, покрывемой за счет встречной кредиторки.

Также законопроект предусматривает:

·         нулевую ставку НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;

·         повышение лимита доходов по УСН до 150 млн рублей (согласно поручению президента РФ);

·         установление на 2017 год коэффициента-дефлятора в целях ЕНВД в размере 1,798 (таком же, как и в этом году);

·         изменение правил переноса убытков на будущее. В течение 2017-2020 годов можно будет уменьшить налоговую базу лишь на 50%. Напомним, что изначально правительство предлагало установить ограничение в 30% с бессрочным действием, изменения были заявлены ко второму чтению. Ограничение срока переноса десятью годами снимается;

·         заявительный порядок возмещения НДС при наличии поручительства взаимозависимого лица, отвечающего определенным требованиям, включая отсутствие налоговых долгов;

·         повышенный на 1 п.п. норматив зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет, который устанавливается на 2017-2020 годы;

·         ужесточение условий применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на баланс начиная с 2013 года — с 1 января 2018 года указанная льгота будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Вносится множество других поправок в НК, устанавливаются отдельные сроки вступления в силу и сроки действия для ряда новаций.

Источник: http://www.misba.ru/news/news_1294.html

Об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс Российской Федерации, Письмо УМНС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 20 сентября 1999 года №08-15/13261

Закон об ограничении пеней и других изменениях в НК принят

Направляем электронную версию «Постатейного обзора наиболее существенных изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации» для использования в практической работе.

Заместитель руководителя УправленияМинистерства РФ по налогам и сборампо Санкт-Петербургу и Ленинградской областигосударственный советникналоговой службы II ранга

А.О.Гуркович

Постатейный обзор наиболее существенных изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации

Федеральным законом от 09.07.

99 N 154-ФЗ, вступившим в силу с 17 августа 1999 года, в часть первую Налогового кодекса РФ были внесены ожидаемые изменения и дополнения, затронувшие практически весь текст этого документа:

— из текста Кодекса исключены две статьи 121, 127;

— изложены в новой редакции сто тринадцать статей Кодекса (за исключением двадцати семи статей: 7, 13-15, 22, 25-28, 33, 37, 41, 44, 53, 71, 92, 94, 98, 99, 105, 107, 109, 110, 129, 138, 141, 142, оставшихся в прежней редакции);

— текст Кодекса дополнен девятью новыми статьями: 6-1, 34-1, 86-1, 86-2, 86-3, 87-1, 101-1, 129-1, 135-1.

Кроме того, 14 июля 1999 года в «Российской газете» был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 09.07.99 N 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в котором на законодательном уровне были урегулированы некоторые проблемные вопросы переходного периода (далее по тексту — изменения во Вводный закон).

Ниже приведены комментарии к важнейшим изменениям и дополнениям в Налоговый кодекс РФ, подготовленные специалистами Управления ФСНП России по Санкт-Петербургу и позволяющие прогнозировать дальнейшее применение на практике новой редакции Налогового кодекса РФ.

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

1.

Новая редакция статьи 1 Налогового кодекса РФ в несколько измененном виде определяет, что включает в себя понятие «законодательство о налогах и сборах», неоднократно упоминаемое далее по тексту Кодекса:

— сам Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

— законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Кодексом;

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Кодексом.

2.

Являясь основой налогового законодательства в РФ, Кодекс указывает на наличие иных федеральных законов, включаемых в состав законодательства о налогах и сборах. Эти федеральные законы должны быть приняты в соответствии с Кодексом, т.е.

прямо или косвенно упоминаться в тексте Кодекса.

К таким федеральным законам в первую очередь будут относиться законы, регулирующие специальные налоговые режимы: «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О закрытом административно-территориальном образовании» и т.п. (см. комментарии к статье 18).

Вышеуказанные федеральные законы, безусловно, будут применяться для регулирования налоговых правоотношений, в том числе — в части установления этими законами дополнительных налоговых льгот.

3. Новая редакция Кодекса по-прежнему оставляет открытым вопрос о возможности применения в условиях действующего Налогового кодекса РФ налоговых льгот из ранее принятых иных федеральных законов, помимо настоящего Кодекса и отдельных законов о налогах, устанавливающих порядок уплаты конкретных налогов.

С одной стороны, в соответствии с пунктом 2 статьи 17, подпунктом 3 пункта 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ льготы по налогам и сборам должны быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах, к которому федеральные законы, принятые до 1 января 1999 года, не относятся.

Из этого следует, что льготы из иных федеральных законов, помимо настоящего Кодекса и законов, принятых в соответствии с ним, применяться с 1 января 1999 года не должны.

Единственное исключение из данного правила (до введения в действие статьи 18 Кодекса) может касаться федеральных законов, регулирующих специальные налоговые режимы.

Помимо традиционных ссылок на статьи 1 и 56 настоящего Кодекса сторонники данной позиции упоминают также пункт 5 статьи 3 Кодекса, согласно которому федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом (см. комментарии к статье 3).

С другой стороны, Налоговый кодекс РФ является таким же федеральным законом, как и иные законы: «Об образовании», «О пожарной безопасности», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» и т.п. Статьей 6 Кодекса не урегулирован порядок разрешения противоречий между двумя федеральными законами прямого действия (двумя актами равной юридической силы).

Представляется, что принятые до 1 января 1999 года федеральные законы, содержащие те или иные налоговые нормы, действуют в части, не противоречащей Кодексу, и подлежат приведению в соответствие с Налоговым кодексом РФ (статья 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Например, законом от 17.04.99 N 79-ФЗ внесены соответствующие изменения в статью 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: Теперь таким гражданам гарантируется не «освобождение от уплаты подоходного налога и всех других видов налогов», а «льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах».

Необходимо отметить, что формулировка «освобождение от всех видов налогов», особенно в сочетании с каким-либо законодательно установленным условием (например, при условии направления полученных доходов на определенные цели — см. Закон РФ «Об образовании»), не позволяет определить порядок применения данной льготы, поскольку в вышеуказанных федеральных законах нет никаких указаний на налоговый период, по итогам которого проверяется соблюдение условий предоставления льготы.

4. При сравнении с предыдущей редакцией Кодекса выявляется нововведение, касающееся актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. В отношении таких актов исключено упоминание об обязательном их принятии законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.

По-видимому, данная поправка все-таки не влечет за собой включение а региональное законодательство о налогах и сборах каких-либо нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ (распоряжений мэра, губернатора и т.п.

), в то время как из федерального налогового законодательства указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты с 1 января 1999 года исключены.

Издание органами исполнительной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, связанных с налогообложением и сборами, возможно в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях (с условием, что такие акты не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах).

Кроме того, статья 12 Налогового кодекса РФ в новой редакции предусматривает со дня введения ее в действие установление региональных налогов в части определения предусмотренных Кодексом элементов налогообложения только законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

1. Из пункта 1 статьи 3 Кодекса исключено положение, требующее соблюдения при установлении налогов принципа справедливости.

Казалось бы, данное изменение подчеркивает сущность налогового обязательства как изначально несправедливого. Однако такое понимание данного изменения представляется неверным.

Дело в том, что налоговое обязательство несправедливо по отношению к конкретному субъекту налогообложения (налогоплательщику) в силу определения налога, содержащегося в статье 8 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем не вызывает сомнений, что понятие справедливости с точки зрения конкретного субъекта не всегда совпадает с понятием общественной справедливости.

Поскольку налоговые поступления обеспечивают исполнение государством публично-правовых функций, любой налог справедлив по отношению к той части общества, которая эти функции выполняет (судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и др.

), а также — к той части общества, в интересах которой эти функции исполняются, т.е. практически все население. Учитывая, что названные группы субъектов в силу статьи 9 Кодекса не являются участниками налоговых отношений, во избежание ненужной полемики при установлении налогов законодатель абсолютно обоснованно исключил принцип справедливости из основных начал законодательства о налогах и сборах.

2.

Кодекс определяет, что ряд налоговых правоотношений может быть урегулирован исключительно НК РФ. Так, согласно пункту 5 статьи 3 Кодекса федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом.

Это означает, что не допускается установление, изменение или отмена конкретного налога законом, не вносящим изменения в сам Кодекс. С позиции этой статьи не подлежат применению различные нормы о налогах (например, о предоставлении льгот), включенные в неналоговое законодательство (см. С.Г.Пепеляев «Кодификация налогового законодательства», М.

: ФБК-ПРЕСС, 1998).

Такой вывод обусловлен тем, что под установлением налога Кодекс понимает не столько включение конкретного налога в перечень федеральных, региональных и местных налогов, сколько установление всех элементов налогообложения (обязательных и факультативных, включая налоговые льготы), поименованных в статье 17 НК РФ.

В связи с этим представляется логичным дополнение пункта 6 статьи 3 Кодекса фразой о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Необходимо обратить внимание на то, что ссылка в пункте 5 статьи 3 на положения Кодекса включена в перечень норм, в которых эти ссылки до принятия части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов (см.

изменения во Вводный закон). Таким образом, до введения в действие части второй НК РФ налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.

1. В данной статье впервые упоминаются органы государственных внебюджетных фондов, включенные в число участников налоговых правоотношений статьей 9 новой редакции Кодекса (в т.ч. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ).

С введением в действие нового перечня федеральных налогов, установленного статьей 13 Кодекса одновременно со второй частью НК РФ, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды войдут в налоговую систему России и будут регулироваться законодательством о налогах и сборах, а также нормативными правовыми актами органов государственных внебюджетных фондов, издаваемыми в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.

2.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах регулируют налогообложение и обязательны для всех участников налоговых правоотношений, если эти акты:

— изданы в прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях;

— изданы по вопросам, связанным с налогообложением и сборами;

— не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901745112

Страж закона
Добавить комментарий