Водный налог: ставки

Водный налог в 2018-2019 годах — сроки и порядок уплаты, ставки

Водный налог: ставки

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Порядок расчета водного налога по НК РФ

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату.

Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами.

То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку.

Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями.

О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».

Источник: http://roomys.ru/vodnyj_nalog/

Ставки водного налога в 2018 году: таблица

Водный налог: ставки

Ставки водного налога на 2018 год устанавливаются с привязкой к базовым величинам и значениям специальных коэффициентов. Базовые тарифы зафиксированы Налоговым кодексом. Обязанность по расчету и уплате этого налога возлагается на субъектов хозяйствования, которые обладают лицензией на водопользование и осуществляют пользование водными ресурсами.

Классификация ставок ведется в разрезе видов водопользования и регионов РФ, по принадлежности к определенной категории источника воды (река, озеро, море). Облагаться налогом могут операции по забору воды, лесосплаву, выработке электроэнергии и другие формы эксплуатации акватории водоемов.

Водный налог 2018: ставки

При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские.

К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ).

Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).

Таблица 1Экономический районНалоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акваторииМореНалоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
Северный32,16
Северо-Западный33,96
Центральный30,84
Волго-Вятский29,04
Центрально-Черноземный30,12
Поволжский30,48
Северо-Кавказский34,44
Уральский32,04
Западно-Сибирский30,24
Восточно-Сибирский28,2
Дальневосточный31,32
Калининградская область30,84
Балтийское33,84
Белое27,72
Баренцево30,72
Азовское44,88
Черное49,8
Каспийское42,24
Карское15,72
Лаптевых15,12
Восточно-Сибирское15
Чукотское14,04
Берингово26,16
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)29,28
Охотское35,28
Японское38,52

Организации, которые пользуются водными ресурсами для выработки электроэнергии, в расчет принимают ставку в рублях, начисления осуществляются за каждую 1000 кВт/ч произведенной электроэнергии (таблица 2).

Таблица 2Бассейн реки, озера, моряНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава
Нева1 656,00
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень1 705,20
Прочие реки бассейна Балтийского моря1 522,80
Северная Двина1 650,00
Прочие реки бассейна Белого моря1 454,40
Печора1 554,00
Амур1 476,00
Волга1 636,80
Енисей1 585,20
Лена1 646,40
Обь1 576,80
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях1 183,20

Если предприятие пользуется водной акваторией для сплава леса, то за основу берется рублевая ставка за каждую 1000 куб. м древесных пород, сплавляемых на расстояние в 100 км (таблица 3).

Таблица 3Бассейн реки, озера, моряНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава
Нева1 656,00
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень1 705,20
Прочие реки бассейна Балтийского моря1 522,80
Северная Двина1 650,00
Прочие реки бассейна Белого моря1 454,40
Печора1 554,00
Амур1 476,00
Волга1 636,80
Енисей1 585,20
Лена1 646,40
Обь1 576,80
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях1 183,20

В следующей таблице ставок водного налога в 2018 году (таблица 4) содержатся сведения по тарификации забора водных ресурсов из рек и озер, а в таблице 5 приведены данные о ставках налога при заборе морской воды.

Таблица 4Забор воды из рек и озер по районам
Экономический районБассейн реки, озераНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной
из поверхностных водных объектовиз подземных водных объектов
СеверныйВолга300384
Нева264348
Печора246300
Северная Двина258312
Прочие реки и озера306378
Северо-ЗападныйВолга294390
Западная Двина288366
Нева258342
Прочие реки и озера282372
ЦентральныйВолга288360
Днепр276342
Дон294384
Западная Двина306354
Нева252306
Прочие реки и озера264336
Волго-ВятскийВолга282336
Северная Двина252312
Прочие реки и озера270330
Центрально-ЧерноземныйДнепр258318
Дон336402
Волга282354
Прочие реки и озера258318
ПоволжскийВолга294348
Дон360420
Прочие реки и озера264342
Северо-КавказскийДон390486
Кубань480570
Самур480576
Сулак456540
Терек468558
Прочие реки и озера540654
УральскийВолга294444
Обь282456
Урал354534
Прочие реки и озера306390
Западно-СибирскийОбь270330
Прочие реки и озера276342
Восточно-СибирскийАмур276330
Енисей246306
Лена252306
Обь264348
Озеро Байкал и его бассейн576678
Прочие реки и озера282342
ДальневосточныйАмур264336
Лена288342
Прочие реки и озера252306
Калининградская областьНеман276324
Прочие реки и озера288336

Ставки установлены в рублевом эквиваленте, который применяется к каждой 1000 куб.м. водных ресурсов, использованной предприятием. Такое правило характерно только для операций, связанных с периодическим или регулярным отбором воды.

Таблица 5МореНалоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды
Балтийское8,28
Белое8,4
Баренцево6,36
Азовское14,88
Черное14,88
Каспийское11,52
Карское4,8
Лаптевых4,68
Восточно-Сибирское4,44
Чукотское4,32
Берингово5,28
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)5,64
Охотское7,68
Японское8,04

Водный налог в 2018 году при осуществлении забора воды для дальнейшей ее поставки населению высчитывается по ставке 122 руб. за каждую тысячу куб. м потребленных ресурсов. Сниженные ставки предприятия могут применять при соответствии такому набору требований:

  • в лицензии на забор воды указана цель ее использования – удовлетворение хозяйственных нужд населения;
  • по каждому эксплуатируемому объекту в лицензии отдельно прописан допустимый объем потребления.

Если предприятие пользуется водой не только для поставки ее населению, но и в коммерческих целях, налогообложение операций по забору воды с разным назначением осуществляется отдельно по дифференцированным ставкам.

Водный налог: коэффициент 2018

К базовым ставкам при расчете налоговых обязательств дополнительно применяются повышающие коэффициенты:

  • индексирующие величины, которые обновляются каждый год (на 2018 год установлен коэффициент 1,75);
  • специализированные коэффициенты.

Коэффициенты не применяются в отношении забора воды, который обусловлен необходимостью обеспечения поставок ее населению. В этом случае законодателями предусмотрен планомерный ежегодный рост рублевых ставок по 2025 год. С 2026 года будет введен единый механизм обновления их размера, при котором коэффициент привязывается к колебаниям потребительских цен.

https://www.youtube.com/watch?v=2V8cOIm-Wsg

Если выделенный предприятию лимит по водозабору в течение отчетного интервала был превышен, ставка увеличивается коэффициентом, равным 5. Рост ставки осуществляется не для всего потребленного объема ресурсов, а только по отношению к объему превышения зафиксированных предельных значений. Скорректированная на коэффициенты ставка округляется до полных рублей.

Если у предприятия нет средств измерения потребляемых ресурсов, дополнительно необходимо увеличивать рассчитываемые налоговые обязательства на 1,1. При перепродаже добываемой воды применяется коэффициент, равный 10. Все подлежащие учету значения коэффициентов при расчете налога перемножаются с базовой ставкой.

Декларация по водному налогу: срок сдачи в 2018 году

Налог рассчитывается ежеквартально по ставкам, которые зафиксированы на территории нахождения эксплуатируемого водного ресурса. Декларационная форма подается в налоговую инспекцию с привязкой к месту, где фактически расположен налогооблагаемый актив (ст. 333.15 НК РФ).

Декларация составляется по унифицированному шаблону КНД 1151072, который утвержден Приказом ФНС РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@. Срок подачи формы и уплаты налога ограничен 20 числом месяца, следующего за отчетным квартальным интервалом.

В 2018 году декларацию подают в следующие сроки:

Источник: https://spmag.ru/articles/stavki-vodnogo-naloga-v-2018-godu-tablica

Налоги и налогообложение

Водный налог: ставки

Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:

  1. стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;
  2. имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920—1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, который был отменен после завершения коллективизации. В период с 1949 по 1956 г.

существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В 1999 г. после принятия Закона «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г.

№ 71-ФЗ в РФ был введен налог за пользование водными объектами, который предусматривал, помимо платы за забор воды из водных объектов, платность и других аспектов водопользования, в частности сброса предприятиями отработанной воды в водные объекты и пользования водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод, существенно расширявший не только состав объектов обложения, но и круг плательщиков.

Начиная с 1 января 2005 г. взимание водного налога в РФ осуществляется в соответствии с главой 252 НК. С момента его введения в налогообложении водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Основные элементы водного налога представлены на рисунке.

Плательщиками водного налога (ст. 3338 НК) являются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

При этом под специальным водопользованием понимается использование физическими и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств.

Особое водопользование может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ в новой редакции (после 3 июня 2006 г.).

Перечень объектов налогообложения водным налогом, а также видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, определен ст. 3339 НК.

——————————————Объекты налогообложения водным налогом—————————————

Налоговая база по водному налогу согласно ст. 33310 НК по каждому виду водопользования определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Определениеналоговой базы по водному налогу (ст. 33310 НК)
№ п/пОбъект налогообложенияНалоговая база
1Забор воды из водных объектовОпределяется как объем воды,забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем водыопределяется на основании показаний водоизмерительных приборов, а вслучае отсутствия таковых — исходя из времени работы ипроизводительности технических средств либо исходя из нормводопотребления
2Использование акватории водныхобъектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошеляхОпределяется как площадьпредоставленного водного пространства. При этом площадь водногопространства определяется по данным лицензии на водопользование, а вслучае отсутствия таких данных в лицензии — по материалам технической ипроектной документации
3Использование водных объектовбез забора воды для целей гидроэнергетикиОпределяется как количествопроизведенной за налоговый период электроэнергии
4Использование водных объектовдля целей сплава древесины в плотах и кошеляхОпределяется как произведениеобъема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячахкубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах,деленного на 100

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 33311 НК).

По водному налогу по каждому из объектов налогообложения в соответствии со ст. 33311 НК установлены твердые (специфические) налоговые ставки, которые дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Следует отметить, что ставка водного налога при заборе воды из любых водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. м3 воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога определены ст. 33313—33314 НК. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма водного налога целиком поступает в федеральный бюджет.

В этот же срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по местонахождению объекта налогообложения. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории

крупнейших, предоставляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики — иностранные лица представляют в этот же срок дополнительно копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Источник: https://isfic.info/tax/payma56.htm

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Водный налог: ставки

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;

  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

  • забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

  • забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

  • забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

  • забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

  • использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

  • использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

  • использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

  • использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

  • использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

  • использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

  • особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

  • забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

  • забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

  • использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

  • при заборе воды мира;

  • при использовании акватории;

  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

  • при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

  • при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

  • с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно — в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно — в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно — в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно — в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно — в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно — в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

  • с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Водный налог: подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2018 года … основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями … лицензии, водопользователь признается плательщиком водного налога и уплачивает водный налог по ставкам, установленным …

    во внимание, что объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования, налоговая … при отсутствии соответствующей лицензии, уплачивать водный налог по общей ставке, установленной … не предусмотрено и увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, …

  • Порядок заполнения деклараций и сроки сдачи отчетности при ликвидации организации или ее реорганизации … :
    НДС (ст. 163 НК РФ);
    водный налог (ст. 333.11 НК РФ …
  • Важные правовые позиции КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года … углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом.
    Судами установлено, что в 4 …

    отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных … водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта …

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2017 … которого применяется пониженная налоговая ставка.
    Водный налог
    Определение от 16.

    11.2017 … водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта … углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты …

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за июнь 2017 года …

    -02/14572
    Пятикратное увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, требующего … не предусмотрено. В данном случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей …

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за февраль 2019 … , или в году налогового периода.
    Водный налог
    Определение от 14 февраля 2019 …

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года … и природного газа взимаются соответственно водный налог (глава 25.2 НК РФ …
  • Обзор правовых позиций КС и ВС РФ за второе полугодие 2016 года по вопросам налогообложения … (по жалобе Ворониной Т.Е.).
    Водный налог.
    22. Осуществление забора воды для … случае льготной ставки водного налога является неправомерным.

    Основанием для начисления водного налога послужил вывод … ставка применялась налогоплательщиком при исчислении водного налога в отношении объема воды, отпущенной … неправомерным применение обществом пониженной ставки водного налога для указанных учреждений, судебные инстанции …

  • Уточнены правила определения налогового периода … :
    НДС (ст. 163 НК РФ);
    водный налог (ст. 333.

    11 НК РФ …

  • План ФХД на 2019 год: готовимся к будущим изменениям … налога.
    Расчет расходов на уплату водного налога.
    Расчет расходов на уплату транспортного …
  • О заполнении налоговой декларации по водному налогу … порядке заполнения налоговой декларации по водному налогу”
    Федеральная налоговая служба …

    законодательством Российской Федерации признаются плательщиками водного налога.
    Статьей 333.14 Налогового … кодекса установлено, что уплата водного налога, осуществляется по местонахождению объекта … Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу (далее — Порядок), при заполнении … документах, оформляемых в целях уплаты водного налога.

    Государственный советник
    Российской Федерации …

  • Обзор ФНС по правовым позициям КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года  … углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. письмо ФНС
  • Обзор правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года …

    углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. прочий ФНС

  • Как крупнейшему налогоплательщику оформлять и куда сдавать декларацию по водному налогу … -3/19785
    ФНС сообщила, что водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения … .
    Согласно порядку заполнения декларации по водному налогу при заполнении титульного листа крупнейшие … в платежных документах на уплату водного налога.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/vodnyy_nalog.html

Страж закона
Добавить комментарий