Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Налоговая задолженность

Урегулирование задолженности по налогам и сборам
По итогам 2017 г. задолженность российских налогоплательщиков перед бюджетом существенно сократилась. Однако основной механизм ее сокращения – ужесточение процедур взыскания, что нередко приводит к потере бизнеса компании-должника.

Вместе с тем, задачи развития бизнеса требуют иной работы с налоговой задолженностью, включая упрощение процедур ее реструктуризации, а также ее списания для ряда категорий налогоплательщиков.

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г.

, и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г.

изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам.

ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г.

эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников.

Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет.

Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении.

Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.).

В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам.

Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника.

В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились.

Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц».

Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний.

Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность.

Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др.

В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности.

Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности).

В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом).

Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики.

Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса. 

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации.

В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса. 

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности.

Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности.

Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности.

Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

Источник: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/byudzhet-i-nalogi/nalogovaya-zadolzhennost

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

Урегулирование задолженности по налогам и сборам
1 Низамова А.А. 1 Конвисарова Е.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Современная система налогообложения Российской Федерации не совершенна. В связи с этим, в данной статье рассмотрены проблемы взыскания задолженности по налогам и сборам, как в Приморском крае, так и в целом в Российской Федерации.

Рассмотрены все возможные последствия, которые возникают в результате роста недоимки. Проанализирован действующий механизм взыскания налоговой задолженности, а также эффективность его применения, на примере статистических данных совокупной налоговой задолженности за 2012, 2013, 2014 годы, а также отдельных ее элементов.

Выявлена и обоснована основная проблема взыскания недоимки. На основе проведенного исследования авторами предлагается ряд способов для устранения выявленной проблемы, что в свою очередь способствует увеличению сумм бюджетов Российской Федерации. налоговое администрированиемеханизм взыскания недоимки 1. Кузьмичева И.А., Королева Ю.С.

Анализ поступлений налогов в региональные и местные бюджеты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015 – № 8 – С. 561–565.
2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5(9).

 – С. 9–16.
3. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 4(19). – С. 121–128.
4. Konvisarova E.V., Samsonova I.A., Vorozhbit O.U. The Nature and Problems of Tax Administration in the Russian Federation // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, № 5 – P. 78–83.
5. Мешков Р.

А. Развитие механизма регулирования налоговой задолженности организаций: дис…. канд. экон. наук. – М., 2008. – С. 77–116. 6. Калинина О.В. Анализ негативных явлений налоговой системы Российской Федерации на этапах проведения налоговых реформ // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5(10). – С.

44–49.
7. Терентьева Т.В., Смицких К.В. Исследование проблем релевантности бухгалтерской отчетности // Все для бухгалтера. – 2011. – № 5(261). – С. 31–34.
8. Бондарь О.А. Социально-экономические последствия сохранения и увеличения налоговой задолженности // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – № 3. – С. 106–108.
9.

Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 15.03.2016).

Современная система налогообложения Российской Федерации не совершенна в связи с недостаточно эффективным контролем над сбором налогов.

«Налогоплательщики (предприятия) скрывают свои доходы, и с каждым годом количество недобросовестных налогоплательщиков растет, что сказывается на налогооблагаемой базе» [1, С. 565] и объеме налоговых поступлений.

«Общеизвестно, что основным источником экономического роста является развитие предпринимательства, уровень социально–экономического развития государства во многом зависит от благосостояния каждого ее гражданина.

Поэтому налоговая политика государства должна формироваться таким образом, чтобы обеспечить доходы государственного бюджета, развитие предпринимательства во всех областях и сферах деятельности, достойный уровень и качество жизни каждого гражданина страны» [2, С. 10].

Неуплата или не полная уплата налога побуждает государство применить к налогоплательщику принудительные меры взыскания неуплаченных налогов и сборов. Неуплаченные суммы, а также пени и штрафы должны быть эффективно взысканы, но при этом полностью соблюдены закрепленные в Конституции РФ права налогоплательщика.

Исходя из этого, налоговая система должна складываться из взаимосвязи между налогоплательщиком и государством.

Со стороны государства это должно быть максимальное обеспечение финансовыми ресурсами, а по отношению к налогоплательщику – увеличение путей повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Соблюдение этих целей приведет к значительному уменьшению налоговой задолженности и повышению результативности налоговой системы в целом, ведь «развитие предпринимательства является основой экономического роста» [3, С. 121].

«Налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов.

Эффективное функционирование всей экономики страны зависит от грамотно налаженной налоговой системы.

Поэтому налоговая система России должна соответствовать реалиям и запросам современного состояния экономики с учетом ее национальных особенностей и с привлечением мирового опыта» [4, С. 78].

В связи с тем, что налоговая задолженность является отрицательным явлением для налоговой системы страны, в ходе исследования рассмотрен действующий механизм взыскания налоговой задолженности, представленный на рис. 1.

Для оценки эффективности действующего механизма взыскания недоимки проведен сравнительный анализ показателей налоговой задолженности по России и Приморскому краю.

Оценивая состояние налоговой задолженности по Приморскому краю перед бюджетом РФ, можно говорить о том, что в 2015 году данные показатели ухудшились, следовательно, все меньше соблюдены правила взаимосвязи двух сторон.

На 01 декабря 2015 года задолженность перед бюджетом составила 8 256 млн руб., что на 1097 млн руб. превышает значение в 2014 году.

В 2015 году доля задолженности по Приморскому краю от общей задолженности по Российской Федерации перед бюджетом составляет 0,94 % [9].

Налоговая задолженность-это явление, которое несет за собой множество негативных последствий, как для налогоплательщика, так и для государства.

Для налогоплательщика это может стать дополнительным основанием для налоговых проверок. В будущем это увеличение задолженности в виде пеней и штрафов. В связи с последними изменениями в законодательстве, наличие налоговой задолженности ограничивает выезд налогоплательщика за пределы Российской Федерации.

Для государства наличие налоговой задолженности означает недополучение денежных средств в бюджет. Это есть повод для сокращения объемов финансирования государственных учреждений, задержки зарплат государственным служащим, не выплата пенсий, стипендий и других социальных выплат.

В связи с тем, что налоговая система нашей страны находится в стадии совершенствования и реформирования, одной из главных задач налоговых органов на данном этапе становится обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Для этого государству требуется внесение существенных изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а также в Налоговый кодекс РФ в статьи, связанные с взысканием недоимок, так как несмотря на наличие большого штата контролеров за налоговой задолженностью, им все таки не удается полностью справиться с этой проблемой.

Согласно статье 8 Налогового кодекса РФ, Под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Неуплата или не полная уплата налогов и сборов образуют налоговую задолженность. В связи с этим неурегулированная задолженность требует принятия мер в судебном порядке по мере ее выявления.

В таблице представлена вся сущность проблемы взыскания недоимок в Приморском крае, а так же в Российской Федерации в целом.

Рис. 1. Действующий механизм взыскания налоговой задолженности [5, С. 132]

Анализ структуры совокупной задолженности по РФ и Приморскому краю за 2012-2014 годы, млн руб.

Показателина 1.01.13

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9155

Урегулирование налоговой задолженности: комплексное решение (Муталимова П.М., 2012)

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Повышение эффективности налогового контроля и качества работы налоговых органов рассматривается как фактор роста доходов бюджетной системы России. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет установленных законодательством налогов и сборов.

В практической деятельности налоговых органов большой проблемой на пути решения данной задачи является существование налоговой задолженности, которая возникает у налогоплательщиков по причинам, как зависящим, так и не зависящим от них.

В связи с этим вопросы урегулирования налоговой задолженности должны найти свое решение в комплексном подходе, учитывающем баланс контрольных и сервисных функций налоговых органов с одной стороны, и социально-экономических функций хозяйствующих субъектов – с другой.

Для достижения баланса интересов бюджета и хозяйствующих субъектов предлагаются различные методы, к числу которых относятся меры как добровольного, так и принудительного характера, в том числе и судебные.

Существует непосредственная взаимосвязь налоговой задолженности со степенью эффективности социальной политики государства, инфляцией и т.д.

Наличие налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов может быть определена как один из существенных дестабилизирующих факторов, ограничивающих финансовые возможности регионов Российской Федерации и неэффективного налогового администрирования. В качестве примера приведем данные по Республике Дагестан (см. табл. 1 выше).

Ситуация с налоговой задолженностью в Республике Дагестан

За анализируемый период ВРП в Республике Дагестан увеличился в 1,2 раза, тогда как задолженность возросла в 3,3 раза на фоне роста поступлений налогов и сборов в 1,3 раза.

Удельный вес налоговой задолженности возрос с 0,89 до 2,44 процента, а к сумме поступлений налогов и сборов – с 16,2% до 42,0%.

Из данных таблицы можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в деятельности налоговых органов Республики Дагестан в сфере урегулирования налоговой задолженности.

С позиций налогового администрирования задолженность перед бюджетом по налогам и сборам имеет довольно сложную структуру, в которой выделяется:

1) задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию;

2) задолженность перед бюджетом, невозможная к взысканию;

3) задолженность перед бюджетом по пеням и санкциям.

Структура и динамика налоговой задолженности имеет объективные различия по регионам, как по структуре, так и по динамике. Данные по задолженности по Республике Дагестан приведены в табл. 2 (см. на с. 192).

Таблица 2

Структура и динамика налоговой задолженности
по Республике Дагестан за 2009–2011 гг.

Как видно из данных таблицы, за 2009–2011 гг. суммарная задолженность перед бюджетом увеличилась в 3, 3 раза. При этом недоимка увеличилась в 1,8 раза: с 1715,5 млн руб. до 3159,6 млн руб.

В 2011 г. за счет принятия налоговыми органами мер в Дагестане урегулирована задолженность на сумму 4305,9 млн руб., что в 7,5 раза больше, чем в 2009 году. При этом значительный удельный вес приходится на судебную форму урегулирования налоговой задолженности: применение процедур банкротства – 71,7%) и взыскание Службой судебных приставов РД по решениям судебных органов – 26,2%.

Применение экономических инструментов регулирования налоговой задолженности (отсрочка, рассрочка) имеет отрицательную динамику, что свидетельствует об отсутствии какихлибо четких критериев и системности в деятельности налоговых органов республики по урегулированию налоговой задолженности.

Дифференцированный подход при взыскании налоговой задолженности

Поиск эффективных мер взыскания налоговой задолженности должен базироваться на принципе поддержания стабильности в сфере исполнения налоговых обязательств.

Представляется целесообразным выработать определенную программу в целях взыскания образовавшейся задолженности и устранения факторов, приводящих к ее образованию в последующем.

Для эффективного управления налоговой задолженностью предлагаем дифференцированный подход, опирающийся на классификацию налогоплательщиков-должников и действий налоговых органов по следующим группам (см. табл. 3 ниже).

Таблица 3

Классификация налогоплательщиков-должников группам

Проставив в правой колонке оценочные показатели, налоговые органы имеют возможность системной организации работы с должниками. Другими словами, регулирующие действия экономического характера, направленные на соблюдение норм закона, носят более дифференцированный подход.

Предложенную группировку можно провести как в разрезе налогоплательщиков – юридических и физических лиц, так и по видам экономической деятельности и уплачиваемых налогов.

Заключение

Рассмотрев классификацию групп и проанализировав полученные данные можно сделать выводы о результативности мер урегулирования налоговой задолженности.

Результаты анализа также свидетельствуют об активности и слаженности государственных органов власти по реальному взысканию налоговой задолженности.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/7799

Законодательная база Российской Федерации

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

  • ПРИКАЗ МНС РФ от 11.03.2003 N БГ-3-25/113 «О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ОБ ИНСПЕКЦИИ МНС РОССИИ С ПРЕДЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ СВЫШЕ 100 ЕДИНИЦ И ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ОБ ОТДЕЛАХ»

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ИНСПЕКЦИИ МНС РОССИИ ПО РАЙОНУ, РАЙОНУ В ГОРОДЕ, ГОРОДУ БЕЗ РАЙОННОГО ДЕЛЕНИЯ И МЕЖРАЙОННОГО УРОВНЯ С УСТАНОВЛЕННОЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ РАБОТНИКОВ СВЫШЕ 100 ЕДИНИЦ

1. Общие положения

1.1. Отдел урегулирования задолженности (далее — Отдел) является структурным подразделением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по району, району в городе, городу без районного деления и межрайонного уровня (далее — Инспекция).

1.2.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, приказами, распоряжениями, инструкциями, правилами, положениями и иными актами МНС России и Управления МНС России по субъекту Российской Федерации (далее — Управление), а также настоящим Положением.

1.3. Отдел в своей деятельности руководствуется инструкциями на рабочие места, утвержденными МНС России.

1.4. Положение об Отделе утверждается руководителем Инспекции.

2. Основные задачи Отдела

2.1. Урегулирование задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации посредством проведения в соответствии с решениями, принятыми Правительством Российской Федерации, реструктуризации задолженности, а также контроль за выполнением налогоплательщиками условий предоставления отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.

2.2. Урегулирование задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации посредством применения комплекса мер принудительного взыскания.

2.3. Урегулирование задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации, списанным с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджетов.

2.4. Выявление излишне уплаченных или излишне взысканных сумм и проведение их зачета (возврата).

2.5. Организация работы по инициированию процедуры банкротства должников, списание безнадежной к взысканию задолженности.

3. Основные функции Отдела

3.1. Осуществление мониторинга состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также эффективности мер по ее урегулированию.

3.2. Подготовка для направления налогоплательщикам требований об уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с положениями Налогового Кодекса Российской Федерации.

3.3. Подготовка решений об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщиков.

3.4. Подготовка документов на принудительное взыскание налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков.

3.5. Подготовка документов на принудительное взыскание задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по итогам за предшествующие годы, принятой к учету налоговыми органами в соответствии с актами сверки расчетов плательщиков страховых взносов, представленными соответствующими государственными внебюджетными фондами.

3.6. Подготовка уведомлений налогоплательщикам о фактах излишней уплаты налога и документов на возврат или зачет излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, а также возмещение налога на добавленную стоимость, начисленного по налоговой ставке 0 процентов.

3.7. Подготовка документов на приостановление операций по счетам налогоплательщиков для обеспечения взыскания налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

3.8. Подготовка предложений по предоставлению права на реструктуризацию задолженности, лишению этого права, мониторинг исполнения организациями обязательств, связанных с реструктуризацией задолженности.

3.9. Подготовка договоров поручительства и договоров залога имущества, заключаемых при предоставлении отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.

3.10. Контроль за выполнением налогоплательщиками условий предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.

3.11. Подготовка и проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков.

3.12. Подготовка и передача в юридический отдел Инспекции материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах.

3.13. Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

3.14. Подготовка ходатайств о приостановлении или аннулировании действия лицензий на право пользования недрами при наличии задолженности по регулярным платежам за пользование недрами.

3.15. Подготовка материалов для наложения ареста на имущество налогоплательщика в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации, взаимодействие с органами прокуратуры.

3.16. Подготовка материалов для взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщиков, взаимодействие со службами судебных приставов.

3.17. Подготовка материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию, взаимодействие с территориальными органами ФСФО России.

3.18. Осуществление списания задолженности, безнадежной к взысканию.

3.19. Контроль за уплатой административных штрафов, налагаемых налоговыми органами.

3.20. Подготовка документов на возврат госпошлины по заявлениям налогоплательщиков.

3.21. Организация контроля за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

3.22. Организация контроля за своевременностью перечисления платежей кредитных организаций при процедуре банкротства и реструктуризации, включая реструктуризацию налоговых платежей, установленную Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций».

3.23. Организация работы с неплатежеспособными банками, а также с налогоплательщиками, предъявившими поручения на перечисление средств через неплатежеспособные банки.

3.24. Подготовка материалов для рассмотрения вопросов отражения в карточках лицевых счетов налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.

3.25. Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков.

3.26. Подготовка для выдачи налогоплательщикам справок об отсутствии задолженности по налогам и сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

3.27. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности Отдела.

3.28. Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции Отдела.

3.29. Участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

3.30. Ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов Отдела.

4. Полномочия Отдела

4.1. Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:

вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

по указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять Отдел в Управлении;

вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;

запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

работать с документами отделов Инспекции для выполнения возложенных на Отдел задач;

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, актами МНС России и Управления.

4.2. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий МНС России и Управления.

4.3. Структура Отдела и численность его сотрудников устанавливаются исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции.

5. Руководство Отделом

5.1. Руководство Отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Инспекции по согласованию с Управлением.

5.2. Начальник Отдела находится в непосредственном подчинении заместителя руководителя Инспекции либо лица, исполняющего его обязанности (далее — руководство Инспекции).

5.3. Начальник Отдела:

разрабатывает и представляет руководителю Инспекции для утверждения должностные инструкции сотрудников Отдела;

вносит предложения по кандидатурам для назначения на должности, по освобождению от должности сотрудников Отдела;

руководит работой Отдела, обеспечивает решение возложенных на Отдел задач, контролирует исполнение сотрудниками должностных обязанностей и поручений;

согласовывает представляемые на рассмотрение руководству Инспекции проекты документов, содержащих вопросы, относящиеся к компетенции Отдела;

планирует и контролирует деятельность Отдела, в том числе по вопросам взаимодействия с другими отделами Инспекции в связи с выполнением возложенных на Отдел задач;

обеспечивает соблюдение работниками Отдела правил внутреннего трудового распорядка, а также вносит предложения руководству Инспекции о поощрении (взыскании) сотрудников Отдела.

5.4.

Начальник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, исполнение приказов, распоряжений, иных нормативных актов, указаний руководства Инспекции, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Отдела, обеспечение соблюдения сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины.

Приложение N 10

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МНС России
от 11 марта 2003 г. N БГ-3-25/113

  • ПРИКАЗ МНС РФ от 11.03.2003 N БГ-3-25/113 «О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ОБ ИНСПЕКЦИИ МНС РОССИИ С ПРЕДЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ СВЫШЕ 100 ЕДИНИЦ И ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ОБ ОТДЕЛАХ»

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/291011

Урегулирование налоговой задолженности как направление развития налогово-бюджетной политики РФ

Урегулирование задолженности по налогам и сборам


Особое место в экономическом развитии любой страны занимает налогово-бюджетная политика, основной составляющей которой является действующая система налогообложения.

Налоги занимают важное место в решении социально-экономических программ, оказывая многостороннее воздействии на хозяйствующие субъекты.

Развитие налоговых отношений требует особого внимания, так как налоги обеспечивают взаимосвязь государственных, общенародных интересов с интересами коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

Одним из современных направлений, реализуемых в рамках налогово-бюджетной политики, является повышение качества налогового администрирования, включающего в себя разработку методов урегулирования налоговой задолженности.

Данное направление становится особенно актуальным как по качественным показателям, так и по количественным, вследствие роста налоговой задолженности, влекущей значительные негативные социально-экономические последствия, как для региона, так и страны в целом [6, с. 34].

Нормативно — правовое обеспечение урегулирования налоговой задолженности включает, помимо норм Налогового кодекса Российской Федерации, значительное количество подзаконных ведомственных, распорядительных актов, приказов, писем, принятых в основном ФНС России.

Применение налоговых норм по вопросам урегулирования налоговой задолженности осложняется тем, что понятие указанной задолженности четко не определено ни в Кодексе, ни в иных нормативных актах.

Систематическое толкование норм налогового законодательства и сложившейся практики налоговых правоотношений позволяет прийти к выводу, что налоговой задолженностью считается объект налогового правоотношения, возникший вследствие неуплаты обязанным лицом в предусмотренные законом сроки налога, пеней, налоговых санкций.

Рассмотрев мнения различных авторов, можно прийти к выводу, что налоговая задолженность — это общий объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, который выражается в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.

Совокупная налоговая задолженность подразделяется на два вида: урегулированная и неурегулированная налоговая задолженность. Такое деление зависит от применения в отношении задолженности, тех или иных методов урегулирования, а также от наличия результатов применения таких методов.

Урегулированная налоговая задолженность представляет собой часть совокупной налоговой задолженности, в отношении которой уже использованы методы урегулирования.

Неурегулированная задолженность — это задолженность, в отношении которой не применялись методы урегулирования, либо применение данных методов является не целесообразным, в силу упущения сроков урегулирования.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности безнадежной к взысканию в силу определенных обстоятельств, а также сумм недоимки, задолженности по пеням и штрафам, по которым налоговый орган еще не предпринял никаких действий по урегулированию [2, с. 6].

Возникновения налоговой задолженности является следствием такого явления как «уклонение от уплаты налога».

Возникновения такого явления объясняется наличием множества причин, основные из которых можно сгруппировать в следующие группы: моральные причины (нравственно-психологические); экономические причины; технико-юридические причины; политические причины. Рассмотрим поподробнее каждые их них.

Так моральные (нравственно-психологические) причины являются причинами субъективного характера, поскольку неуплата налога или уменьшение суммы налога налогоплательщиком часто обусловливаются субъективным (негативным) отношением налогоплательщика к налогам, налоговой системе, государственным институтам в целом.

Экономические причины, напротив являются причинами объективного характера, которые также достаточно часто подталкивают индивидов к уклонению от уплаты налога. Экономические причины в свою очередь подразделяются еще на два вида причин: причины, вызванные финансовым состоянием налогоплательщика (внутренние) и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой (внешние).

Технико-юридические причины объясняются несовершенством юридической техники налогового законодательства.

Несовершенства налогового законодательства можно сгруппировать по двум направлениям, первое из которых связанно с наличием противоречий в налоговом законодательстве, малоизученными вопросами и неоднозначными трактовками налоговых норм, а второе вызвано сложностью и запутанностью норм налогового законодательства.

Политические причины возникают в том случае, если государство использует налоги как инструмент социальной или экономической политики, а также для обеспечения функционирования государства, за счет покрытия своих расходов. Класс, стоящий у власти, использует механизм налогообложения, для подавления другого не властвующего класса. Следовательно, в процессе сопротивления такому давлению возникает явление неуплаты налогов [1, с. 86].

Механизм урегулирования налоговой задолженности — это процесс взаимодействия методов и инструментов приводящий к конструированию тех или иных форм организации и функционирования конкретной системы. Взаимодействие методов и инструментов урегулирования налоговой задолженности для достижения определенных целей осуществляется с помощью институтов.

Преимущественно в работах большинства экономистов методы урегулирования налоговой задолженности объединены в три формы: добровольно-заявительные, уведомительно-предупредительные и принудительные.

На мой взгляд, будет целесообразно отдельно из принудительной формы выделить обеспечительную форму урегулирования совокупной налоговой задолженности и дополнить механизм урегулирования дополнительной ликвидированной формой урегулирования налоговой задолженности.

Добровольно заявительная форма предполагала заявительный характер процесса, который основывался на Указах президента и Постановлениях Федерального правительства.

Данная форма предполагала реализацию следующих методов: централизованный взаимозачет (двусторонний, многосторонний), предоставление отсрочки по уплате налоговой задолженности, реструктуризация налоговой задолженности.

Данная форма в настоящий момент не применяется, а использовалась налогоплательщиками на добровольной основе в течение 1993–2002 гг.

Еще одной формой урегулирования налоговой задолженности является уведомительно-предупредительная форма.

Она предусматривает возможность исполнения налоговых обязательств без применения мер принудительного взыскания согласно предъявленным требованиям об уплате налога, пени, штрафа с указание неисполненной суммы и срока исполнения требования.

Эта форма характеризуется использованием метода проведения зачета переплаты по налогам, как излишне уплаченных или взысканных сумм, в счет исполнения налоговых обязательств по заявлению налогоплательщика.

Методы обеспечительной формы механизма урегулирования налоговой задолженности предполагают обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Обеспечительная форма включает в себя такие методы урегулирования налоговой задолженности как залог имущества налогоплательщика, поручительство, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика.

Реализация механизма урегулирования налоговой задолженности осуществляется налоговыми органами методами и инструментами принудительного взыскания в рамках четвертой формы — принудительной, которая включает следующие методы:

– принудительное взыскание налоговой задолженности с помощью денежных средств налогоплательщика путем выставления инкассовых поручений на акцептное списание денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджеты всех уровней;

– осуществление принудительного взыскания налоговой задолженности в счет имущества налогоплательщика с помощью Служб судебных приставов, путем направления постановлений налоговых органов, судебных приказов и исполнительных листов;

– принудительное инициирование в отношении должника процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;

– погашение налоговой задолженности путем зачета возникшей ранее переплаты по решению налогового органа без добровольного заявления налогоплательщика [2].

При использовании ликвидированной формы производится списание задолженности безнадежной к взысканию.

В России объем задолженности, в отношении которой невозможно принять мер по взысканию, на сегодняшний момент достаточно велик, несмотря на то, что отношение налоговой задолженности к ВВП в России соответствует показателям развитых стран мира.

Невзысканная задолженность признается безнадежной к взысканию, но налогоплательщик в связи с истечением сроков давности не освобождается от исполнения им обязанности по уплате в бюджет законно установленных налогов [5, с. 401].

Налоговая задолженность представляет собой сложное социально — экономическое явление, имеющее множество существенных негативных последствий как для государства и общества в целом, так и для конкретного налогоплательщика.

Наличие у налогоплательщика задолженности в бюджет по налогам и сборам может стать причиной следующих негативных последствий: появления сложностей с получением кредитных и заёмных средств на развитие бизнеса, потеря деловой репутации на рынке, появление проблем с привлечением инвестиционных ресурсов, невозможность участия в публичных конкурсах и торгах на оказание услуг государству или муниципальным образованиям.

Негативные последствия налоговой задолженности для социально-экономического развития государства заключаются в том, что неплатежи в бюджетную систему наносят материальный ущерб, ведь недополученные денежные средства сокращают объемы финансирования социальных программ, не позволяют вовремя профинансировать государственные и муниципальные заказы, раскручивая тем самым спираль «взаимных неплатежей» в экономике [4, с. 14].

Таким образом, возникновение налоговой задолженности является одним из проблемных участков современной экономической системы. Возрастание количества неплатежей в бюджет приводит к появлению множества негативных последствий как для государства, так и для общество в целом.

Возникновение налоговой задолженности следует рассматривать не как отдельное экономическое явление, имеющее множество различных причин, а в тесной взаимосвязи с другими социально-экономическими процессами.

Отрицательное воздействие налоговой задолженности на ход воспроизводственных процессов подчеркивает актуальность и обосновывает необходимость развития системы урегулирования налоговой задолженности в рамках налогово-бюджетной политики государства.

Литература:

  1. Бондарь, O. A. Экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности по Забайкальскому краю/ Бондарь О. А. // Молодой ученый., 2010. — № 7. -с. 86–88.
  2. Бондарь, О. А. Принципы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности / Бондарь О. А. // Молодой ученый, 2010. — № 8–2. -c. 6–9.
  3. Гираев, В. К. Комплексный подход к урегулированию налоговой задолженности / Гираев В. К., Муталимова П. М. // Казанская наука, 2013. — № 3. — c. 44–46.
  4. Дубровская, В. П. Вопросы урегулирования задолженности физических лиц: выход есть / В. П. Дубровская // Налоговая политика и практика, 2015. — N 2 (86). — с. 14–17.
  5. Золотарева, А. Б. Некоторые проблемы законодательного регулирования взыскания налогов / А. Б. Золотарева // Налоги и налогообложение, 2014. — № 4. — с. 401–413
  6. Шевченко, И. В. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории / И. В. Шевченко, А. С. Алеников // Финансы и кредит,2012. — № 30. — с. 34–43.

Основные термины(генерируются автоматически): налоговая задолженность, налоговое законодательство, причина, принудительное взыскание, метод урегулирования, совокупная налоговая задолженность, налог, налогово-бюджетная политика, налоговый орган, неурегулированная задолженность.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/30230/

Страж закона
Добавить комментарий