Стороны социального партнерства

Стороны социального партнерства

Стороны социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них.

Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон.

Различают определенные формы социального партнерства.

В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/storony-socialnogo-partnerstva.html

Трудовое право

Стороны социального партнерства

Взаимодействие в отношениях социального партнерства осуществляют субъекты, которые называются «представители работников» и «представители работодателей».

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы или иные представители, избираемые работниками. Профессиональные союзы представляют собой реализацию конституционного права российских граждан объединяться в целях защиты своих интересов.

Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в отдельных нормах КЗоТ РСФСР 1918 г. В КЗоТ РСФСР 1922 г. правам профсоюзов была посвящена уже самостоятельная глава, и советский законодатель эти права непрерывно расширял.

Вступление страны в новые рыночные условия несколько изменило подход законодателя к профессиональным союзам и их правам.

Тем не менее, действующее российское законодательство закрепляет значительные полномочия профсоюзов и взаимосвязанные с ними гарантии их деятельности со стороны государства, направленные на защиту трудовых прав работников. Несмотря на то что ТК РФ не содержит отдельной главы, посвященной профсоюзам, и того большого количества статей, как это было в КЗоТ РСФСР (РФ) 1971 г., тем не менее значение профсоюза и ныне не умаляется.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Основной задачей профсоюзов является защита прав своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд (ст. 11 указанного Закона).

Профсоюзы наделены названным Законом целым комплексом прав: право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13), на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст.

14), право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19), право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23) и др.

Статус «иных представителей работников» предусмотрен ст. 31 ТК РФ.

Исходя из смысла данной статьи под иными представителями работников следует понимать некие представительные органы, которые избираются тайным анием из числа работников для осуществления следующих полномочий: представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников.

Такие случаи возможны тогда, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве.

Представители работодателей.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — относительно новое явление в сфере трудового законодательства. Появление в России организаций работодателей во многом обусловлено новым этапом строительства системы социального партнерства. Именно «разобщенность…

российских работодателей вынуждает власти централизованно, сверху проводить в жизнь механизм социального партнерства с помощью законов и подзаконных актов»1Силин А.А. Возможности применении западного опыта в регулировании трудовых отношений России // Труд за рубежом. 1996. № 2. С. 59—60.

, тогда как за рубежом и в дореволюционной России они возникли сто лет назад.

В конце советской эпохи появилось первое объединение работодателей — РСПП (сейчас это Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей»), а в начале 1990-х годов стали формироваться такого рода объединения по отраслевому признаку (судовладельцы, текстильщики, угольщики и т.д.).

Особенности правового наложения объединений работодателей предусмотрены Федеральным законом от 27 ноября 2002 г.

№ 156- ФЗ «Об объединениях работодателей», согласно которому объединение работодателей является некоммерческой организацией, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц), объединившихся в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 2, 3).

Среди представителей работодателей выделяют также понятие «иные представители». Например, представителями работодателей — государственных или муниципальных учреждений, других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, являются соответствующие государственные органы исполнительной власти. иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Источник: http://isfic.info/vanob/nirub19.htm

Кто является сторонами социального партнерства

Стороны социального партнерства

Кто участвует в системе социального партнерства? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дается в ст. 25 ТК РФ. В ней указывается, что в этой роли выступают работники и фирмы-наниматели. Структуры общероссийской или муниципальной власти признаются самостоятельным субъектом трудовых правоотношений, когда являются работодателями.

Задача участников правоотношений – прийти к консенсусу, который будет соответствовать интересам обеих сторон. Поиск общего знаменателя возможен посредством цивилизованного диалога, достигнутый компромисс закрепляется в коллективных договорах и внутренних документах компаний.

В реалиях экономической жизни персонал и фирмы-наниматели лоббируют свои интересы не лично, а через своих законных представителей. Это профсоюзы и объединения работодателей, создаваемые в соответствии с нормами законодательства. Подобные структуры не считаются самостоятельной стороной партнерства, потому что их цель – транслировать интересы своих создателей и избирателей.

Социальное партнерство

Профсоюзы как участники правоотношений

В роли транслятора позиции сотрудников как стороны социального партнерства выступают профсоюзные организации. Их создание соответствует тексту Конституции РФ, где говорится, что работники вправе объединяться для защиты собственных интересов.

Профсоюзами называются добровольные объединения лиц, имеющих сходные профессиональные интересы, для отстаивания собственных трудовых прав. Согласно положениям ФЗ-10, эти организации наделены широким перечнем прав, а именно:

  • ведение коллективных переговоров и заключение соглашений с работодателями;
  • контроль выполнения достигнутых договоренностей;
  • решение возникающих трудовых споров;
  • контроль соблюдения работодателем законодательства о труде;
  • защита интересов персонала в уполномоченных органах (например, инспекции по труду).

Объем правомочий профсоюзов зависит от уровня, на котором они действуют. Так, общероссийские структуры участвуют в законотворческой деятельности. Проекты нормативных актов высылаются им на проверку, а полученные комментарии учитываются при дальнейшем согласовании. Объединения работников могут вносить собственные предложения по совершенствованию трудовых правоотношений в РФ.

Профессиональные союзы, действующие в масштабе предприятия, правомочны получать информацию о решениях руководства, меняющих условия труда специалистов. Например, согласно ст. 12 ФЗ №10, их обязаны уведомлять о предстоящей ликвидации предприятия или сокращении штата за три месяца до этого события. Увольнение сотрудника по желанию руководства возможно только после согласования с профсоюзом.

В ТК РФ (ст. 31) говорится, что участниками социального партнерства являются не только профсоюзы, но и другие представители персонала. Подобные структуры избираются по желанию коллектива путем ания. В их функции входит защита интересов сотрудников, лоббирование их позиции во взаимоотношениях с администрацией нанимателя.

Другие структуры-представители назначаются методом ания по инициативе наемных специалистов. Потребность в них возникает, если в компании отсутствует профсоюз, правомочный говорить и вносить предложения администрации от лица всего коллектива.

Кто представляет интересы организаций-нанимателей?

В ТК РФ четко прописано, что фирма-работодатель выступает стороной социального партнерства. У нее есть собственная позиция по возникающим вопросам, которую она транслирует и защищает через представителей. К числу последних относятся:

  • руководство или иные должностные лица, уполномоченные внутренней документацией фирмы;
  • объединения нанимателей – некоммерческие структуры, аналогичные профсоюзам, но защищающие интересы противоположной стороны правоотношений.

Когда стороны социального партнерства в сфере труда сходятся в диалоге, объединениям работодателей отводятся следующие функции (согласно 156-ФЗ):

  • формулировать собственное мнение по возникающим вопросам;
  • защищать его в диалоге с наемными специалистами и властными структурами;
  • участвовать во взаимных консультациях с профсоюзами и органами власти;
  • участвовать в законотворческой деятельности, вносить предложения по реализации госпрограмм.

Объединения работодателей формируются по региональному и отраслевому принципу. На самом верху иерархии находится Общероссийское объединение.

Применительно к фирмам-нанимателям в действующем законодательстве используется еще один термин – «прочие представители». Он используется в ситуациях, когда в роли работодателей выступают казенные и бюджетные формирования. Их позицию транслируют и защищают исполнительные органы соответствующего уровня.

Государство: участник или внешний наблюдатель?

Понятие стороны и значение социального партнерства не предполагает непосредственного участия государства в диалоге, который ведут заинтересованные субъекты. Властные структуры призваны:

  • создать законодательную базу для соцпартнерства;
  • обеспечить минимальные права и гарантии для работников;
  • создать систему страхования специалистов.

Государство выступает не как сторона диалога, а как внешний координатор, который способствует формированию независимых органов партнерства, защищает интересы общества в целом, учитывает интересы сотрудников и нанимателей и разработке государственной политики.

Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Это зависит от особенностей ситуации и уровня ведения диалога. Внутренние споры на предприятии решаются путем диалога представителей администрации и персонала. Для обсуждения проблем федерального уровня привлекается третий независимый субъект – комиссия по социально-трудовым вопросам.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/storony-socialnogo-partnerstva.html

Страж закона
Добавить комментарий