Уровни социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда

Уровни социального партнерства

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления.

Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон.

В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах.

К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей.

На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений.

В ее составе — представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда. 

Источник: https://spmag.ru/articles/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda

Уровни социального партнерства

Уровни социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Уровни социального партнерства

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование осуществляется с помощью нормативных актов.

Отношения в сфере труда обязательно должны регулироваться законодательством Российской Федерации. Это необходимо в первую очередь для реализации прав и интересов участников социального партнерства, осуществляемого на различных уровнях.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование со стороны государства осуществляется с помощью нормативных актов.

При этом государство может выступать и одной из сторон трудовых отношений.

А вот коллективно-договорное регулирование включает не только своевременное проведение переговоров, но и заключение соответствующих соглашений.

Этот метод позволяет регулировать отношения в сфере труда на всех существующих уровнях.

У коллективно-договорного регулирования есть масса преимуществ. Во-первых, использование этого метода способствует минимизации издержек, а во-вторых, формирует демократический механизм правового регулирования трудовых отношений. Кроме этого, стороны этих отношений могут публично выражать свои интересы, которые касаются трудовых отношений.

Принцип выделения уровней социального партнерства

К принципам социального партнерства относятся идеи, на основе которых возникает и осуществляется вся система отношений в сфере труда. А так как существует административно-территориальное деление Российской Федерации, происходит выделение на уровне социального партнерства. Поэтому система содержит уровни, которые определяются по территориально-отраслевым признакам.

Что касается территориального признака, то выделяются такие уровни:

  • федеральный;
  • региональный;
  • межрегиональный.

На этих уровнях регулируются те отношения, которые возникают на определенной территории РФ. Кроме этого, существует также отраслевой уровень, на котором координируются отношения в сфере тех или иных отраслей. Если же говорить о социальном партнерстве в организациях, то это так называемый локальный уровень.

Отраслевой и региональный уровень

Уровни социального партнерства в РФ в сфере трудовых отношений являются необходимыми для постоянного их регулирования.

Отраслевой уровень требуется для того, чтобы регулировать трудовые отношения в различных отраслях. Именно на этом уровне должно заключаться так называемые тарифные соглашения.

И такие соглашения содержат различные условия труда, в том числе оплату труда, социальные гарантии и т. д.

 Договора на отраслевом уровне объединяют все интересы участников социального партнерства определенной отрасли, профессии и т.д. Что касается регионального уровня, то он необходим для того, чтобы регулировать отношения в определенном регионе страны. Поэтому все соглашения, которые заключаются на этом уровне, содержат исключительно общие нормы регулирования на уровне субъектов РФ.

Федеральный и межрегиональный уровень

Регулирование трудовых отношений в РФ на федеральном уровне всегда осуществляется с помощью Генерального соглашения, которое должно заключаться между партнерами.

Кроме того, на этом уровне свои функции постоянно выполняет специальная комиссия, которая является уполномоченным для регулирования отношений органом.

Его членами являются представители Правительства Российской Федерации, профсоюзов и добровольных объединений работодателей.

Межрегиональный уровень имеет в системе социального партнерства свои особые функции. В первую очередь, на этом уровне происходит регулирование в сфере отношений между несколькими субъектами Российской Федерации. В коллективном договоре учитываются все права и обязанности сторон указанных субъектов РФ.

Социальное партнерство на уровне предприятия

На каждом предприятии требуется система, которая гарантировала бы полноценное и взаимно выгодное сотрудничество между работодателем и работниками. Как раз для этого используется социальное партнерство, то есть мероприятия, направленные именно на регулирование трудовых взаимоотношений. Обычно оно имеет двухстороннюю основу.

Что касается ее формы, то это соглашение, которое заключают между собой стороны социального партнерства.

При этом у социального партнерства на уровне предприятия должны быть три составляющие. Поэтому помимо двух сторон, в этих отношениях берут участие государственные органы.

 Работники в результате социального партнерства имеют право участвовать в управлении предприятием с помощью избрания в представительный орган, участвовать в результатах деятельности предприятия (получать заработную плату и т.

д.) и распоряжаться собственностью предприятия.

Уровень социального партнерства при коллективном договоре

Такие соглашения являются в первую очередь главным правовым актом, регулирующим трудовые отношения на локальном уровне.

Другими словами, это нормативные соглашения, которые принимаются в обязательном порядке только после проведения соответствующих переговоров. Договора заключаются не только на самом предприятии, но и в его представительствах и филиалах.

На заключение сторонами такого соглашения не влияет ни численность, ни организационно-правовые формы предприятия.

Сторонами коллективного договора считаются работник и работодатель, а также их уполномоченные представители.

Последние необходимы, например, при заключении соглашения в филиалах, где представителем со стороны работодателя выступает начальник филиала. Кроме того, основные представители – это профсоюзы.

При их отсутствии работники имеют право в итоге самостоятельно выбрать своего представителя.

Инициатором переговоров могут быть представители сторон. При этом инициатор должен отправить второй стороне письменное уведомление, содержащее предложение о проведении коллективных переговоров. После этого переговоры должны начаться в течение 7 дней.

Важно знать, что данное мероприятие имеет особый порядок, установленный трудовым законодательством. А также обязательно создается проект коллективного договора, который выносится на общее обсуждение. В течение определенного времени в него могут вноситься требуемые изменения. Окончательный вариант коллективного договора должен быть утвержден на общем собрании.

При разработке документа обязательно учитываются все принципы социального партнерства. В коллективном договоре содержатся все данные, необходимые для того, чтобы осуществлялось гарантирование прав и интересов всех участников.

Если у сторон есть серьезные разногласия, то коллективный договор заключается на основаниях, которые были согласованы. При этом оформляется протокол разногласий.

Срок действия этого важного нормативного документа не может превышать 3 лет.

росийская трёхстороняя комисия локальный уровень

насим26.01.2019 13:56

Добрый день! Конкретизируйте вопрос.

Кутенков Виктор Валерьевич04.02.2019 18:45

Задать дополнительный вопрос

Конкретизируйте вопрос.

Шафир Михаил Семенович05.02.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/urovni-socialnogo-partnerstva.html

Социальное партнерство

Уровни социального партнерства

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы (продлено на 2017 год)

Генеральное соглашение на 2018-2020 годы

Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы

Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2016 годы

Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2017-2019 годы

Отраслевое соглашение по территориальным органам и организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2016-2018 годы

Отраслевое соглашение по организациям отрасли здравоохранения Республики Башкортостан на 2014-2017 годы

Дополнительное соглашение о внесении изменений, дополнений и продлении Отраслевого соглашения по организациям отрасли здравоохранения РБ на 2014-2017 годы

Отраслевое соглашение по организациям отрасли здравоохранения Республики Башкортостан на 2019-2022 годы

Типовой макет территориального отраслевого соглашения

Типовой макет коллективного договора организации здравоохранения

Рекомендации по заключению коллективного договора

Рекомендации о работе комиссий по трудовым спорам

Межотраслевые соотношения и размеры месячных тарифных ставок 1 разряда рабочих основных профессий, установленные на 1 января 2017 года

Справочная информация

Одним из механизмов согласования интересов органов государственной власти, работодателей и работников (граждан), а также влияния общественности на принятие властью управленческих решений является механизм социального партнерства. 

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие уровни социального партнерства: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный. 

Учитывая роль социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений Профсоюзом уделяется значительное внимание каждому из перечисленных уровней. 

Одной из форм социального партнерства, осуществляемой на федеральном уровне, является работа по подготовке и заключению Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Данный документ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. 

На региональном уровне механизм социального партнерства также находит свою реализацию в соответствующих соглашениях.

Так, в Республике Башкортостан заключается Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017-2019 годы.

Данный документ устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне.

В нашей отрасли на федерально-отраслевом уровне между Профсоюзом работников здравоохранения РФ и Министерством здравоохранения РФ заключается Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации. 

В Республике Башкортостан на регионально-отраслевом уровне между Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Башкирским отделением Общероссийской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья» и Республиканской организацией Башкортостана Профсоюза работников здравоохранения РФ заключается Отраслевое соглашение по организациям в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан. Данное соглашение действует с 01 октября 2019 года по 30 сентября 2022 года.

В республике имеются примеры осуществления социального партнерства на территориально-отраслевом уровне между Администрациями муниципальных образований (города, района) и отраслевыми профсоюзными организациями (городскими, районными, первичными). При заключении территориальных отраслевых соглашений, профсоюзным организациям рекомендуется брать за основу Типовой макет территориального отраслевого соглашения, разработанный Центральным комитетом Профсоюза работников здравоохранения РФ. 

Самой распространенной формой социального партнерства является коллективный договор. В нашей отрасли коллективные договоры заключены почти что во всех организациях (исключением являются только несколько организаций в силу малочисленности их трудовых коллективов). 

Роль коллективного договора в механизме регулирования социально-трудовых отношений очень значительна.

Помимо того, что коллективный договор является документом позволяющим конкретизировать отдельные вопросы трудового законодательства применительно к условиям той или иной организации (размер оплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время; размер различного рода доплат и надбавок за совмещение, увеличение объема работы, работу во вредных и опасных условиях труда и т.д.

; продолжительность дополнительных отпусков за работу во вредных и опасных условиях труда, за ненормированный рабочий день и многое другое) он также является инструментом закрепления дополнительных по сравнению с установленными трудовым законодательством льгот и гарантий.

Так, с помощью коллективного договора могут быть закреплены такие дополнительные льготы и гарантии как: установление преимущественного права отдельным категориям работников при сокращении численности или штата работников; установление в системе оплаты труда организации различного рода доплат и надбавок (в т.ч.

закрепление положений об обязательности выплат компенсационного и стимулирующего характера); установление дополнительных краткосрочных оплачиваемых отпусков (в связи с бракосочетанием работника или его детей, отцу при рождении ребенка, родителям первоклассников, в связи с проводами сына для службы в армии, в связи со смертью близких родственников и т.д.); выплата работнику материальной помощи в случае наступления чрезвычайных ситуаций (пожар в доме, наводнение и т.д.) и многое другое. 

В целях систематизации и упорядочения процесса закрепления гарантий в коллективных договорах организаций здравоохранения, республиканским комитатом Профсоюза разработан Типовой макет коллективного договора организации здравоохранения, который настоятельно рекомендуется к применению при разработке коллективного договора организации здравоохранения. Также, при проведении мероприятий по разработке и заключению коллективного договора необходимо учитывать разработанные Профсоюзом рекомендации, см. здесь).

Помимо такой формы социального партнерства, как заключение соглашений и коллективных договоров, Профсоюзом в целях обеспечения согласования интересов органов государственной власти, работодателей и работников используются и другие формы социального партнерства: 

1) ведение взаимных консультаций и переговоров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, внесение предложений по совершенствованию законодательства в социально-трудовой сфере; 

2) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. 

1) Профсоюзом на разных уровнях уделяется значительное внимание консультациям и вопросам совершенствования законодательства в социально-трудовой сфере, постоянно ведется переписка с органами государственной власти по различного рода вопросам, возникающим в социально-трудовой сфере правоотношений, в результате чего многие правовые пробелы (неурегулированные законодательством вопросы) законодательно устраняются, либо восполняются разъяснениями компетентных государственных органов. С разъяснениями органов государственной власти по тем или иным спорным вопросам Вы можете ознакомиться на соответствующих разделах (по направлениям работы) нашего Сайта. 

Также, используя право профсоюзов на законодательную инициативу, Профсоюз систематически готовит и вносит предложения по совершенствованию законодательства в социально-трудовой сфере (более подробная информация о внесенных Профсоюзом проектах законов, постановлений Правительства и иных нормативных актов, а также изменений и дополнений к ним размещена в соответствующих разделах Сайта). 

2) Трудовой кодекс Российской Федерации различает два вида трудовых споров: коллективные и индивидуальные. 

Определение коллективного трудового спора и порядок действий при его возникновении содержатся в главе 61 (статьи 398-418) ТК РФ. Определение индивидуального трудового спора и порядок его рассмотрения описаны в главе 60 (статьи 381-397) ТК РФ. 

Согласно статье 382 ТК РФ, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются суды и комиссии по трудовым спорам. 

Хотелось бы поподробнее остановиться на таком важном элементе механизма социального партнерства как комиссии по трудовым спорам. 

Комиссии по трудовым спорам образуются в организациях из представителей работников и работодателя на паритетных условиях. Компетенция комиссии по трудовым спорам довольно значительна, но есть круг вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции другого органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – суда.

К исключительной компетенции суда относятся индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника: о восстановлении на работе; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника. Также только в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. 

Таким образом, иные вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции суда, могут быть предметом рассмотрения в комиссиях по трудовым спорам.

Например, к ним можно отнести такие вопросы как: изменение существенных условий трудового договора; об оплате труда, выплате премий, доплат и иных сумм; о наложении дисциплинарных взысканий; о праве на основные и дополнительные отпуска и их оплате; о рабочем времени, времени отдыха, и многие другие. 

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам имеет ряд преимуществ по сравнению с их рассмотрением в судебном порядке. К ним, в частности, относятся: более короткий срок рассмотрения споров (10 дней вместо нескольких месяцев в суде); отсутствие финансовых затрат на оплату госпошлины и услуг представителя (адвоката) и т.д. 

Кроме того, комиссии по трудовым спорам имеют все необходимые условия для более всестороннего и объективного разрешения трудовых споров.

Действительно, ведь состав комиссии по трудовым спорам состоит из работников организации, в которой произошел спор, и им известны все причины и обстоятельства возникновения спора, что не может быть известно иным лицам, не являющимся работниками данной организации (в т.ч. суду).

Решение же, принятое комиссией по трудовым спорам, по своей юридической силе носит такой же обязательный для исполнения характер, как и судебное решение (имеется возможность его принудительного исполнения через службу судебных приставов). 

Подробнее о порядке работы и компетенции комиссий по трудовым спорам см. здесь соответствующие рекомендации, подготовленные Центральным комитетом Профсоюза работников здравоохранения РФ. 

Источник: https://www.robprzrf.ru/social-partnership/

§ 4. Уровни и формы социального партнерства

Уровни социального партнерства

Согласно ст.26ТК РФ социальное партнерствоосуществляется на следующих уровнях:

— федеральном уровне, на которомустанавливаются основы регулированияотношений в сфере труда в РоссийскойФедерации;

— межрегиональном уровне, на которомустанавливаются основы регулированияотношений в сфере труда в двух и болеесубъектах Российской Федерации;

— региональном уровне, на которомустанавливаются основы регулированияотношений в сфере труда в субъектеРоссийской Федерации;

— отраслевом уровне, на которомустанавливаются основы регулированияотношений в сфере труда в отрасли(отраслях);

— территориальном уровне, на которомустанавливаются основы регулированияотношений в сфере труда в муниципальномобразовании;

— локальном уровне, на которомустанавливаются обязательства работникови работодателей в сфере труда.

В данной статьепредусмотрено многоуровневое осуществлениесоциального партнерства. Выделениекаждого уровня связано с необходимостьюучета территориально-отраслевыхособенностей договорного регулированиясоциально-трудовых отношений,целесообразности соответствующей формысоциального партнерства.

Применительнок каждому уровню определены основы исфера действия соответствующегорегулирования с учетом числа субъектов,на которых оно распространяется.

Так,на федеральном уровне устанавливаютсяосновы регулирования отношений в сферетруда Российской Федерации; на отраслевомуровне сфера регулирования основкасается отношений в сфере трудаприменительно либо к одной отрасли,либо к нескольким отраслям; натерриториальном уровне устанавливаютсяосновы регулирования отношений в сферетруда соответствующего муниципальногообразования; на локальном уровнеустанавливаются взаимные обязательстваработников и работодателя в пределаходной организации либо между работникамии индивидуальным предпринимателем (ст.40ТК РФ).

Социальное партнерство осуществляетсяв формах, предусмотренных ст.27ТК РФ. К ним относятся:

— коллективные переговоры по подготовкепроектов коллективных договоров,соглашений и заключению коллективныхдоговоров, соглашений;

— взаимные консультации (переговоры) повопросам регулирования социально-трудовыхотношений и иных непосредственносвязанных с ними отношений, обеспечениягарантий трудовых прав работников исовершенствования трудовогозаконодательства и иных нормативныхправовых актов, содержащих нормытрудового права;

— участие работников, их представителейв управлении организацией;

— участие представителей работников иработодателей в разрешении трудовыхспоров.

На практике используются и другие формысоциального партнерства, обеспечивающиесодействие решению проблем в сферетруда. Они могут определяться действующимзаконодательством или сложившейсяпрактикой. К ним относится, например,создание на паритетных началах постояннодействующих совещательных, координационныхсоветов.

Среди указанных в ст.27ТК РФ форм социального партнерстваособо выделяются коллективные переговорыпо подготовке проектов коллективныхдоговоров, соглашений и их заключению.

Именно они в наибольшей степениобеспечивают взаимодействие их сторон,направленное на более полное согласованиеинтересов сторон договорного регулирования.

Подробно механизм реализации этой формысоциального партнерства раскрываетсявглавах5,6,7раздела II(ст.35-51ТК РФ).

и значение принимаемыхдоговорных актов на первых из пятиуказанных выше уровней социальногопартнерства осуществляется в формесоглашений, в которых устанавливаютсяосновы регулирования отношений в сферетруда.

Понятие «основы» применительнок ним включают общие принципы регулированиясоциально-трудовых отношений, общиеусловия труда, трудовые гарантии ильготы работникам определенной отраслиили ряда отраслей в пределах соответствующейотрасли и т.п. (см.

подробнее в последнейглаведанного пособия).

На шестом — локальном уровне — в организацияхили у индивидуального предпринимателязаключаются коллективные договоры,которые являются предметом подробногоизложения в следующей главеданного учебного пособия.

Надо отметить, что практическая важностьустановления многоуровневого обеспечениясоциального партнерства имеет значениене только для определения вопросов осоотношении условий коллективныхдоговоров и соглашений, которые решаютсяс учетом ст.

41и46ТК РФ, но и для дальнейшего совершенствованияорганизации единой переговорной компаниив соответствии сРекомендациями,утвержденными Постановлением ИсполкомаФНПР от 28 августа 2002 г. N 4-3 «Об организациии проведении единой переговорнойкомпании», указанным выше.

В немотмечается, что сегодня наиболееактуальным становится вопрос не толькоо целесообразности заключения соглашенийи коллективных договоров на предприятии,но и об их качестве и эффективности всейпереговорной работы профсоюзов.

Необходимо создание целостнойколлективно-договорной компании,позволяющей обеспечить эффективнуюзащиту прав и интересов наемныхработников.

Это может быть достигнуто на основереализации трех взаимосвязанных условий:единых сроков ведения переговоров изаключения коллективных договоров исоглашений; единых требований, выдвигаемыхпрофсоюзами в период проведенияколлективно-договорной компании;единства действий, предпринимаемых вподдержку профсоюзных требований.

Единые сроки коллективно-договорнойкомпании подразумевают не одновременноепроведение переговоров на всех уровняхсоциального партнерства, а непрерывнуюпоследовательность начиная с высшего(федерального и др.) и завершая локальным- на уровне организации.

При этом ход ирезультаты переговоров на каждом изуровней имеют значение при формулированиипозиций профсоюзов в целом.

Срокизаключения соглашений на федеральномуровне, на уровне субъектов РоссийскойФедерации, на уровне административно-территориальныхобразований в составе субъектовРоссийской Федерации необходимоувязывать со сроками подготовки ивнесения в компетентные органысоответствующих бюджетов.

Сроки заключения коллективных договоровопределяются в зависимости от сроковзаключения всех вышестоящих соглашений.

В указанном выше ПостановленииИсполкома ФНПР от 28 августа 2002 г.предлагается определенная последовательностьв организации работы по подготовке изаключению соглашений и коллективныхдоговоров.

Вместе с тем отмечается, чтосистема «Единая переговорная компания»не рассматривается как нечто статичное.

Сроки ведения переговоров и уровеньвыдвигаемых требований должны всегдасоответствовать той экономической иполитической ситуации, в которой онибудут проводиться (газета «Солидарность»,2002, N 33).

Источник: https://studfiles.net/preview/2094570/page:47/

Социальное партнерство | Департамент труда и занятости населения Томской области

Уровни социального партнерства

Важнейшей формой социально-трудовых отношений в современном обществе выступает социальное партнерство, представляющее собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти,  органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования их важнейших социально-трудовых интересов.

Современное состояние российской экономики во многом определяет содержание и формы социально-трудовых отношений на уровне организации, отраслей экономики, регионов и страны в целом. В связи с этим система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяют:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  • межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в определённой отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем в организации.

 Основу правовой базы социального партнерства в России составляют следующие нормативные правовые акты:

Социальное партнерство в последнее время становится одним из обязательных элементов политики государства, обеспечивающим практическое выполнение конституционных прав и свобод граждан.

Повышение эффективности социального партнерства между представителями работодателей, профсоюзов и органами государственной власти является одним из главных направлений разрабатываемой в настоящее время  Концепции развития социального партнёрства в РФ.

«Взаимодействие социальных партнёров строится на основе ряда принципов, прежде всего открытости и доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений, взаимной ответственности сторон, соотнесения согласованных мер с действиями социальных партнёров на территориальном (региональном), отраслевом и федеральном уровнях социального диалога. Особенность регулирования социально-трудовых отношений заключается в том, что интересы участников часто не совпадают и даже противоречат друг другу, а компромиссное решение должно быть найдено.

Трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней, начиная с российской и заканчивая территориальными, являются специально созданными органами, через которые осуществляется взаимодействие сторон социального партнерства.

Формами социального партнерства выступают соглашения всех уровней (генеральное, региональные, территориальные, территориально-отраслевые, отраслевые) и коллективные договоры.

29 декабря 2010 года в Доме Правительства РФ состоялось подписание одиннадцатого по счету Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2011-2013 годы.

От профсоюзов документ подписал Председатель ФНПР  Михаил Шмаков, от Правительства РФ — глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова, от работодателей — исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов.

В Томской области, как и в целом по России, формирование системы социального партнерства началось с 1992 года. Вопросы организации, функционирования и развития социального партнерства на территории области определяют следующие нормативные правовые документы:

В сентябре 2013 года на торжественном заседании областной трёхсторонней комиссии с участием руководителей 9-ти объединений работодателей и Федерации профсоюзных организаций Томской области в 13-й раз подписано областное  Соглашение о социальном партнёрстве, распространяющееся в общей сложности на 355 организаций реального сектора экономики области и 1200 организаций бюджетной сферы. Соглашение определяет согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и совместные действия по их реализации в 2014-2016 годах. Стороны в предстоящий период в числе приоритетных целей Соглашения ставят эффективное предупреждение социальных конфликтов, проведение социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, рост производительности труда, стабильную занятость и повышение гибкости рынка труда, безопасность рабочих мест, расширение возможностей профессионального и карьерного роста работников на основе устойчивого функционирования и инновационного развития экономики.

Опыт работы по развитию социального партнерства и требования времени показывают, что приоритетными в деятельности сторон социального партнёрства по совершенствованию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в 2014-2015 годах должны стать следующие направления:

  • создание объединений работодателей на региональном и муниципальном уровнях для формирования легитимной стороны их представителей в отраслевых и территориальных соглашениях;
  • проведение работы по присоединению организаций (в т.ч. в сфере малого и среднего бизнеса), расположенных на территории муниципальных образований, к территориальным соглашениям о социальном партнерстве;
  • создание первичных профсоюзных организаций в организациях малого и среднего бизнеса;
  • повышение эффективности деятельности государственных и профсоюзных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проведение семинаров по развитию системы коллективно-договорного регулирования и применению трудового законодательства, в т.ч. со специалистами муниципальных образований;
  • обучение, подготовка и переподготовка персонала по вопросам труда, коллективного регулирования трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.
  • осуществление контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров как сторонами, их заключившими, так и соответствующими органами по труду.

Источник: https://rabota.tomsk.gov.ru/sotsialnoe-partnerstvo

Страж закона
Добавить комментарий