Всегда ли можно руководствоваться письмами ФНС и Минфина?

Взносы не считаются

Всегда ли можно руководствоваться письмами ФНС и Минфина?

У индивидуальных предпринимателей отбирают льготу на 9 млрд рублей

Дмитрий Астахов/ТАСС

Около 9 млрд руб. — в такую сумму может обойтись индивидуальным предпринимателям изменение позиции Минфина по уплате страховых взносов.

​​Владельца онлайн-магазина сетевого оборудования «Нанайкин.ру» Сергея Клязника (город Сергиев Посад) местная налоговая инспекция 11 ноября 2015 года вызвала для дачи пояснений по налоговой декларации за 2014 год «в связи с выявлением камеральной проверкой ошибок» (документ имеется в распоряжении РБК).

«Все было вежливо: мне показали письмо Минфина от 6 октября 2015 года и просили пояснить, на каком основании я уменьшил налог по упрощенной системе налогообложения (УСН) на сумму страховых взносов», — рассказал он РБК. По словам предпринимателя, цена вопроса — почти 118 тыс. руб., а также около 5 тыс. руб.

пени; требований доплатить эти суммы пока не поступало. Аналогичные письма получили индивидуальные предприниматели Сергей Полетаев из подмосковного города Пересвет и Илья Рарыкин из Рузы. «Я дал пояснения по вычету 28,4 тыс. руб.

, но не получил от инспектора никаких разъяснений, — рассказал РБК Рарыкин, которому письмо из инспекции пришло еще 29 октября. — Создалось впечатление, что просто собирали ответы «Почему так?».

Октябрьское письмо Минфина, которое показывали в налоговой, посвящено льготе, которой пользуются индивидуальные предприниматели (ИП): они могут уменьшить сумму своих налогов на сумму взносов, уплаченных в Пенсионный фонд России (ПФР).

Минфин пишет, что ИП пользуются этим вычетом неправомерно. Естественно, теперь подмосковные предприниматели опасаются, что не только льготу отменят, но и налоги задним числом доначислят.

Пресс-служба Федеральной налоговой службы (ФНС) по Московской области в течение четырех рабочих дней не смогла ответить РБК, насколько обоснованны эти опасения.

Почему так

Все индивидуальные предприниматели вне зависимости от используемой системы налогообложения и полученного дохода обязаны платить страховые взносы «за себя» в ПФР (26% от МРОТ в месяц) и фонды социального и обязательного медстрахования (5,1% от МРОТ в месяц), всего — максимум 22,3 тыс. руб. в 2015 году (МРОТ — 5965 руб.).

С 2014 года для ИП был введен дополнительный взнос в ПФР: если годовой доход предпринимателя превышает 300 тыс. руб., то 1% с превышения он обязан перечислить в ПФР, но не более 26% от восьми МРОТ в месяц, то есть всего максимум 148,9 тыс. руб. в 2015 году. В соответствии со ст.

346 Налогового кодекса ИП имеют право уменьшить налоговые платежи на размер уплаченных фиксированных страховых взносов.

До октября 2015 года Минфин и ФНС в многочисленных разъяснениях для ИП утверждали, что вычитать из налогов можно все эти страховые взносы.

Но 6 октября 2015 года появилось то самое письмо за подписью директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Ильи Трунина, в котором была изложена прямо противоположная позиция: вычитать однопроцентный взнос в ПФР из налогов нельзя.

Пресс-служба Минфина переадресовала РБК к странице Трунина в , где объясняется, что все дело — в позиции Минтруда, который отвечает за страховые взносы. «Что делать, взносы — это не налоги, компетентный орган по ним — не Минфин, — пишет Трунин.

 — Мы были вынуждены отправить позицию в ФНС, которой, очевидно, они будут руководствоваться, пока где-нибудь дело не дойдет до суда».

В беседе с корреспондентом РБК Трунин признал, что считает такую позицию не совсем справедливой, но добавил: «Однако, если Минтруд свое мнение не поменяет, мы будем вынуждены ориентироваться на него».

Представитель Минтруда Мария Ушакова сообщила РБК, что позиция ведомства по уплате однопроцентных взносов никогда не менялась и основывается на законе «О страховых взносах» (ФЗ-212). «Сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.

, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов», — писал замминистра труда Андрей Пудов в письме ФНС еще в ноябре 2014 года (№17-3/10/В-7842).

А вычитать, напомним, Налоговый кодекс разрешает только фиксированные взносы.

Что делать

Эксперт компании «СКБ «Контур» Павел Орловский считает спорным толкование Минтруда и Минфином ФЗ-212 «О страховых взносах». «В 14-й статье закона прямо говорится, что все страховые взносы, уплачиваемые ИП, являются фиксированными, — говорит Орловский.

 — А также приводится порядок расчета в зависимости от дохода предпринимателя». «Подобные письма имеют информационно-разъяснительный характер и не являются нормативными правовыми актами, — отмечает Орловский.

 — Пока ФНС не выпустила письмо, которое также не является нормативным актом, чтобы донести новую позицию Минфина до всех инспекций и предпринимателей, у проверяющих нет оснований массово противостоять снижению налога».

Орловский рекомендует предпринимателям, как и прежде, уменьшать налоги на всю сумму страховых взносов, в том числе и на 1%. «Если «спорная» сумма налога значительна, то необходимо сформировать денежный резерв на случай доначисления налога, — советует Орловский. — Отнеситесь к этому как к налоговому риску».

Председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов тоже советует бороться: «Поиграть с формулировками, чтобы собрать больше налогов, в России всегда любили».

По его словам, предприниматели не должны бояться штрафов со стороны налоговиков, поскольку при вычете взносов из налога они опирались на разъяснения Минфина и ФНС, что подразумевает отсутствие вины у налогоплательщика. Рарыкин из Рузы пока не решил, будет ли создавать резерв.

«Буду считать по факту предъявление требования об уплате налогов, если будут доначисления», — заявил он РБК.

Цена вопроса

На отмене вычета бюджет много не наиграет: за десять месяцев 2015 года выйдет порядка 9 млрд руб. Вот примерный расчет. По данным Федерального казначейства, за январь—октябрь поступления в бюджет ПФР от ИП увеличились на 35,7%, до 51,7 млрд руб.

Отчасти прирост был обеспечен увеличением размера взносов (на 7,4%), а также числа ИП (на 5,2% за десять месяцев 2015 года), но 2/3 прироста, по всей видимости, обеспечил дополнительный одно​процентный взнос с ИП.

Если предприниматели его зачли полностью при уплате налогов по УСН, то Минфин мог недосчитаться около 9 млрд руб.

Орловский из «Контура» отмечает, что письмо Минфина касается только ИП без работников, работающих по УСН «Доходы» (платят 6% с выручки). По данным ФНС, на 1 января 2015 года в России было 957,5 тыс. ИП, применяющих УСН «Доходы» (с работниками и без).

Предпринимательница Юлия Гореликова из Москвы (пишет статьи на фрилансе) говорит, что сильно расстроится, если придется платить 7% с выручки, а не 6%, как прежде: «Фактически речь идет об увеличении налога».

Ольга Миленина из подмосковного Раменского (занимается переводами) рассказала РБК, что недавно была в инспекции и ей рекомендовали не делать вычет за 2015 год. «Самое ужасное — постоянная смена правил, а сейчас еще и в конце налогового периода, — возмущается предпринимательница.

 — Получается, что все, кто делал вычет в течение года, сейчас должны создавать резерв для выплаты полного налога по итогам года. Текущие доходы не всегда позволяют это сделать».

По словам Милениной, в инспекции ей сказали, что все предприниматели, кто делал вычет в 2015 году, в ближайшее время должны получить требования ФНС о доплате налога с учетом пени. «Доить мелкоту некрасиво, — считает она. — Честнее было бы поднять налог для олигархов на 1%».

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2015/12/10/56bc8a4e9a7947299f72b7bc

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Всегда ли можно руководствоваться письмами ФНС и Минфина?

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство.

В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы.

Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход».

Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса.

Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.

Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (абз. 4 п. 3.3 приложения № 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Обжалование не зависит от вида проверки

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок», опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Темы

собственнику консалтинг налоговые проверки безопасность бизнеса

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/

Только для нерезидентов РФ: уплата налога с продажи недвижимости в России

Всегда ли можно руководствоваться письмами ФНС и Минфина?

Даже будучи гражданином России, оказывается, можно неожиданно превратиться в налогового нерезидента. Для этого всего лишь нужно большую часть года прожить за пределами страны.

И если вы решитесь в этот период продать недвижимость, находящуюся на территории России, в налоговой инспекции вас ожидает несколько неприятных сюрпризов. А бывает и так, что гражданин другой страны приобретает недвижимость в России и решает ее продать, не получив статус резидента.

Узнайте об условиях налогообложения в этих случаях заранее, тогда у вас будет возможность оптимально подготовиться к такому повороту событий!
 

Определяем налоговый статус
 

Если вы довольно часто покидаете Россию, то для начала необходимо подсчитать дни присутствия и отсутствия на территории Российской Федерации. От этого зависит, являетесь ли вы резидентом или нет. Как правило, для этого берутся в расчет дни въезда и выезда в страну в соответствии с проездными документами, а также визами.
 

Климент Русакомский, управляющий партнер юридической группы «Парадигма»:
 

— Обратимся к ст. 207 НК РФ, п. 2 которой налоговыми резидентами для уплаты НДФЛ признаются физические лица, фактически находящиеся в России не меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такой критерий, как гражданство роли не играет.Таким образом, методом исключения, нерезидентами считаются люди, находящиеся на территории РФ меньше 183 дней в году.

Светлана Бурцева, председатель Люберецкой коллегии адвокатов:
 

— Как рассчитать период нахождения в России? В расчет берутся дни нахождения в России в течение 12 последовательных календарных месяцев. При этом неважно, приходятся ли они на календарный год целиком или частично. Другими словами, если вы находитесь на территории РФ 183 дня с января 2011 года по январь 2012 года, то вы признаетесь резидентом РФ.

По разъяснениям Минфина России, расчет статуса резидента можно вести с любого месяца года. Дни для определения статуса резидентства могут быть и не последовательными, они могут прерываться на время командировок и отпусков. Важно только, чтобы нужное количество дней набралось в течение последовательных 12 календарных месяцев.

Важно отметить, что расчет не берутся периоды лечения и обучения за рубежом, которые длятся меньше 6 месяцев.

Налоговую амнистию обещают 42 миллионам россиян

Если ваши расчеты показали, что вы являетесь резидентом РФ, то ознакомиться с условиями уплаты НДФЛ с продажи недвижимого имущества можно в другой статье. Если же подтвердился статус нерезидента, то переходим к следующему абзацу.
 

Налоговая ставка = 30%?
 

Для кого-то это, возможно, станет полной неожиданностью, но, к сожалению, да: практически треть дохода, который нерезидент получает от продажи жилья, по налоговым правилам, следует уплатить в бюджет. Об этом гласят статьи 207, 209, а также п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ.

И даже если на момент продажи квартиры налогоплательщик еще являлся резидентом России, а к концу года его статус изменился, то рассчитывать налоги придется, исходя из 30%-ной ставки. По сравнению с 13%-ной ставкой для налоговых резидентов, эта цифра кажется просто грабительской.

 

Юлия Курмамбаева, партнер и руководитель налоговой практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С»:
 

Однако, если двусторонним международным договором об избежании двойного налогообложения между Россией и страной, налоговым резидентом которой является продавец недвижимости, установлены иные правила и нормы, то будут применяться именно эти правила (ст. 7 Налогового кодекса РФ). В настоящий момент такие договоры у России заключены с 87 странами.

Законодательство: чего ждать от властей в 2018 году?

Правда, если проанализировать большинство соглашений об избежании двойного налогообложения, доходы нерезидентов от продажи жилья облагаются налогом именно в стране расположения недвижимости.

При этом если нерезидент России заплатил налоги в местную налоговую инспекцию, то они будут учтены при уплате налогов в родной стране.

А если, по соглашению, ставка на доходы физических лиц в родной стране ниже, то ее гражданин имеет право заплатить налоги с продажи недвижимости на российской земле по месту постоянного жительства (опять же, если это предусмотрено условиями соглашения).
 

Ольга Курамшина, старший юрист налоговой и юридическикой практики компании «Корпус права» (Россия):
 

— Стоит отметить, что пока налогоплательщик не получил доход фактически, то есть пока в его распоряжение физически не поступила сумма денежных средств за проданную недвижимость (полностью или в части), доход не считается полученным для целей налогообложения.
 

А как же сроки владения и вычеты?
 

Нерезиденты России в этом плане тоже находятся в невыгодном положении, по сравнению с резидентами. Если для последних Налоговым кодексом предусмотрены всевозможные вычеты и льготные условия при расчете и уплате налогов, то для первых такие бонусы отсутствуют.
 

Климент Русакомский:
 

— При расчете налога срок владения нерезидентом объектом недвижимости не имеет значения. Кроме того, следует также учитывать, что действие положений п.п. 17.1 ст.

217 НК РФ, позволяющих хозяину имущества, находящегося в собственности больше трех лет, не платить НДФЛ, на налоговых нерезидентов также не распространяется.

Поэтому при продаже квартиры на территории России налоговый нерезидент обязан заплатить 30% НДФЛ со всей денежной суммы, полученной от покупателя недвижимости.
 

То же касается и всевозможных вычетов (социальных, имущественных и профессиональных), право на которые есть у резидентов, согласно статьям 218-221 Налогового кодекса. Для людей, имеющих противоположный статус, действует только правило 30%-ной ставки.
 

Можно ли уменьшить сумму налога?
 

В этой ситуации юристы советуют заблаговременно озаботиться вопросом обретения статуса «резидент» в том календарном году, в котором планируется совершение сделки.
 

Константин Кантырев, управляющий партнер международного юридического бюро Ruscounsel.com:
 

— Чтобы воспользоваться правом на льготу в связи со сроком владения (при приобретении собственности после 1 января 2016 года — 5 лет), надо стать резидентом, то есть прожить в России более 183 дней. Немногие из нерезидентов, проживающих заграницей, будут готовы пойти на такие жертвы ради уменьшения налогов.
 

Есть и другой распространенный способ среди россиян, который юристы называют недобросовестным по отношению к государству, – указание в тексте договора заниженной цены, которая отличается от фактически получаемой на руки. Правда, как утверждают специалисты, с 1 января 2016 года он потерял свою привлекательности и требует боле тщательных расчетов.
 

Ольга Курамшина:
 

— С 1 января, если налогоплательщик реализует недвижимое имущество по цене, которая ниже 0,7 его кадастровой стоимости, соответствующий доход будет вменен налогоплательщику, даже если доказательства его получения будут отсутствовать.
 

Более легальный способ уменьшения суммы налога предлагает Светлана Бурцева, правда, он связан с рисками, основанными на банальном человеческом доверии:
 

— Для беспроблемной продажи квартиры, можно подарить ее близким родственникам, у которых есть статус налоговых резидентов России. При этом если дарение произойдет меньше чем за три года до продажи, то придется все-таки заплатить налог 13%, который все равно меньше 30%. Другое дело, что есть опасность потерять недвижимость, если родственники захотят пойти на обман.
 

Другие правила налогообложения
 

Если сделка все же состоялась, продавец обязан сообщить о полученном доходе налоговым органам, т.е. подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах физического лица. При этом стоит обратить внимание, что налогоплательщик самостоятельно проводит исчисление сумм налогов, которые он обязан уплатить.
 

Климент Русакомский:
 

— После совершения сделки продавец-нерезидент должен до 30 апреля следующего за продажей года предоставить в Налоговую инспекцию декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ.

Если у нерезидента есть регистрация в России, то документы необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации. Если регистрация отсутствует, то декларация подается по месту нахождения проданного имущества.

А до 15 июля этого же года, уже после подачи декларации, необходимо заплатить сам налог.

Можно ли заработать на новостройке?

Светлана Бурцева:
 

— Необходимо предупредить тех, кто думает, что можно не заплатить налоги и уехать из России, надеясь, что это сойдет с рук. На самом деле, между Росреестром, нотариусами и налоговой инспекцией сегодняшний день хорошо налажена информационная связь. Сведения в Налоговую службу подаются после каждой сделки.

Поэтому уведомление о необходимости уплатить налоги да еще и вместе с пенями может настигнуть совсем неожиданно. И это будет существенно дороже.

Более того, законы других стран требуют декларировать любую сумму, появляющуюся у человека на личном счете, а провезти через таможню большую сумму наличными может оказаться проблематичным.

Источник: https://www.cian.ru/stati-tolko-dlja-nerezidentov-rf-uplata-naloga-s-prodazhi-nedvizhimosti-v-rossii-218088/

Стоит ли верить письмам Минфина?

Всегда ли можно руководствоваться письмами ФНС и Минфина?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Это письмо крайне важно для собственников, директоров и бухгалтеров. Последний раз подобное письмо Минфин РФ выпускал аж в 2007 году. Прошло уже больше 12 лет. Сейчас это письмо Минфин повторяет.

Письмо Минфина РФ от 24 июля 2019 года №03-02-08/55114. Если Минфин выпускает письма, которые являются ответами на частные запросы, то их может применять в полной мере только та организация, которая написала этот запрос.

Что касается всех остальных налогоплательщиков и налоговиков – вы имеете право к этому письму Минфина относиться, как вам в голову взбредет. Оно не является нормативно-правовым актом. Вы не обязаны его выполнять и налоговики тоже. Все эти письма с разъяснениями от Минфина – это просто их мнения на заданные темы.

Эти мнения приравниваются к любому иному письменному мнению любого специалиста. И все.

Но есть одна категория писем, к которой стоит прислушаться. Когда налоговики написали какой-то запрос в Минфин и получили ответ с разъяснениями позиции Минфина, это письмо тоже не является нормативно-правовым актом. Но налоговики уже обязаны разослать по всей стране и использовать как за, так и против налогоплательщиков.

Письмо довольно длинное, поэтому процитирую только пару кусочков: «…такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами.

Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц.

Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области».

Но есть одно исключение – если эти письма написаны по запросу налоговых органов, то налоговики имеют право их использовать: «С учетом вышеизложенного полагаем, что указанная норма Кодекса не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России…» Теми письмами, которые кому угодно написаны, налоговики руководствоваться не обязаны, но налоговики обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина, адресованными непосредственно ФНС России. Эти письма рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля их деятельности.

И последнее: «При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов». Ну, слава богу, что хотя бы письма Минфина, – это просто мнение, выраженное в письменной форме. Поэтому если письмо Минфина хорошее, то объявляйте его хорошим и используйте, а если плохое, то не используйте.

Другое дело, что тут есть норма, где написано, что если те или иные консультанты по налогам, специалисты по налогам дают вам советы на основе писем Минфина, то это на их страх и риск, и на ваш тоже.

Потому что если давать консультации на основе Минфина России, то всегда нужно подчеркивать, что эти письма – просто мнения на заданную тему, а вы можете этого мнения придерживаться или нет.

Естественно, все эти правила относятся и к письмам налоговиков, они тоже не являются нормативно-правовыми актами. Когда ваш бухгалтер видит какое-то нехорошее письмо от налоговиков или Минфина – она пугаться не должна. Она должна понимать, что это просто их мнение.

И мнение Минфина в данном случае будет приравнено к письменному мнению вашего бухгалтера, если она имеет экономическое образование. По крайней мере, так признает сам Минфин.

Так что давайте не будем пугаться, если выходят отрицательные письма Минфина и ФНС. Давайте будем знать, что это просто бумажка. И если налоговики на местах этого еще не знают, то возьмите, распечатайте письмо Минфина от 24 июля 2019 года №03-02-08/55114 и покажите им его.

Удачи в делах, ребята! До свидания!

Ссылка на документ:

Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 24 июля 2019 года №03-02-08/55114

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР В МОСКВЕ

(Visited 338 times, 7 visits today)

(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://turov.pro/stoit-li-verit-pismam-minfina-k/

Минфин не хочет отвечать за свои слова

Всегда ли можно руководствоваться письмами ФНС и Минфина?

05 сентября 2007

Источник: «Главбух» № 17, 2007

Минфин советует быть осторожнее с письмами – ответами на частные запросы. Ведь они носят информационный, а не обязательный характер

Письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138

Минфин России выпустил письмо, где объявил: даже инспекторы, не говоря уже о налогоплательщиках, не всегда должны следовать разъяснениям, которые ведомство дает в официальных письмах.

Другими словами, письмо за подписью начальника департамента имеет такую же ценность, как, скажем, консультация налогового адвоката.

Что заставило чиновников так обесценить собственные разъяснения и что изменится для налогоплательщиков — ответы в нашей статье.

Новые рекомендации Минфина России о своих же рекомендациях

В письме есть два посыла: один адресован инспекторам, другой — налогоплательщикам.

Что Минфин сказал налоговикам

«Обязательные письма». Инспекторы обязаны руководствоваться только теми письмами, которые адресованы непосредственно ФНС России.

Центральный аппарат налоговой службы готовит собственное письмо «О пересылке письма Минфина России», направляет его в региональные управления, а те — в инспекции.

Как признаются налоговики, зачастую эти письма приходят в сопровождении инструкции под грифом «ДСП».

«Необязательные письма». К таковым относятся все остальные, которые не спускались централизованно, а только были опубликованы в СМИ или в правовых базах. Из письма Минфина следует вывод: если во время проверки налогоплательщик показывает инспектору такое письмо, тот вправе не обращать на него внимания.

Отметим, что на самом деле пункт 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ такого деления не предусматривает. Из кодекса можно сделать вывод, что налоговики обязаны следовать всем без исключения письмам Минфина России.

Однако сейчас финансовое ведомство дало свою трактовку и данной норме кодекса. Причем сделало это таким образом, что письмо № 03-02-07/2-138 попадает в разряд «обязательных» согласно приведенной классификации самого же Минфина.

Ведь данный документ специально направлен всем налоговикам.

Что Минфин сказал налогоплательщикам

Компания вправе игнорировать любое письмо Минфина России и делать так, как считает правильным в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Или так, как ей посоветует специалист — юрист, налоговый консультант, аудитор, — а не чиновник. Для налогоплательщиков все разъяснения финансового ведомства носят исключительно информационный, но никак не обязательный характер.

Кроме того, подчеркивают чиновники, письма Минфина чаще всего являются ответом на частный запрос налогоплательщика. Соответственно, другая компания уже не может руководствоваться таким письмом, ведь нет гарантии, что ситуация стопроцентно совпадает.

Для чего чиновники обесценили собственные письма?

Не секрет, что позиция финансового ведомства не отличается последовательностью. Порой она вообще зависит лишь от того, какой исполнитель отвечает на письмо.

Вспомним, как 20 июня 2006 года Минфин «освободил» плательщиков ЕНВД от необходимости вести бухучет, а уже 10 октября, в другом письме, объявил, что бухучет для «вмененщиков» обязателен (мы писали об этом в «Главбухе» № 22 на стр. 52).

В неофициальной беседе тогда представитель ведомства сказал, что первое письмо прошло «как-то мимо вышестоящих органов».

Именно поэтому в Минфине России категорически не желают, чтобы инспекторы руководствовались всеми письмами.

«Усилиями определенных депутатов в первую часть Налогового кодекса прошла поправка, которая обязывает инспекторов следовать разъяснениям Минфина.

Спрашивается — зачем? А как быть, если Минфин ошибся в разъяснениях? Инспектор будет следовать ошибочным разъяснениям и проиграет суд», — комментирует в неофициальной беседе новое письмо представитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Кроме того, чиновникам не нравится практика, когда компания во время проверки показывает инспектору письмо Минфина в свою пользу. Особенно если это письмо является ответом на запрос другого налогоплательщика.

При проверке инспектор должен не только учитывать, что компания предъявляет какие-то разъяснения Минфина, но и анализировать, вправе ли организация руководствоваться такими разъяснениями», — продолжает наш собеседник.

Изменит ли новое письмо ситуацию на местах?

Воплотить свой замысел на практике финансистам будет довольно сложно. Инспекторы уже привыкли, что Минфин России — это вышестоящая структура, одна из функций которой — разъяснять Налоговый кодекс РФ.

Поэтому они с уважением относятся к любым пояснениям и рекомендациям чиновников, в какой бы форме те не были даны — в виде письма, выступления на семинаре или публикации в СМИ.

Как показал опрос, проведенный журналом «Главбух», инспекторы всегда учитывают позицию Минфина России, в том числе и те письма, которые налогоплательщики берут из правовых баз.

Комментирут чиновник

Алексей Сапунов, руководитель межрайонной инспекции ФНС Росси №2 по г.Санкт-Петербургу

— Мы руководствуемся разъяснениями Минфина России как вышестоящего ведомства. Когда во время проверки налогоплательщик показывает письмо, которому он следовал, это хороший аргумент. Правда, если до этого у нас были к нему серьезные претензии, мы можем позвонить в УФНС, рассказать о ситуации, спросить, проходило ли такое письмо через управление и учитывать ли нам его.

Таким образом, Минфину России едва ли стоит ждать, что инспекторы откажутся учитывать письма ведомства (пусть даже это ответы на частные вопросы) только лишь потому, что само ведомство не может обеспечить согласованность и правильность своих разъяснений.

Что делать налогоплательщику?

Конечно, письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 еще не повод отказываться от любых рекомендаций чиновников, особенно если они в пользу налогоплательщика.

Но все же с письмами — ответами на частные запросы придется быть осторожнее.

Инспекторы могут заявить, что ситуации разные и налогоплательщик не должен руководствоваться объяснениями, если они не адресованы лично ему.

В идеале, если письмо действительно очень важное, можно заранее поговорить со своим инспектором и узнать, вправе ли, по его мнению, компания ему следовать. Если ответ будет отрицательным, компания хотя бы заранее будет об этом знать. И либо согласится с мнением инспекторов, либо заранее будет готовиться к тому, что свою правоту придется доказывать в суде.

Отметим, что письмо Минфина, которым руководствовался налогоплательщик, может освободить его от штрафов и пеней даже в том случае, если в целом судьи признают правоту инспекции. Об это сказано в пункте 8 статьи 75 и в пункте 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ. Но для этого письма должны соответствовать четырем критериям (подробно мы писали об этих признаках в «Главбухе» № 8):

  • быть адресованными неопределенному кругу лиц или непосредственно данному налогоплательщику;
  • основываться на полной и достоверной информации;
  • быть выпущено чиновником в пределах его компетенции;
  • относится к тому же налоговому периоду, что и спорное действие компании.

Источник: http://www.oviont.ru/ru/useful/arts/2171/

Письма Минфина и ФНС: точка зрения или закон?

Всегда ли можно руководствоваться письмами ФНС и Минфина?

ВАС РФ принял решение, благодаря которому фирмам станет значительно проще избежать налоговой ответственности, если в работе они руководствовались разъяснениями чиновников.

Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Если компания в своей деятельности опиралась на разъяснения налогового законодательства, которые были даны уполномоченным органом власти (или его должностным лицом) ей лично или же неопределенному кругу лиц, она освобождается от ответственности1. Например, если в результате сумма налога была рассчитана неправильно.

ВАС РФ: письма Минфина — официальные разъяснения Судебная практика по вопросам применения разъяснений Минфина России в качестве своего рода индульгенции достаточно противоречива. Но недавно появилось решение ВАС РФ № 4350/102, благодаря которому компаниям станет проще в подобных случаях «переложить ответственность» на чиновников финансового ведомства.

Судьи, рассматривая спор о доначислении компании налогов, пеней и штрафов, учли, что при формировании налоговой базы по ЕСН она руководствовалась письмами Минфина России. Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах.

ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.
До этого ВАС РФ уже высказывал аналогичное мнение.

В решении3, которое было принято в 2009 году, судьи указали: поскольку при исчислении налога фирма руководствовалась разъяснениями Минфина России, которые были опубликованы в общераспространенной информационной системе «Кодекс», она освобождается от ответственности.

Но в отличие от Постановления № 4350/10 в судебном решении 2009 года не было указаний, что содержащееся в нем «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел».

А значит, теперь есть все основания полагать, что исход судебных разбирательств по вопросам применения разъяснений чиновников станет более предсказуемым. Но имейте в виду: в этом решении речь идет лишь о письмах Минфина России, о разъяснениях налоговиков там ничего не сказано. Кстати, Постановление № 4350/10 интересно еще и тем, что в нем содержится важный для компаний вывод. О том, какую материальную помощь можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, а какую — нет. Но подробнее об этом мы расскажем в следующем номере «АБ».

Разъяснять или информировать?

Обязанность разъяснять положения налогового законодательства возложена на Минфин России, а задача ФНС России — информировать граждан и организации по общим вопросам применения налогового законодательства и давать разъяснения по заполнению налоговой отчетности4. Эти разъяснения могут быть индивидуальными или направленными неопределенному кругу лиц.

И здесь наибольшее число споров возникает по поводу того, что является разъяснениями для неопределенного круга лиц. Можно ли отнести к ним письма чиновников, которые опубликованы и находятся в открытом доступе (в средствах массовой информации, справочно-правовых системах и т. д.)? В Минфине России считают, что нет.

Эти письма носят инфор­мационно-разъяснительный характер и должны восприниматься вместе с другими публикациями специалистов в области налого­обложения5.

Ответы, которые в них содержатся, подготовлены по обращениям конкретных заявителей и адресованы им же, поэтому высказанные в этих письмах мнения и заключения другие компании могут распространять на прочие случаи лишь под свою ответственность6.

Иными словами, к письменным разъяснениям для неопределенного круга лиц, по мнению финансового ведомства, такие письма не относятся. А значит, от налоговой ответственности в виде пеней и штрафов компанию они не защитят. Совершенно другой статус имеют письма Минфина России для налоговиков.

Сотрудники налоговых органов в своей работе обязаны учитывать мнение Минфина России. Это прямо установлено Налоговым кодексом7. Поэтому при проверках налоговики должны руководствоваться письмен­ными разъяснениями, в которых выражается позиция финансового ведомства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций. Причем речь идет не обо всех письмах финансового ведомства, а лишь о тех, которые специально адресованы ФНС России8.

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № 4350/10

Источник: https://www.garant.ru/company/garant-press/ab/330965/04/

Страж закона
Добавить комментарий