Валютное регулирование и валютный контроль 2018

Закон о валютном регулировании и валютном контроле – все новости на Atameken Business

Валютное регулирование и валютный контроль 2018

В среду на пленарном заседании мажилиса развернулась горячая дискуссия между депутатами и председателем Национального банка Данияром Акишевым. Глава Нацбанка представлял проект Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и сопутствующий ему пакет поправок в законодательство. Предполагается несколько принципиальных новшеств. 

Во-первых, после вступления Казахстана в ВТО в стране уже расширена деятельность филиалов иностранных нефинансовых организаций, а с декабря 2020 года иностранные банки и страховые организации получают возможность работать в Казахстане через филиалы. Кроме того, в стране действуют международный финансовый центр «Астана» и специальная экономическая зона «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», на территории которых предусматривается особый режим валютного регулирования. 

В связи с этим Нацбанк предлагает расширить мониторинг валютных операций и сократить расчет в иностранной валюте на территории Казахстана, что, заметил г-н Акишев, позволит повысить эффективность валютного контроля, в том числе в целях противодействия выводу денег из страны.

«Законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима. Это обеспечивает исполнение международных обязательств, принятых Республикой Казахстан в рамках интеграционных объединений и членства в международных организациях без возложения дополнительной нагрузки на граждан и субъекты бизнеса», – объяснил глава Нацбанка.

Законопроектом предлагается признать филиалы иностранных организаций в качестве резидентов. Сегодня они являются нерезидентами, что позволяет им осуществлять валютные операции внутри Казахстана при операциях с резидентами. Для казахстанских компаний это запрещено.

«Например, за 2017 год объем операций филиалов иностранных компаний с резидентами в иностранной валюте составил 2,7 миллиарда долларов. В настоящее время зарегистрировано 4,5 тысячи филиалов иностранных организаций. После полного вступления в ВТО ожидается значительное увеличение их количества.

Это приведет к увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, что не соответствует национальным интересам. В этой связи предлагается перевести расчеты филиалов иностранных организаций с казахстанскими компаниями на тенге. Изменения не затрагивают компании, деятельность которых регулируется соглашениями, заключенными от имени государства.

Они останутся в статусе нерезидента», – объяснил г-н Акишев.

Предусматривается также расширение охвата валютных операций мониторингом с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях. Глава Нацбанка пояснил: сложные режимы регистрации и уведомления будут отменены, а вместо них вводится единая учетная регистрация валютных договоров.

Критерием для учетной регистрации будет сумма и предмет договора. В этих условиях банкам не потребуется определять, какой режим валютного регулирования, регистрация или уведомление, распространяется на валютную операцию.

Благодаря этому сократятся сроки обслуживания банками платежей по валютным операциям.

При этом предлагается распространить процедуру учетной регистрации на договоры по экспорту и импорту работ и услуг. Это, как полагают в Нацбанке, обеспечит полный охват договоров для повышения эффективности валютного контроля и возврата валютной выручки в страну.

Пакет мер направлен на усиление противодействия выводу денег из страны. В частности, вводится перечень валютных операций, имеющих признаки вывода денег из страны.

Это предоставление резидентом финансового займа нерезиденту, не предусматривающего погашения путем зачисления денег на счета в Казахстане; предоставление нерезидентом финансового займа резиденту, не предусматривающего перевод денег на счета в Казахстане; предоставление резидентом беспроцентного финансового займа неаффилированному нерезиденту на срок свыше 720 дней; операции по оплате экспорта или импорта со сроком репатриации свыше 720 дней.

Второе направление в целях противодействия выводу денег – это активное взаимодействие с органом государственных доходов, в том числе информационное.

«Невозможно только нормами закона обеспечить контроль над выводом капитала. Вывод капитала может осуществляться нелегальными способами или маскируясь под законные сделки. Прямые ограничительные меры могут ухудшить инвестиционный климат и условия бизнеса для добросовестных предпринимателей. Это также неприемлемо в рыночной экономике.

Постоянно действующий и эффективный информационный обмен между заинтересованными госорганами позволяет выявлять недостоверные сведения по одной и той же сделке, которые поступают в разные госорганы.

Поэтому законопроект предусматривает право на передачу информации по валютным операциям, содержащей банковскую тайну, Комитету государственных доходов», – уточнил г-н Акишев. 

Также законопроектом предоставляется право небанковским обменным пунктам на покупку и продажу золотых мини-слитков, выпущенных Национальным банком.

В понятие «валютные операции» включены передача валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот.

Кроме того, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предоставлено право покупать и продавать безналичную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.

Глава Нацбанка подчеркнул, что в случае принятия законопроекта субъектам бизнеса потребуется время на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями. Соответственно, срок введения в действие законопроекта – 1 июля 2019 года.

У депутатов возникла масса вопросов по предлагаемым нормам.

Нуртай Сабильянов засомневался в целесообразности перевода филиалов иностранных компаний в статус резидента, поскольку это может повлиять на инвестиционный климат, а у компаний возникнут риски при осуществлении операционной деятельности.

Глава Нацбанка эти сомнения опроверг, напомнив, что «уже сейчас филиалы иностранных компаний могут работать в Казахстане, и уже имеют определенные преимущества перед местными компаниями». 

«На самом деле такой режим, наверное, был объективным во время становления экономики Казахстана, когда инвестиционный климат, законодательная база в Казахстане не были достаточно устойчивыми для уверенности иностранных инвесторов, которые работают в Казахстане.

После 25 лет независимости мы считаем правильным чтобы такого рода инвесторы работали наравне с компаниями, которые работают внутри страны, – сказал он, и отметив, что предложения обсуждались и непосредственно с инвесторами, уточнил: – Понятие «резидентство» сейчас в первую очередь будет распространяться на то, что расчеты внутри Казахстана с резидентами будут осуществляться по тому национальному законодательству, по которому работают все компании внутри Казахстана. То есть расчеты между резидентами должны осуществляться только в национальной валюте. Иностранные компании, которые работают через филиалы, должны подчиняться этому закону. Это правильно – мы живем в Казахстане, работаем в Казахстане и пользуемся своей национальной валютой. Все остальные требования, которые предъявляются к резидентам, по отношению к иностранным компаниям применяться не будут. Это касается вопросов репатриации, учетной регистрации контрактов». 

Рисков Нацбанк в этих нормах не видит. Депутат не согласился: валютные риски присутствуют, отразятся на стоимости продукции для потребителей. 

«Я не думаю, что это предмет этого законопроекта – регулирование валютного риска иностранцев, работающих в Казахстане. Мне кажется, правильнее ставить вопрос регулирования валютных рисков для всей страны, а не для отдельных компаний», – удивился в ответ г-н Акишев.

Но коллегу поддержал председатель мажилиса Нурлан Нигматулин:

«Вы не поняли вопроса. Вопрос о том, что эти иностранные компании будут закладывать в стоимость продукции и услуг возможные потери от курсовой разницы. Что вы предусматриваете, чтобы этого не было? И это как раз ложится в вопрос валютного регулирования».

Акишев вновь возразил: этот вопрос не является предметом законопроекта, поскольку он относится к выбору денежно-кредитной политики. Над совершенствованием денежно-кредитной политики Нацбанк тоже работает. Спикер, не скрывая недовольства, заметил:

«Вот это и надо было ответить, что вы над этим тоже работаете. А относится, не относится – это вопрос, знаете, философский». 

Предложение Нацбанка по усилению требований к небанковским обменным пунктам, несмотря на несогласие некоторых депутатов, председатель мажилиса, наоборот, поддержал, напомнив коллегам, что речь идет о защите интересов граждан страны. Но почти тотчас снова выразил недовольство руководством Нацбанка – уже в части работы с банками. 

Депутат Анар Жаилганова подняла вопрос об ужесточении ответственности банкиров, умышленно допустивших крупный ущерб для банка и вкладчиков. 

«К сожалению, вы видите, что банки, в принципе, становятся неплатежеспособными, – согласился глава Нацбанка. – Понятно, что у них не отзываются лицензии, но страдают вкладчики, население и госкомпании, которые держат деньги. Мы считаем, что те критерии уголовной ответственности срабатывают только при условии трех факторов, которые включаются здесь.

Поэтому мы и сделали так, чтобы эта норма стала рабочей. Пока она нерабочая, практически вообще не используемая.

Я думаю, в тех условиях, которые сейчас есть, о чем я говорю, ухудшение состояния банков, особенно в прошлые годы, мне кажется, требует того, чтобы менеджмент банка понимал свою ответственность в будущем за то, что банк будет доведен до неплатежеспособности». 

«Вопрос в том, что на сегодняшний день Уголовный кодекс, в частности часть 1 и часть 3 статьи 239, эти нормы уже содержит. У нас есть крупный ущерб, повлекший доведение до неплатежеспособности, и отдельно есть санкция за сам крупный ущерб. Самое интересное, что у вас и санкция не меняется.

То есть вы один-единственный признак туда включили – снижение коэффициентов собственного капитала ниже уровня, который устанавливает уполномоченный орган. Но признак туда «сядет», но на санкцию никак не будет влиять.

Поэтому вы согласны с тем, что до второго чтения надо доработать?» – уточнила депутат. 

«Это не просто расчетный показатель, это, по сути, означает, что банк «проел» все деньги, ему расплачиваться нечем. Понятно, что не всегда за этим следует отзыв лицензии, но нам нужен этот критерий, чтобы норма заработала», – объяснил г-н Акишев. 

«Данияр Талгатович, в чем вопрос? – вмешался г-н Нигматулин. – Вы декларируете правильный вопрос, депутаты его поддерживают. Надо ужесточать требования как к акционерам, так и к менеджменту банков второго уровня.

Так делайте это! А вы, наоборот, декларируете одно, а что касается снижения собственного капитала, вы сделали так, что эта норма поглотилась, как я понимаю, внутри той статьи, о которой говорит депутат Жаилганова.

Хотели вы или нет, вы продекларировали, извините, чтобы вам понятнее было, прокукарекали правильно, а сделали все, чтобы, наоборот, для них еще дали возможность, спрятали норму снижения уровня собственного капитала.

Вы же сейчас сами говорите, что это не просто коэффициент снижения уровня собственного капитала, что это, может быть, умышленно допущено. В жизни такое бывает, банкиры должны за это отвечать, так давайте отдельно эту норму и вынесем! Тогда она у вас будет, что называется, через запятую, а вы ее спрятали внутри 193-й статьи».

«Разрешите не согласиться, что мы что-то объявили и не сделали, мы постоянно с депутатами это отрабатываем. Есть другая сторона. К сожалению, как только появится такая прямая норма, то к сожалению, я тогда могу очень много менеджмента коммерческих банков напрямую привлечь к уголовной ответственности…» – начал объяснять глава Нацбанка. Но его оборвали на полуслове. 

«Что вы и должны делать! – уже жестче заявил спикер мажилиса. – Вам об этом сказал глава государства, что акционеры и банкиры должны перестать баловаться.

А вы теперь расписываете, что этого боитесь? Вы сказали, что вы сторонник того, чтобы ужесточать. Мы, депутатский корпус, вас поддерживаем, но пора наводить порядок.

Когда банкиры уводят деньги за рубеж, когда непонятно, почему вдруг снизился собственный капитал, давайте введем эту норму напрямую». 

«Если я выведу это в отдельную норму и за это последует уголовная ответственность, тогда произойдет немного изменение структуры. Мы готовы обсудить этот вопрос», – ответил глава Нацбанка. 

«Продекларировали, а шаг сделать боитесь. Поэтому, в конце концов, вам нужно определиться, полумеры не нужны… вот, откровенно, вам сейчас депутатский корпус говорит: мы вас готовы поддержать в этом. Определитесь, пожалуйста», – подытожил г-н Нигматулин. 

Дискуссия длилась больше двух часов, то и дело прерываясь на возмущения, уточнения и разъяснения, где именно заканчиваются границы валютного регулирования и начинается другая «зона» контроля. Столь «горячо» в Парламенте в последние годы не обсуждали даже республиканский бюджет. В итоге через два с лишним часа бурных дебатов законопроект все же одобрили в первом чтении. 

Ирина Севостьянова
 

Экономика Госпрограммы и проекты Финансы Правила игры Экономика Правила игры

Источник: https://inbusiness.kz/ru/news/delat-ili-deklarirovat

Валютные операции по-новому: что изменится в валютном регулировании

Валютное регулирование и валютный контроль 2018

Анастасия Зануда ВВС News Украина

Копірайт зображення UNIAN Image caption Последний раз валютное регулирование в Украине менялось 25 лет назад

С 7 февраля валютные операции в Украине будут проводиться по новому закону «О валюте и валютных операциях».

С 1993 года и до сих пор оборот валюты в стране определялся декретом «О системе валютного регулирования и контроля», который содержал достаточно советских рудиментов, а также рядом других нормативных актов. Всего их было более 50. Кроме того, в них было внесено более 300 поправок.

Поэтому в банковских кругах говорят об «историчности» введения нового регулирования и о том, что отныне «тотальный валютный контроль» будет заменен на правило «все, что не запрещено, — разрешено», а страна постепенно приблизится к свободному движению капитала, необходимого и внутренним, и внешним инвесторам.

Новая система будет предусматривать более 20 послаблений на валютном рынке.

В то же время и в Нацбанке, и в коммерческих банках признают, что далеко не все нововведения заработают сразу же с 7 февраля. Однако они ожидают, что постепенно и юридические, и физические лица привыкнут к тому, что надзор будет осуществляться только за «рискованными операциями».

Вместе с тем, в Нацбанке предупреждают, что в случае «кризисных явлений», которые будут подтверждены Советом НБУ, возможно временное возвращение к определенным ограничениям в валютном регулировании.

Изменения для бизнеса

В НБУ говорят, что в первую очередь изменения коснутся валютных операций юридических лиц — банков, компаний и предприятий. Именно поэтому там рассчитывают, что новые валютные правила должны улучшить общий бизнес-климат в Украине.

«Возможно, физлица не воспримут это положительно, но для нас либерализация — это в первую очередь улучшение бизнес-климата для украинского бизнеса и иностранных и украинских инвесторов», — заявил заместитель председателя НБУ Олег Чурий.

Он говорит, что самая большая либерализация коснется именно банковской системы, — для них «либерализация будет почти полной».

Например, банки смогут покупать все инвестиционные бумаги, существующие в мире.

Копірайт зображення BANK.GOV.UA Image caption В Нацбанке так суммируют главные изменения на валютном рынке, которые начнутся с 7 февраля 2019 года

Что касается предприятий, то теперь они будут иметь не полгода, а год, чтобы рассчитаться по экспортно-импортным контрактам.

Индивидуальные лицензии на валютные операции, которые выдавались на конкретную сумму и срок, будут заменены на так называемые е-лимиты.

Компании имеют право инвестировать за границу 2 млн евро в год без получения таких разрешений.

На операции, сумма которых не превышает эквивалент 150 тысяч грн, валютный контроль вообще не будет распространяться.

Эти два нововведения должны значительно облегчить экспорт, считают банкиры.

Юридическим лицам позволят свободно пользоваться счетами за рубежом (кроме переводов средств из Украины на такие счета).

Впрочем, как отмечает Олег Чурий, открытие счета за границей — не простое дело, если учитывать требования финансового мониторинга.

«Раньше это происходило на основании индивидуальной лицензии. Но мы видели, что эти меры не являются эффективными. Они создавали излишнюю нагрузку и на Национальный банк, и на коммерческие банки и их клиентов.

Теперь это будет намного легче. Однако открыть счет за границей для компании не всегда просто, там всегда будут спрашивать происхождения средств, цель открытия счетов.

Но для «белых» украинских компаний это будет возможно».

Бизнесу станет проще брать займы за рубежом — регистрация внешних займов Нацбанком отменена. Чтобы расплатиться с внешними долгами, компании смогут накапливать валюту на своих счетах. Они также смогут получать кредиты на свои счета за рубежом от нерезидентов.

Появится и возможность хеджировать валютные риски, то есть защищаться от будущих колебаний курса. Впрочем, как считают в банковских кругах, этот инструмент пока вряд ли будет популярным среди украинских компаний, ведь привычки страхования валютных рисков пока нет.

Впрочем, определенные валютные ограничения остаются. В частности, и норма об обязательной продаже 50% валютной выручки. Однако уже с 1 марта он будет снижен до 30%, и, как говорит Олег Чурий, цель НБУ заключается в том, чтобы со временем вообще отказаться от обязательной продажи валюты.

Кроме того, физические лица и в дальнейшем не смогут свободно покупать валюту на межбанке для онлайн-расчетов с иностранными партнерами.

Изменения для населения

Копірайт зображення UNIAN Image caption Теперь можно будет купить валюту онлайн, но привычные обменники все равно сохранятся

А вот физические лица смогут обменивать валюту онлайн на сумму до 150 тысяч грн в день.

Сначала такая услуга будет не везде. Однако впоследствии, говорит Олег Чурий, ее введут большинство банков.

В то же время, добавляет он, и привычные обменники будут существовать, «пока будет существовать теневая экономика».

ПриватБанк заявил, что запустит услугу онлайн-обмена валют в Приват24 и всех терминалах самообслуживания банка с 00:01 7 февраля 2019 года.

Как сообщила пресс-служба банка, такая услуга будет доступна через интернет-банк Приват24, мобильное приложение Privat24 и сервис обмена валют в терминалах самообслуживания.

В режиме онлайн можно будет покупать и продавать евро и американский доллар. Продажа валюты онлайн будет осуществляться по текущему коммерческому курсу банка без дополнительных комиссий.

В ПриватБанке утверждают, что онлайн-обмен валют позволит мгновенно покупать и продавать доллары и евро для зачисления на валютные карточки или депозиты с банковских карточек в гривне в пределах установленного НБУ лимита до 150 тысяч грн в сутки.

«Если у клиента нет валютной карточки, интернет-карту в долларах или евро можно оформить бесплатно прямо в Приват24 через несколько секунд», — говорится в сообщении.

Кроме того, что физическим лицам разрешат покупать валюту онлайн, «отпадет необходимость в получении лицензий для инвестирования за границу».

«Все будет происходить в рамках лимитов», — сообщил заместитель председателя НБУ Олег Чурий, уточнив, что лимит для физических лиц повысят с 50 тысяч долларов до 50 тысяч евро.

По новым правилам в 10 раз увеличивается и лимит на валютные переводы за границу без открытия счета — он составит эквивалент 150 тысяч грн в год.

Чего ждут банкиры

Копірайт зображення UNIAN Image caption В банках настроены осторожно-оптимистично относительно изменений в валютном регулировании

На вопрос, почему не вводится полная либерализация валютных операций, в Нацбанке отвечают: чтобы предотвратить колебания на рынке.

В то же время банкиры надеются на то, что отмена запретов сама по себе должна стать фактором, стабилизирующим рынок.

«Когда есть ограничения, есть и ажиотаж, дефицит. Только исчезают ограничения, куда-то исчезает и дефицит», — объясняет председатель правления «Альтбанка» Игорь Волох. По его словам, клиенты банка даже не очень верят во введение всех задекларированных изменений, но в целом относятся к ним позитивно.

Антон Коваленко, директор департамента казначейства и финансовых учреждений ОТП Банка называет новые валютные правила «огромным плюсом для страны и банковского бизнеса как обслуживающих организаций», но в то же время выражает опасения относительно сложностей переходного периода и того, как в это время Нацбанк будет проверять коммерческие банки.

«Даже если все разрешить 7 февраля, все инструменты заработают не сразу», — говорит Татьяна Попович, директор блока «Рынки капитала» в «Альфа-банке».

По ее словам, в настоящее время «система находится в режиме stand-by, потому что нужно полностью пересмотреть свои подходы к работе и привыкнуть к тому, что все, что не запрещено, — разрешено». Она также считает, что и интерес к новым инструментам, таким, как хеджирование валютных рисков, будет расти:

«Когда мы покупаем КАСКО, мы же не огорчаемся, если за год не разбили авто. Это (хеджирование валютных рисков) является определенным элементом финансовой гигиены».

Вопросы читателей — ответы Нацбанка

Копірайт зображення Getty Images Image caption Украинцы смогут оплатить обучение или лечение за рубежом в пределах 150 тысяч грн в год

ВВС News Украина также обратилась к Национальному банку с вопросами, которые нам прислали пользователи соцсетей. Вопросы касаются как изменений, которые ожидают рядовых украинцев — физических лиц, так и компаний и предпринимателей, то есть юридических лиц. Вот что нам сообщили в НБУ.

1. Сможет ли украинец открыть счет в зарубежном банке?

Открытие счета для физических лиц не было запрещено и раньше. А вот чтобы перечислить средства на него из Украины, нужна была лицензия. Сейчас эти перечисления будут проходить в рамках е-лимитов — это 50 тысяч евро в год.

Сюда включены следующие операции: выполнение собственных обязательств перед нерезидентом по договору страхования жизни / по осуществлению инвестиции за границу / размещение средств на своем счету за пределами Украины / предоставление нерезиденту займа (возвратной финансовой помощи) в иностранной валюте.

2. Можно ли будет оплатить обучение или лечение за границей? Каков лимит?

Операции по оплате обучения или лечения относятся к текущим неторговым операциям. Лимиты на осуществление переводов по таким операциям не установлены.

Для осуществления таких переводов на сумму до 150 тысяч грн (в эквиваленте) в день пока не требуется открытие счета. Переводы на сумму от 150 тысяч грн должны осуществляться исключительно со счета клиента.

Основанием для осуществления такого перевода будет документ на оплату.

3. Можно ли будет с долларовой карточки переслать деньги на гривневую?

Для осуществления такой операции иностранная валюта должна быть продана за гривны для последующего перечисления гривен на счет, открытый именно в гривнах, а не в иностранной валюте.

4. Можно ли будет с гривневой карточки пополнить долларовый депозит?

Если речь идет об онлайн-покупке валюты, разрешенной в пределах 150 тысяч грн за календарный день, то все равно сначала с карточки будут списаны гривны для покупки валюты и перечислены на текущий валютный счет, а с него — на депозитный.

5. Можно ли пересылать валюту в пределах Украины?

Сохраняется тот же режим, что и раньше. Здесь без изменений. То есть, это возможно между собственными картами клиента и его родственников, чтобы не было возможности использовать это для оплаты товаров или услуг. Подход сохраняется такой: операция возможна, если это собственный счет либо родственника, либо юридического лица, если это предусмотрено законодательством.

6. Можно ли будет предпринимателям выплачивать чистый доход в валюте?

Счет предпринимателей действует в режиме счета юридического лица. После того, как предприниматель уплатил налоги, другие платежи, он может перечислить доход на собственный счет только в гривне. Эта позиция не изменилась по сравнению с тем, что было раньше.

7. Обязательная продажа 50% дохода в валюте по-прежнему в силе?

С 1 марта норматив обязательной продажи валюты будет снижен до 30%. В дальнейшем НБУ планирует вообще отказаться от обязательной продажи валюты.

8. Можно ли будет компаниям размещать валюту на депозитном счету?

Да, компания может разместить на депозитном счету собственную иностранную валюту (покупка валюты с такой целью пока не разрешается).

В случае, если депозитный счет открыт за рубежом, компания может перечислить из Украины на такой депозит средства в пределах общего е-лимита в 2 млн евро в год.

Этот лимит, кроме переводов на депозитные счета за рубежом, распространяется также на некоторые другие операции (инвестиции за границу, займы нерезидентам, выплаты бонусов и т.п.). Поэтому компании должны определяться, что для них является приоритетом.

Следите за нашими новостями в и Telegram

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-47154697

Закон о валютном регулировании и валютном контроле в РК — все новости на Atameken Business

Валютное регулирование и валютный контроль 2018

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О валютном регулировании и валютном контроле», сообщает «Интерфакс-Казахстан» со ссылкой на пресс-службу главы государства.

Как сообщалось, основными целями закона являются адаптация валютного законодательства Казахстана к развитию интеграционных процессов с учетом мировой практики и совершенствование правового механизма, обеспечивающего регулирование отношений, возникающих в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Поправки призваны расширить охват статистического мониторинга валютных операций, в том числе посредством оптимизации режимов валютного регулирования, а также увеличить доступ к операциям на биржевом валютном рынке для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Уточняются вопросы обращения валютных ценностей на территории Казахстана и перечня разрешенных между резидентами валютных операций с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство, а также в рамках мер по дедолларизации.

По словам председателя Национального банка Данияра Акишева, депутаты мажилиса ранее внесли поправки, направленные на реализацию программы «7-20-25».

«Необходимо создать правовую среду, обеспечивающую соблюдение баланса интересов между интересами кредитора и заемщика.

Важным условием устойчивости программы в будущем является соблюдение банком и должником рыночных принципов, в том числе в вопросах досудебного урегулирования проблемной задолженности и приоритетности залоговых кредиторов», — сказал Данияр Акишев, ранее выступая на пленарном заседании сената.

Он подчеркнул необходимость наличия полноценного института залога, чтобы залогодержатель мог беспрепятственно и незамедлительно реализовать залоговое имущество для удовлетворения своих требований.

«Без этих поправок успешная реализация программы «7-20-25″ невозможна. В случае принятия законодательных поправок банки начнут выдавать кредиты населению в ближайшее время», — заверил глава регулятора.

Законом также предусматривается расширение мониторинга валютных операций и сокращение иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. Предполагается, что реализация указанных норм повысит эффективность валютного контроля, в том числе в целях противодействия выводу денег из страны.

«Первое — предоставление резидентом финансового займа нерезиденту, предусматривающего погашение путем зачисления денег на счета в Казахстане. Второе — предоставление нерезидентам финансового займа резиденту, не предусматривающего перевод денег на счета в Казахстане.

Третье — предоставление резидентами безпроцентного финансового займа неаффилированному нерезиденту на срок свыше 720 дней. Четвертое — операции по оплате экспорта или импорта со сроком репатриации свыше 720 дней.

Такие операции будут осуществляться банками только при предоставлении резидентом разрешения на передачу информации органам валютного контроля», — отмечал Данияр Акишев.

Между тем, законом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима.

Документом предусматривается также признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов. По данным Нацбанка, в настоящее время в республике зарегистрировано 4,5 тыс. филиалов иностранных организаций.

«После полного вступления в ВТО ожидается значительное увеличение их (филиалов иностранных организаций — ИФ-К) количества. Это приведет к увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, что не соответствует национальным интересам.

В этой связи, предлагается перевести расчеты филиалов иностранных организаций с казахстанскими компаниями на тенге. Изменения не затрагивают компании, деятельность которых регулируется соглашениями, заключенными от имени государства.

Они останутся в статусе нерезидента», — пояснял тогда глава Нацбанка.

Также не предусматривается ухудшение условий в отношении договоров, заключенных до введения в действие настоящего закона.

Закон подразумевает расширение охвата валютных операций мониторингом с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях. Сократятся сроки обслуживания банками платежей по валютным операциям.

Согласно закону, процедура учетной регистрации распространится на договоры по экспорту и импорту работ и услуг. По словам главы Нацбанка, это обеспечит полный охват договоров для повышения эффективности валютного контроля и возврата валютной выручки в страну.

Законом предоставляется право небанковским обменным пунктам на покупку и продажу золотых минислитков, выпущенных Нацбанком.

Также в понятие «валютные операции» включены передача валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот.

Кроме того, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предоставлено право покупать и продавать безналичную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.

  «В случае принятия закона субъектам бизнеса потребуется время на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями. Соответственно, срок введения его в действие — 1 июля 2019 года», — проинформировал председатель Нацбанка.

Также президент подписал сопутствующие поправки в некоторые законодательные акты по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, риск-ориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Национального банка Республики Казахстан.

21.09.2018 11:19

Источник: https://inbusiness.kz/ru/last/prezident-podpisal-zakon-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyut

Аналитика

Валютное регулирование и валютный контроль 2018

21 июня был принят, а 06 июля 2018 уже обнародован Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон).

Согласно переходным положениям, закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, но вводится в действие через семь месяцев со дня вступления его в силу, то есть 07 февраля 2019 года.

Этот закон становится основным нормативным актом, определяющим валютное регулирование в Украине.

Со дня введения Закона в действие отменяются Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее – Декрет), Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», ряд Указов Президента Украины, касающихся вопросов государственного валютного регулирования и перечень которых приведен в п. 3 ст. 16 Закона.

1.

Основным нововведением Закона является коренное изменение подхода к регулированию валютных операций, которое до сих пор осуществлялось по принципу «разрешено только то, что прямо определено», на противоположный – «разрешено все, что не запрещено». Закон предусматривает постепенную либерализацию валютного регулирования, которое в силу кризисных явлений в экономике и устарелости пока существенно ограничивает возможность свободного осуществления валютных операций и движения капитала.

Так, Законом отменяется необходимость получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины (далее – НБУ) для осуществления ряда операций с валютой, смягчаются требования относительно предельных сроков для осуществления расчетов за импорт/экспорт товаров по внешнеэкономическим контрактам.

Одним из прогрессивных шагов является отмена Указа Президента Украины «О неотложных мерах по возвращению в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами» № 319/94 от 18 июня 1994 года, которым определена обязанность декларирования резидентами Украины валютных ценностей.

Обременения данного Указа мы рассматривали в наших аналитических материалах, в частности «Юридическая фирма «КМ Партнеры» обратилась в Администрацию Президента Украины и ряд государственных учреждений с письмом, в котором просит рассмотреть вопросы, связанные с обязательным ежеквартальным декларированием предприятиями валютных ценностей за пределами Украины».

Законом также смягчается ответственность за нарушение валютного законодательства, которая ранее определялась рядом нормативных актов.

Отдельно обращаем внимание на отмену ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», по которой применяются санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности во внесудебном порядке, которые неоднократно были предметом нареканий бизнес-сообщества как таковой, что довольно часто де-факто использовался как дополнительный рычаг давления на бизнес.

2.

Наряду с общей либерализацией, Закон все же оставляет за НБУ достаточно широкий круг полномочий, которыми указанный орган может ограничивать свободу осуществления валютных операций в условиях нестабильности финансовой или банковской системы Украины.

Так, в частности, ст. 12 Закона НБУ предоставляются полномочия по определению своими внутренними актами так называемых «мер защиты», таких как: обязательная продажа поступлений в иностранной валюте, установление предельных сроков расчетов за импорт/экспорт товаров, установление особенностей (разрешений) на осуществление операций, повязкам связанных с движением капиталов и тому подобное.

Также стоит обратить внимание на то, что переходными положениями Закона прямо предусмотрена необходимость разработки и принятия НБУ нормативных актов, которыми будут определены соответствующие меры защиты не позднее чем за 30 календарных дней до введения Закона в действие.

Таким образом, делать какие-либо выводы относительно фактической либерализации валютного законодательства до принятия НБУ соответствующих нормативных документов, которыми могут быть внедрены меры защиты, преждевременно.

Если же либерализация валютного законодательства, как об этом утверждают представители власти, действительно состоится, и примененные НБУ меры защиты не будут столь жесткими, как сейчас, соответствующие улучшения резиденты и нерезиденты смогут почувствовать только начиная с февраля 2019 года.

3.

Стоит заметить, что законодатель связывает шаги по либерализации валютной политики с определенными изменениями также и в налоговом законодательстве. Это, в частности, следует прямо из переходных положений ч. 11 ст.

16 Закона, которой прямо обязан Кабинет Министров совместно с НБУ разработать и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона (т.е.

до февраля 2019 года) ряда законопроектов, которыми определить:

  • правила налогообложения контролируемых иностранных компаний;
  • правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний;
  • правила ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами;
  • правила налогообложения постоянного представительства;
  • меры по предотвращению злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения;
  • процедуру урегулирования споров по вопросам применения конвенций об избежании двойного налогообложения;
  • вопросы внедрения международных стандартов для автоматического обмена финансовой информацией.

Поскольку шестимесячный отсчет с момента вступления Закона в силу уже начался, не исключено, что с начала 2019 года бизнес в Украине могут ожидать также и комплексные изменения в налоговом законодательстве.

Заметим, что в основном вышеприведенный пакет законопроектов касается имплементации некоторых шагов минимального стандарта плана действий BEPS в Украине, дорожная карта реализации которого была разработана и опубликована Министерством Финансов Украины еще год назад на его официальном сайте.

Интересным моментом являются требования по разработке законопроекта по регулированию вопросов налогообложения контролируемых иностранных компаний. Вопросы о введении в Украине налогообложения контролируемых иностранных компаний периодически появлялись и ранее, однако, реальных шагов в этом не делалось. Поэтому Закон, возможно, все-таки станет отправной точкой для внедрения таких изменений.

4.

Ключевые изменения/положения в сфере валютного регулирования также включают:

1) часть 5 ст. 3 Закона устанавливает презумпцию правомерности решений резидентов и нерезидентов, которая заключается в том, что в случае, если нормы Закона или иного нормативного акта, регулирующие отношения по осуществлению валютных операций, допускают неоднозначную трактовку, такая норма трактуется в интересах нерезидентов и резидентов;

2) часть 3 ст. 4 Закона определяет, что резиденты, с учетом ограничений, определенных этим законом, имеют право открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и осуществлять через них расчеты.

При этом необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ, декларирование наличных валютных ценностей, а также штрафы за нарушение указанных требований Закон не предусматривает.

Впрочем, не исключено, что дополнительно НБУ может принять решение в рамках внедрения мер защиты в виде введения разрешений или других особенностей открытия счетов за рубежом и осуществления в соответствии валютных операций;

3) часть 2 ст. 5 Закона определяет, что единственным законным платежным средством на территории Украины является гривна. В свою очередь, указанная норма также определяет перечень исключений, в частности:

  • операции по осуществлению иностранных инвестиций и возвращения иностранным инвесторам прибыли, доходов;
  • банковские и финансовые операции, осуществляемые на основании банковской лицензии;
  • операции с иностранной валютой, осуществляемых небанковскими финансовыми учреждениями и операторами почтовой связи, и которые имеют соответствующую лицензию НБУ;
  • операции по размещению, выплате денежного дохода и погашения облигаций, казначейских обязательств Украины, номинированных в иностранной валюте;
  • операции по купле-продаже государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;
  • другие операции, определенные Таможенным кодексом Украины и (или) нормативными правовыми актами НБУ;

4) статья 6 Закона определяет, что торговля валютными ценностями теперь осуществляется как на валютном рынке Украины, так и на международных валютных рынках. Декрет предусматривал возможность торговли уполномоченными банками валютными ценностями только на межбанковском валютном рынке Украины;

5) как и ранее, физические лица имеют право перемещать через государственную границу Украины валютные ценности в эквиваленте 10 тыс. ЕВРО без соответствующего декларирования таких ценностей в таможенных органах (ч. 1 ст. 8 Закона);

6) часть 1 ст.

12 Закона устанавливает право НБУ вводить меры защиты в случае наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской/финансовой системы Украины. При этом сам Закон не раскрывает, в чем именно могут заключаться указанные категории, что может потенциально создавать почву для необоснованного ограничения свободы осуществления валютных операций;

7) законом предусмотрено, что НБУ может вводить следующие меры защиты:

  • обязательную продажу валютной выручки;
  • установление предельных сроков расчетов по внешнеэкономическим контрактам;
  • установление особенностей осуществления операций, связанных с движением капитала;
  • введение разрешений и (или) лимитов на проведение отдельных валютных операций;
  • резервирование средств по валютным операциям;
  • другие «меры защиты» в соответствии со ст. 71 Закона Украины «О национальном банке Украины»;

8) часть 2 ст. 12 Закона устанавливает, что вышеприведенные меры защиты могут быть введены на срок не более 6 месяцев и продлены на такой же срок.

При этом в случае продолжения действия ранее установленных «мер защиты» или установления новых «мер защиты» при условии, что со дня отмены предыдущего подобного «меры защиты» прошло менее 6 месяцев, требуется обязательное согласование таких действий с Советом НБУ, который подтверждает наличие признаков, которые стали основанием для их принятия;

9) часть 4 ст. 12 Закона предусматривает, что в случае введения/продления/прекращения мер защиты, НБУ обязан в течение 3-х месяцев с момента принятия соответствующего решения подать в Комитет Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относится вопрос банковской деятельности, отчет о введении мер защиты;

10) статья 13 Закона определяет право НБУ устанавливать предельные сроки осуществления расчетов в иностранной валюте по операциям импорта/экспорта.

При этом НБУ также вправе устанавливать исключения из этого требования, в отношении определенных товаров/отраслей экономики по представлению Кабинета Министров Украины.

В другой части порядок осуществления расчетов по операциям импорта/экспорта и санкции за его нарушение изменений не претерпит;

11) часть 5 ст. 16 Закона также определяет, что в срок не позднее чем за 30 календарных дней до даты вступления Закона в силу, НБУ обязан разработать соответствующие внутренние нормативные акты, в соответствии с Законом, в том числе и которые будут устанавливать первые меры защиты;

12) меры защиты, которые будут приняты в связи с введением Закона в действие, будут действовать до их отмены НБУ в соответствии с ч. 9 ст. 16 Закона.

При этом указанной нормой также предусмотрено, что при принятии решения об отмене средств защиты, НБУ должен учитывать, в частности, вступление в силу законов Украины о международном сотрудничестве Украины в области налогообложения, об обязанности разработки которых уже отмечали выше в разделе 3 данной статьи;

13) на законодательном уровне закрепляется статус электронных денег (не криптовалют) в качестве валюты. В частности, согласно п. 5) и п. 6) ч. 1 ст. 1 Закона к иностранной валюте относятся электронные деньги, номинированные в денежных единицах иностранных государств и (или) банковских металлах, а к национальной валюте, гривне — электронные деньги, номинированные в гривне;

14) отменяется ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которая устанавливала специальные санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности, в том числе наложение штрафов и временном приостановлении внешнеэкономической деятельности;

15) отменяется большинство норм, устанавливающих ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, Законом в ст. 14 предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе для юридических лиц в виде штрафных санкций, для физических лиц, должностных лиц юридических лиц — в виде штрафов, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП);

16) часть 4 ст. 14 Закона предусматривает, что для юридических лиц размер штрафа может быть определен контролирующим органом в размере до 100 % от суммы валютной операции и должен адекватно отвечать совершенному нарушению;

17) часть. 4 ст. 16 Закона также вносит изменения в ст. 162 КУоАП и увеличивает штраф за незаконное скупка, продажа, обмен, использование валютных ценностей как средства платежа или залога к размеру от пятисот до тысячи (ранее от тридцати до сорока четырех) необлагаемых минимумов доходов граждан;

18) вносятся изменения в ст. 1621 КУоАП и устанавливается единая санкция за нарушение порядка осуществления валютных операций в виде штрафа к должностным лицам, юридическим лицам, гражданам — субъектам предпринимательской деятельности в размере от одного до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;

19) отменяется ответственность за незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов, предусмотренная ст. 1622 КУоАП.

Источник: http://kmp.ua/ru/analytics/infoletters/the-new-rules-of-currency-regulation-considering-the-adoption-of-the-law-of-ukraine-on-currency-and-currency-transactions/

Страж закона
Добавить комментарий