Субъекты социального партнерства

Субъекты социального партнерства в сфере труда

Субъекты социального партнерства

Формы и уровни социального партнерства в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального партнерства:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);
б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства состоит из пяти уровней:

1. федеральный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в РФ);

2. региональный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в субъектах РФ);

3. отраслевой (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в отрасли (отраслях);

4. территориальный (устанавливает эти основы на уровне муниципального образования);

5. уровень организации (устанавливает конфетные обязательства сторон трудовых отношений в организации).

Социальное партнерство осуществляется в форме:

1. ведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2. взаимных консультаций участников;

3. участия работников, их представителей в управлении организацией;

4. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Представительство работников и работодателей.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

1) работники;

2) работодатели;

3) представители работников;

4) представители работодателей;

5) органы государственной (исполнительной) власти;

6) органы местного самоуправления.

Основными представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации и органы, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, локального специального соглашения, осуществлении контроля их выполнения, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, уполномоченные работниками.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении КТС работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении КТС по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — общественная некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Объединения работодателей действуют на основании собственных уставов.

Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении КТС по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные гос. органы, органы местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).

Источник: https://studopedia.su/16_137660_sub-ekti-sotsialnogo-partnerstva-v-sfere-truda.html

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Субъекты социального партнерства

Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажи рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:

● профсоюзы;

● предприниматели (работодатели);

● государство.

Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы.

Это основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности.

Профсоюзы – это единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами наемных работников и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения регулируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».

Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно.

Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль.

А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован
в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.

Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель – получить максимальную прибыль, у работника – добиться высокой оплаты труда.

У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы.

Основная задача социального партнерства – найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

Государство. Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

● корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

● определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

● обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

● создает минимальные необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.

Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех качествах: собственника; законодателя; арбитра (посредника).

Оно является крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

Источник: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=6876

Социальное партнёрство — Пензенская Областная организация ПРГУ РФ

Субъекты социального партнерства

Что такое социальное партнерство? 

Социальное партнерство — это  система взаимоотношений и способ достижения баланса интересов между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленные на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В период рыночной экономики, каждый участник экономической деятельности преследует свои интересы. Власть хочет получать больше налогов, собственники бизнеса хотят иметь больше прибыли, а работники хотят иметь хорошие условия труда и достойную, стабильную заработную плату.

Механизм Социального партнерства позволяет цивилизованным способом регулировать отношения в социально-трудовой сфере, путем совместных переговоров и соглашений. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними.

Социальное партнерство обеспечивает достижение баланса интересов на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу и служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы. 

Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. 

Принципами социального партнерства признаются:

  • равноправие всех участников переговорных процессов;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • соблюдение законов и других нормативно-правовых актов;
  • свобода выбора и добровольность принятия решений;
  • приоритетность и социальная справедливость;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.

Как это работает?

Баланс интересов достигается путем переговоров и выработки единых норм и требований к системе управления и распределения экономических показателей (своевременной уплате налогов, прибыли, заработной платы, улучшении условий труда, развитии производства, сохранении рабочих мест, повышении конкурентоспособности и т.д.). 

Основными формами социального партнерства являются:

  • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников и их представителей в управлении организациями;
  • создание постоянно действующих трехсторонних органов.

Основным органом деятельности социального партнерства предусмотрены трехсторонние комиссии. В деятельности трехсторонних комиссий принимают участие три стороны:

  • от работников – профсоюзы;
  • от работодателей (собственников и руководителей бизнеса) – объединения работодателей (Союзы);
  • от органов власти – правительство и местное самоуправление. 
  • Инициатором вопросов урегулирования экономических и социально-трудовых отношений могут выступать любая сторона, в т.ч. трудовые коллективы, представители бизнеса, органы власти. В процессе обсуждения проблем и выработке путей их решения принимают участие большие группы людей, трудовые коллективы, представители отраслей, населенных пунктов, органы власти региона и муниципальных образований.
  • Объектам социального партнерства являются в первую очередь социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.). 
  • На трехсторонних комиссиях принимаются решения и подписываются соглашения о регулировании социально-трудовых отношений, обязательные для исполнения всех участников экономический и социально-трудовых отношений. Исполнение таких решений, взаимных договоренностей, может контролировать как сама комиссия, так и участники трехсторонних соглашений.

Деятельность Социального партнерства регулируется законами и соглашениями. 

Законы:

  • Трудовой Кодекс РФ, № 197-ФЗ, Часть 2, раздел 2, «Социальное партнерство в сфере труда»,
  • Федеральный закон «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002г. № 156-ФЗ,

Источник: http://www.prgu-penza.ru/socialnoe-partnyorstvo/

Развитие социального партнёрства в Узбекистане » ИНТЕЛРОС

Субъекты социального партнерства

Энахон Нишанбаева,

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

старший преподаватель,

кафедра Политологии

Enahon Nishanbayeva,

The National university of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek

Grand-teacher of the Politology chair

E-mail – conference_2012@list.ru

УДК 334.021

Развитие социального партнёрства в Узбекистане

Аннотация: В статье рассматриваются основные определения, задачи, принципы, функции социального партнёрства как одного из важнейших факторов социальной стабильности в Узбекистане.

Ключевые слова: социальное партнёрство, рыночные отношения, социальная стабильность, государственная политика, негосударственные организации.

The social partnership development in Uzbekistan

Summary: In article the basic definitions, problems, principles, functions of social partnership as one of the major factors of social stability in Uzbekistan are considered.

Keywords: social partnership, market relations, social stability, state policy, nonstate nongovernmental organizations.

Развитие социального партнёрства в Узбекистане

Научно обоснованная разработка политики в сфере социального партнерства предполагает системный анализ норм, законов, регламентов и организаций, обеспечивающих формирование и развитие цивилизованного рынка труда.

Методологической основой, дающей возможности такого анализа, является институциональный подход.

Одним из основных направлений экономического роста, социальной стабильности в Республике Узбекистан может стать определение и исследование значимых институтов для успешного взаимодействия государства, работодателей и наемных работников .

Социальное партнёрство занимает совершенно особое место в системе рыночных отношений.

Социальное партнерство как принципиально новый тип социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и, наряду с собственником – работодателем, становится активным субъектом этих отношений и их регулирования на различных уровнях; во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей работодателей и работников.

Несмотря на то, что институт социального партнерства является относительно новым для постсоветских республик, его развитие можно охарактеризовать как весьма динамичное .

Социальное партнерство – взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций, органов государственной власти и управления, а также субъектов предпринимательской деятельности в разработке и осуществлении согласованной социально-экономической политики, реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны.

Социальное партнёрство также это особый институт гражданского общества, основанный на признании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их численности и социальному статусу, и их права отстаивать и практически реализовывать интересы.

Субъектами социального партнёрства являются негосударственные некоммерческие организации, органы государственной власти и управления, а также субъекты предпринимательской деятельности.

В целевую программу социально-экономического развития входит комплекс мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых субъектами социального партнерства, направленный на решение социально значимых вопросов.

К основным задачам социального партнёрства относятся :

1) обеспечение согласованных и целенаправленных совместных действий субъектов социального партнерства в разработке и осуществлении социально-экономической политики, реализации целевых программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем;

2) формирование устойчивых партнерских отношений субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов;

3) оказание поддержки негосударственным некоммерческим  организациям в осуществлении ими общественно полезными деятельностями, развитии гражданских инициатив;

4) развитие и поощрение инициативы субъектов социального партнерства в решении социально значимых вопросов;

5) укрепление доверия граждан к органам государственной власти и управления на основе обеспечения прозрачности и открытости их деятельности, связанной с принятием и реализацией управленческих решений;

6) совершенствование существующих и разработка новых форм взаимодействия и эффективных моделей социального партнерства;

7) развитие институтов гражданского общества, представляющих интересы молодежи, женщин, инвалидов, а также иных лиц, нуждающихся в социальной защите, создание условий для расширения поддержки и партнерства по реализации программ защиты их прав и законных интересов.

Также необходимо выделить и основные принципы социального партнёрства.

Это, в первую очередь, равноправное партнерство и взаимная заинтересованность; уважение и учет интересов субъектов социального партнерства; добровольность принятия обязательств; свобода выбора и обсуждения социально значимых вопросов; гласность; коллегиальность в выработке совместных решений; обязательность выполнения субъектами социального партнерства принятых на себя обязательств; консолидация усилий субъектов социального партнерства в целях их активного участия в формировании и реализации эффективной социальной политики; систематичность контроля за выполнением субъектами социального партнерства принятых на себя обязательств.

Немаловажное значение имеет и оптимальная государственная политика в сфере социального партнёрства.

Направление государственной политики в данной области определяется совершенствованием организационно-правовых механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства в реализации целевых программ социально-экономического развития; государственной поддержкой целевых программ социально-экономического развития; созданием условий для функционирования эффективной системы взаимодействия субъектов социального партнерства, предусматривающей решение гуманитарных проблем, защиту прав, свобод и интересов различных слоев населения страны; содействием обеспечению баланса интересов субъектов социального партнерства в решении социально  значимых вопросов; обеспечением открытости и прозрачности принятия и реализации управленческих решений органами государственной власти и управления и их должностными лицами.

Негосударственные некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в сфере социального партнерства путем участия в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, в подготовке, обсуждении и реализации целевых программ социально-экономического развития, оказания необходимой социальной, правовой и иной помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, а также внесения предложений о необходимости заключения соглашения в сфере социального партнерства, участия в подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства, осуществления иной общественно полезной деятельности, в том числе, на безвозмездной основе.

Органы самоуправления граждан содействуют развитию социального партнерства в решении вопросов местного значения путем участия в деятельности комиссий по социальному партнерству, реализации программ социально-экономического развития на соответствующей территории, а также участия в подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства в пределах территории самоуправления граждан.

Органы государственной власти и управления гарантируют соблюдение прав и законных интересов субъектов социального партнерства, участвуют в его развитии, определяют формы и условия государственной поддержки соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства, а также принимают участие в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства.

Субъекты предпринимательской деятельности участвуют в разработке и осуществлении целевых программ социально-экономического развития, решении вопросов занятости населения, других социально-значимых вопросов, а также принимают участие в формировании и деятельности комиссий по социальному партнерству, подготовке, обсуждении и реализации соглашений, программ и проектов в сфере социального партнерства.

Субъекты предпринимательской деятельности поддерживают реализацию программ социально-экономического развития, в том числе посредством предоставления грантов и социальных заказов, а также благотворительных пожертвований.

Партнёрские отношения в обществе возможны лишь при условии социальной ориентации рыночной экономики, когда во главу угла ставится не получение прибыли любой ценой, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Иными словами, должен быть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству было бы, что терять в случае резкого обострения социально-экономической ситуации, при угрозе возникновения социального взрыва.

В социальной среде базовыми условиями партнёрских отношений являются: наличие многочисленного “среднего класса”; развитое гражданское общество, где в результате самоопределения классов, групп, слоев населения свободно действуют профсоюзы, движения, иные организации, выражающие социально-экономические интересы, как наёмных работников, так и работодателей; функционирование “социального государства”, реализующего социально-ориентированную рыночную политику, стоящего над обществом, а служащего ему, устанавливающего над обществом, а служащего ему, устанавливающего “правила игры” для субъектов социального партнёрства, контролирующего их выполнение.

Политико-правовыми условиями эффективно действующей системы социального партнёрства выступают: развитые формы демократии, когда права и свободы личности не только декларируются, но и гарантируются в соответствии с международными нормами; свободное создание и деятельность партий и движений, отстаивающие политические интересы основных социальных слоёв, классов; наличие эффективно действующего правового механизма, регулирующего социально-трудовые отношения. Первостепенную роль в создании правовой основы партнёрских отношений в каждой стране играет ратификация и реализация деклараций, конвенций и рекомендаций Международной организацией труда.

Наряду с вышеназванными объективными условиями успешного функционирования в обществе системы социального партнёрства необходимо наличие развитого субъективного, социально-психологического фактора: доминирование в общественном сознании ориентации на социальный мир и не конфронтацию между классами, социальными слоями; осознание и принятие предпринимателями, работодателями в целом роли заботливых хозяев, вникающих в нужды своих работников, оказывающих им помощь; активное участие работников в многообразных формах управления на предприятиях как отражение понимания ими зависимости личного благополучия от успехов фирмы.

Система социального партнерства, – постоянно действующая совокупность органов, формируемых социальными партнёрами; определённый ими самими порядок взаимодействия и функционирования данных органов; совместные документы (соглашения, договоры), принимаемые социальными партнёрами на основании международных норм, законодательства Узбекистана.

Идея социального партнёрства и развитие ее в Узбекистане привлекают все большее внимание представителей самых различных общественных слоев.

Государственные деятели, предприниматели, профсоюзные лидеры, главы политических объединений стали часто говорить об этом, свидетельством тому является разработка и обсуждение проекта закона «О социальном партнерстве» в Законодательной Палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан .

Дело в том, что в основе социального партнёрства лежит не только идея разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономики, их опеки над всеми слоями общества.

  1. Зокирова Н.К. Развитие социального партнерства в Узбекистане // http://rea.uz/about/science/publications/detailed/?id=56
  2. Сайдахмедов А.И. Социальное партнерство в Республике Узбекистан, Российской Федерации, Республике Казахстан. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юр. н. // http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-partnerstvo-v-respub-uzbekistan-rossiiskoi-federatsii-respub-kazakhstan
  3. Проект Закона Республики Узбекистан О социальном партнерстве // http://www.kasaba.uz/ru/glavnaya/8-rooot-russian/308-zakon-respubliki-uzbekistan-o-sotsialnom-partnerstve-proekt.html

Источник: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/k3-2013/20018-razvitie-socialnogo-partnerstva-v-uzbekistane.html

Субъекты социального партнерства

Субъекты социального партнерства

» Предпринимателю » Субъекты социального партнерства
Вернуться назад на Социальное партнерство

Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продаже рабочей силы.

Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:

• профсоюза,

• предприниматели (работодатели),

• государство. Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это как бы основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы — это по существу единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы. Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпит «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников.

Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:

• традиционные профсоюзы; • новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.

Традиционные профсоюзы — это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и объединяют 122 членских организации с общей численностью около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.

Альтернативные (новые, независимые) — это профсоюзы, сформировавшиеся на волне массовых забастовок и конкурирующие с традиционными профсоюзами за влияние в общественно-политической жизни страны. По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единственный, критерий влиятельности того или иного профсоюза — это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах состоит меньшинство занятых в общественном производстве.

В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:

• общероссийское объединение (ассоциации) профсоюзов (ФНПР); • межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов); • межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах); • территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта); • территориальные объединения (ассоциации) — добровольные объединения организаций профсоюзов.

Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективном договорам, соглашениям, в контроле за их выполнение:

Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли. Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель — получить максимальную прибыль, у работника — добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача — добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства — найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

В мире сформировалось в основном две модели государства:

Первая — это либеральная (монетаритсткая) модель. Она основана на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. Этой модели более всего соответствует государственное устройство США.

Вторая — это социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства (в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.). Эта модель в большей степени характерна для европейских стран (особенно для скандинавских стран).

Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, так как именно социальное партнерство и предусматривает социально-ориентированную политику, проводимую государством.

Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

• корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

• определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице; • обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

Финансовый план

Оценка бизнеса
Бизнес процесс
Договор строительного подряда
Партнерство

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/ip/Subekty-socialnogo-partnerstva.php

Особенности формирования социального партнёрства в агропромышленном комплексе

Субъекты социального партнерства
Aннотация: Диссертация выполнена на кафедре труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент Фролов Борис Иванович Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Архипов Анатолий Иванович, кандидат экономических наук, доцент Сидорова Вера Николаевна.

Ведущая организация: Российская академия предпринимательства Диссертационный совет по экономическим наукам Д 502.006.03 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Цель — анализ особенностей формирования отношений социального партнерства в агропромышленном комплексе и прежде всего на сельскохозяйственных предприятиях в условиях кризисного состояния социально-трудовой сферы.

Задачи:

  • раскрыть предпосылки возникновения социального партнерства как особой системы регулирования социально-трудовых отношений;
  • обобщить международный опыт развития социального партнерства и показать перспективы его использования в России;
  • исследовать особенности социально-трудовых отношений в АПК и их влияние на социальное партнерство;
  • показать резервы совершенствования взаимодействия сторон;
  • рассмотреть особенности субъектов социального партнерства;
  • обобщить опыт органов государственной власти и местного самоуправления в развитии социального партнерства на селе.

Предмет исследования — социально-экономические и правовые отношения между работниками, работодателями и органами власти по поводу согласования интересов в сфере социально-трудовых отношений АПК.

Объект исследования — субъекты социального партнерства в АПК на федеральном, региональном и местном уровнях.

Научная новизна:

  • конкретизированы теоретико-методологические основы социального партнерства в агропромышленном комплексе; переход от планового регулирования социально-трудовых отношений к рыночным в АПК проходит тяжело и неравномерно, сдерживая процессы устранения монополии государства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, становления равноправных партнеров и достижения реального равенства между участниками социального партнерства;
  • показано, что в рамках созданной в РФ нормативно-правовой базы степень развития социального партнерства в отдельных отраслях экономики определяется уровнем созревания экономических, социальных, политических, правовых и морально-психологических условий; в агропромышленном комплексе России в силу различных причин развитие рыночных отношений значительно отстает от уровня промышленных отраслей, а партнерские отношения только формируются и носят зачастую формальный и противоречивый характер;
  • уточнено, что основной сферой регулирования социально-трудовых отношений посредством социального партнерства является ядро АПК — сельскохозяйственные предприятия, в которых работает более половины всех занятых в сельском хозяйстве и для которых характерны все формальные элементы социального партнерства; вне этой сферы (личные подсобные хозяйства, часть крестьянских (фермерских) хозяйств) регулирование трудовых отношений в договорной форме затруднено из-за отсутствия работодателя;
  • доказано, что важной особенностью социального партнерства в АПК является незавершенность процесса формирования рынка труда: свобода и право выбора имеются только у одного субъекта договорных отношений (у работодателя) — у другого субъекта (у работников предприятий) полной свободы и права выбора практически нет;
  • аргументировано, что в условиях нынешнего состояния трудовой сферы и перераспределения собственности в АПК требуются новые подходы к работе всех звеньев профсоюзов, чья деятельность должна сосредотачиваться на более эффективном представительстве и защите интересов работников, на их взаимодействии с работодателями, государственными органами и органами местного самоуправления;
  • показано, что значительным резервом развития социального партнерства в АПК является ликвидация правового нигилизма со стороны работодателей: в колдоговорах сельхозпредприятий Смоленской области практически отсутствуют требования тарификации работ и профессий, переаттестации работников, повышения квалификации работников управления, особенно занимающихся проблемами труда и заработной платы;
  • обоснована двоякая роль государства в социальном партнерстве: а) роль государства как органа власти связана с тем, что сельское хозяйство, как и все сельское население, в силу своей специфичности зависит от государственной помощи в создании условий развития рыночных и партнерских отношений в АПК; б) роль государства как субъекта трудовых отношений обязательна, когда заключаются соглашения с полным или частичным финансированием из бюджетов всех уровней.

Источник: http://ecsocman.hse.ru/text/19296347/

Страж закона
Добавить комментарий