Развитие социального партнерства в России

Проблемы развития социального партнерства в России и пути их решения

Развитие социального партнерства в России

На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:- осуществился переход к рыночным отношениям;- имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства;- существуют профсоюзы — организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;- выделился класс предпринимателей;- государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и работодателя м и.Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.Основная проблема — отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всероссийские акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.Вторая серьезная проблема неэффективного социального партнерства в России — низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений.Очень часто работодатели и рабочие занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Существует мнение, что самый безответственный партнер — правительство, которое не выполнило большинство пунктов в трехстороннем соглашении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий продолжать работу. Уже после подписания соглашений правительством (об индексации, повышении зарплаты и т.д.) Минфин отказывается выделять соответствующие средства.Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений — отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствую и 1ей законодательной базы. Правительство соглашается вести диалог лишь по проблемам, связанным с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (и должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ли работодатели к их подготовке не допускаются.Третья проблема в развитии социального партнерства — несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.В совершенствовании социального партнерства в России можно обозначить два направления: 1) разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений предпринимателей; 2) повышение эффективности деятельности РТК.В реализации первого направления можно выделить следующие пути:- оказание новых услуг и создание соответствующих служб. Речь идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей совещательные процедуры между профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями предпринимателей (о применяющихся или возможных дополнительных выплатах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных программ обучения по различным работам и видам деятельности, возможных профессиональных контактах);

— вовлечение новых членов, т.е.

распространение влияния профсоюзов прежде всего на молодежь, женщин, работников малых и средних предприятий и неформального сектора (который в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся), объединение в соответствующие организационные структуры предпринимателей, особенно владельцев малых и средних предприятий, предприятий неформального сектора;- расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей в развитии международных связей, включая участие в мировых и региональных форумах, конференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с коллегами из других стран, в частности занятых в транснациональных компаниях, что поможет обмену полезным опытом, укреплению связи и солидарности участников профсоюзного движения и созданию международной интегрированной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения, юридических консультаций и стратегического планирования для постоянно растущего круга предпринимателей;- формирование новых объединений. Неправительственные организации, союзы потребителей, объединения работодателей и профсоюзы, которые преследуют различные, но в чемто сходные цели, становятся все более важным резервом общественных сил, заинтересованных в решении комплексных социальных проблем, имеющих международное значение: обеспечение прав человека, развитие торговой политики, улучшение экологического состояния и защита окружающей среды. Создание нетрадиционных альянсов такого рода организаций в конечном счете поможет расширению поля социального согласия и ускорит мировой прогресс;- совершенствование экономико-правового механизма регулирования договорных условий повеем видам соглашений, что приведет к повышению исполнительской дисциплины всех субъектов социального партнерства.Эффективная деятельность РТК и всей системы социального партнерства, несмотря на трудности и общую слабую подготовленность российских условий к социальнорыночным отношениям, непосредственно обусловлена уровнем заинтересованности партнеров, поэтому в процессе повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо:- определить и закрепить в законодательном порядке ее статус и статус ее координатора;- способствовать становлению и расширению практики трехсторонних консультаций в рамках всей системы социального партнерства, а прежде всего по подготовке и принятию законодательных актов, касающихся широкого круга социально-трудовых вопросов;- разработать экономико-правовой механизм реализации принятых решений, а также контроля и ответственности за невыполнение решений, принятых РТК;- организовать в рамках РТК группу по изучению и обобщению опыта деятельности аналогичных органов за рубежом.Вопросы для самоконтроля1. Дайте определение социально-трудовых отношений и раскройте основы методологии их развития.2. Охарактеризуйте структуру элементов социально-трудовых отношений.3. Каковы особенности социально-трудовых отношений на различных этапах трудовой жизни человека?4. Каковы основные типы социально-трудовых отношений и в чем их различия?5. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на формирование и развитие социально-трудовых отношений: в масштабе общества, в рамках организации.6. Определите критерий оценки социально-трудовых отношений. Как измеряется показатель «качество трудовой жизни»?7. Какой механизм используется для регулирования социально-трудовых отношений в России?8. Что такое «социальное партнерство» и какой механизм используется в его развитии?9. Покажите роль МОТ в развитии социального партнерства в России?10. Каково содержание и значение тарифных соглашений и коллективных договоров?11. Каков статус общероссийских законодательных актов, регулирующих условия оплаты труда?12. Как осуществляется информационное обеспечение трудового посредничества?13. Какие проблемы существуют в развитии социального партнерства в России?14. Раскройте содержание генеральных, специальных и коллективных договоров.

15. По каким направлениям предлагается совершенствовать социальное партнерство в Российской Федерации?

Источник: Ю.М. Остапенко. Экономика труда. 2007 {original}

Источник: https://biz-books.biz/ekonomika_teoriya/problemyi-razvitiya-sotsialnogo-partnerstva.html

Развитие социального партнерства в Удмуртии

Развитие социального партнерства в России

Значительные экономические и социальные потрясения последних лет заставляют пересмотреть устоявшиеся практики и принципы организации социального партнерства как в Удмуртии в целом, так и в каждом муниципальном образовании.

Сегодня каждый муниципалитет заинтересован в улучшении инвестиционного климата на территории, привлечении внебюджетных средств для реализации неотложных социальных задач, а анализ деятельности благотворительных организаций в Удмуртии показывает высокий спрос населения в благотворительной помощи при низкой заинтересованности организаций оказывать такую помощь.

Как мобилизовать для этого бизнес, как привлечь инвестиции, как построить отношения с населением и властью? Все эти вопросы уже давно стоят в повестках муниципальных образований, СО НКО и социальных предпринимателей.

Как показывает практика, бизнес, и малый, и средний, и крупный заинтересован в социальном партнерстве, инвестирует и готов увеличивать свои инвестиции в социальные проекты при наличии в регионе благоприятной для этого среды — понятных и открытых механизмов регулирования отношений между бизнесом, властью и обществом.

Увеличение инвестиций бизнеса в социальную сферу послужат быстрому развитию социального предпринимательства в Республике, повышению объема социальных услуг населению и их качества, развитию территории, снижению нагрузки на бюджеты разных уровней, снижению социальной напряженности в обществе, а так же обеспечит компании устойчивое развитие на территории ее присутствия.

Для этого в Удмуртии необходимо создать среду для социального партнерства, в том числе предоставить социально-ответственному бизнесу налоговые льготы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, внедрить в деятельность регионов механизмы, предусмотренные федеральным законодательством.

В условиях снижения качества жизни населения построение социального партнерства является одной из главных задач в России. Образ будущего России — социальное партнерство бизнеса, общества и власти. Есть уверенность в том, что этот образ будет воспринят обществом как национальная идея.

Президент Российской Федерации часто поднимает вопросы о корпоративной социальной ответственности компаний в условиях экономических трудностей, рассматривая её как инвестиции в репутацию, которые позволяют завоевать доверие общества и развить устойчивый бизнес. На решение социальных задач направлено большинство майских указов Президента.

Дмитрий Медведев утвердил перечень показателей для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства. Соответствующее распоряжение No1284-р опубликовано на сайте Правительства 28 июня 2017 года.

http://government.ru/docs/28227/, где одним из критериев оценки является объем выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации в связи с применением организациями, осуществляющими пожертвования, за счет пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль и налоговых льгот по налогу на имущество организаций.

Гражданская инициатива (Проект) «Развитие социального партнерства в Удмуртской Республике» направлена на создание среды для социального партнерства, на консолидацию заинтересованных сторон в решении социальных задач и благотворительной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ от 11.08.

1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по оказанию поддержки в сфере образования, науки, культуры, и спорта, охраны окружающей среды, молодежной и национальной политики, правовой и финансовой грамотности населения, защиты детства, материнства и отцовства и многая другая деятельность, направленная на реализацию социальных задач на территории.

Проект предусматривает:

  • законодательные инициативы регионального уровня по регулированию благотворительной деятельности в Удмуртии, предоставлению налоговых льгот социально-ответственному бизнесу;
  • вовлечение в социальную деятельность бизнеса, действующего на территории Удмуртии, обсуждение и утверждение участниками партнерства понятных и прозрачных правил социальной деятельности в Республике;
  • создание и организацию деятельности благотворительных советов на муниципальном и республиканском уровне как регуляторов благотворительной деятельности на территории;
  • создание на территории Республики ресурсных центров и организацию их деятельности для обеспечения спроса участников социального партнерства в социальных услугах, менеджмента социальной деятельности;
  • внедрение стандартов социальной ответственности в деятельность организаций на основе мирового опыта. 

Источник: http://xn----8sbabrdnh0cd9agbof.xn--p1ai/info/articles/razvitie-sotsialnogo-partnerstva-v-udmurtii/

Выписка из протокола №4 заседания Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 11 апреля 2017 года

Развитие социального партнерства в России

12 апреля 2017 15:00

1.Об основных направлениях совершенствования законодательства об охране труда
(Лекарев,Окуньков, Сорокин, Мохначук, Топилин, Шмаков, Хитров, Голодец)

1.Принять к сведению сообщение заместителяМинистра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г.Лекарева об основных направлениях совершенствованиязаконодательства об охране труда.

2.Развитие надзора в сфере охраны труда в соответствии с Концепцией повышенияэффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иныхнормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
(Вуколов,Топилин, Шмаков, Хитров, Голодец)

1.Принять к сведению сообщение члена РТК,руководителя Федеральной службы по труду и занятости В.Л.Вуколова повопросу: «Развитие надзора в сфереохраны труда в соответствии с Концепцией повышения эффективности обеспечениясоблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права».

2. Предложить региональным трехстороннимкомиссиям по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РоссийскойФедерации рассматривать на своих заседаниях вопросы об анализе ситуаций напредприятиях, допустивших случаи тяжелого травматизма и травматизма со смертельнымисходом, и о состоянии задолженности по заработной плате в хозяйствующихсубъектах.

3. Предложить сторонам Комиссии,представляющим общероссийские объединения профсоюзов (М.В.Шмакову) иобщероссийские объединения работодателей (А.Н.Шохину), провести анализ ситуацийна предприятиях, на которых произошли случаи тяжелого травматизма и травматизмасо смертельным исходом.

4. Предложить Минтруду России(М.А.Топилину) совместно со сторонами социального партнерства в течение месяцазавершить работу по критериям риск-ориентированного подхода по вопросу проверокв сфере охраны труда.

5.Провести совещание, посвященное критериям риск-ориентированого подхода припроведении проверок в сфере охраны труда, у Координатора Комиссии,Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец с координаторами сторонКомиссии, представляющих общероссийские объединения профсоюзов и общероссийскиеобъединения работодателей, Минтрудом России и Минэкономразвития России.

3.О практике работы региональной трехсторонней комиссии по регулированиюсоциально-трудовых отношений в Краснодарском крае
(Минькова,Топилин, Шмаков, Хитров, Голодец)

1.Принять к сведению сообщение заместителяглавы администрации (губернатора) Краснодарского края А.А.Миньковой о практикеработы региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений в Краснодарском крае.

2. Отметить положительный опыт работырегиональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений в Краснодарском крае в части значительного роста количествазаключенных коллективных договоров в Краснодарском крае (в том числе уиндивидуальных предпринимателей), снижения неформальной занятости населения,эффективного механизма присоединения к краевому соглашению.

3. Предложить Минтруду России(М.А.Топилину) распространить опыт работы региональной трехсторонней комиссиипо регулированию социально-трудовых отношений в Краснодарском крае, направив вадрес региональных трехсторонних комиссий доклад, представленный длярассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии 11 апреля т.г. вг.Сочи.

4. Предложить Минтруду России (М.А.Топилину)провести семинар по развитию социального партнерства на региональном уровне дляпредставителей сторон социального партнерства субъектов Российской Федерации.

5. Предложить высшим органам исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации направить в Минтруд России вопросы дляобсуждения в рамках  указанного семинара.

4.О реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулированиярынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы, а также о мероприятиях по импортозамещению в сельском хозяйстве
(Свеженец,Круглик, Агапова, Топилин, Шмаков, Хитров, Голодец)

1. Принять к сведению сообщение директораДепартамента развития сельских территорий Минсельхоза России В.П.Свеженца повопросу: «О реализации Государственной программы развития сельского хозяйства ирегулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2013-2020 годы, а также о мероприятиях по импортозамещению в сельскомхозяйстве».

2. Предложить Минсельхозу России(А.Н.Ткачеву), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с социальнымипартнерами провести совещание, посвященное ситуации по обеспечению сырьем (кожаКРС, шерсть, льноволокно) предприятий легкой промышленности.

3. Предложить Минсельхозу России (А.Н.Ткачеву)совместно с Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерациипроработать вопрос о поступлении страховых взносов от организаций, осуществляющихдеятельность в сельском хозяйстве.

4. Предложить Минсельхозу России(А.Н.Ткачеву), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову):

— рассмотреть вопрос о внесении измененийв Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы вчасти уточнения значений целевого показателя среднемесячной номинальнойзаработной платы в сельском хозяйстве;

— направить информацию в секретариатКомиссии о мерах, направленных на снижение цен на сельскохозяйственнуюпродукцию в розничной торговле.

5.О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 35 ЗаконаРоссийской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нимместностях»
(Лекарев,Топилин, Шмаков, Хитров, Голодец)

1. Принять к сведению сообщение заместителяМинистра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г.Лекарева о проектефедерального закона «О внесении изменения в статью 35 Закона РоссийскойФедерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих ипроживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее –проект федерального закона).

2.Согласиться с проектом федеральногозакона.

6.О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесенииизменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов»
(Маслова,Топилин, Шмаков, Хитров, Голодец)

1. Принять к сведению сообщение директора Департамента оплаты труда, трудовыхотношений и социального партнерства Минтруда России  М.С.Масловой о проекте постановленияПравительства Российской «О внесенииизменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов» (далее– проект постановления).2. Согласиться с проектом постановления. 

7.

Опроекте распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменения вперечень дочерних организаций автономной некоммерческой организации«Организационный комитет «Россия-2018», а также контрагентов FIFA,конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, которые вправе устанавливатьработникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятийпо подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболуFIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, ненормированный рабочийдень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30декабря 2015 года №2769-р
(Лагутин,Топилин, Шмаков, Хитров, Голодец)

1. Принять к сведению сообщение директораДепартамента управления делами и контроля Минспорта России О.А.

Лагутина опроекте распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменения вперечень дочерних организаций автономной некоммерческой организации«Организационный комитет «Россия-2018», а также контрагентов FIFA,конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, которые вправе устанавливатьработникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятийпо подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболуFIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, ненормированный рабочийдень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30декабря 2015 г.№ 2769-р (далее – проект распоряжения).

2. Согласиться с проектом распоряжения.

8.Разное.

а)О передаче Федеральной службы государственной статистики в ведениеМинистерства экономического развития Российской Федерации
(Шмаков,Топилин, Хитров, Голодец)

1. Сторона Комиссии, представляющаяобщероссийские объединения профсоюзов, считает недопустимым передачу Федеральнойслужбы государственной статистики в ведение Министерства экономическогоразвития Российской Федерации с возложением на Минэкономразвития России функцийпо выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере официального статистического учета.

Заявление стороны Комиссии,представляющей общероссийские объединения профсоюзов, прилагается.

б)О кадастровой оценке земли, на которой расположены детские оздоровительныеучреждения
(Мохначук,Шмаков, Топилин, Хитров, Голодец)

1. Провести совещание по вопросу окадастровой оценке земли, на которой расположены детские оздоровительныеучреждения, у Координатора Комиссии, Заместителя Председателя ПравительстваРоссийской Федерации О.Ю.Голодец с Минобрнауки России, Минфином России,Минтрудом России, Минэкономразвития России и социальными партнёрами.

Источник: http://government.ru/info/27339/

Становление социального партнерства

Развитие социального партнерства в России

» Предпринимателю » Становление социального партнерства
Вернуться назад на Социальное партнерство

Социальное партнерство — дефиниция, уже прочно вошедшая в нашу жизнь в связи с переходом к рыночной экономике. Оно строится по системе «трипартизма» и определяет характер взаимоотношений, складывающийся в процессе трудовых правоотношений между наемными работниками, работодателями и государственными органами.

В стране с развитой рыночной экономикой социальное партнерство нашло широкое развитие, т.к. руководители этих государств давно пришли к выводу, что если они хотят обеспечить социальный мир, и заинтересованы в процветании стран и населяющих их народов, то вопрос социального партнерства должен стать главенствующим во внутренней жизни страны.

В Европе опыт социального партнерства имеет давнюю историю. Например, в Германии первое отраслевое тарифное соглашение было заключено еще в 70-х г. XIX в. В XX в. теория социального государства, которая уделяла значительную роль социальному партнерству была разработана немцем Людвигом Эрхардом и шведом Гунна-ром Мюрдалем, в политическо-экономических трудах, в которых четко обозначены цели политического и экономического развития государств на пользу общества. В связи с произошедшими революционными преобразованиями в России, в 1919 году одновременно с Лигой Наций была создана Международная Организация Труда, которая работает по системе трипартизма. Ее главным назначением стала реализация стремлений ее членов к всемирному утверждению правового порядка в отношениях между правительствами, работодателями и организациями трудящихся. Трехсторонняя структура по системе трипартизма Международной Организации Труда, в которой задействованы правительства и организации, представляющие работодателей и трудящихся, является уникальной в системе Организации Объединенных Наций.

В странах Западной Европы социальное партнерство стало неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений.

На смену конфронтации труда пришло понимание того, что социальное партнерство является необходимым компонентом социального мира и экономического процветания.

До перехода нашей страны к рыночной экономике социальное партнерство у нас развивалось на уровне организации при заключении коллективных договоров.

После перехода к рыночной экономике усилием государства и профсоюзов в Российской Федерации начали развиваться все формы социального партнерства на всех уровнях. Социальное партнерство — проблема многогранная, и ее решение лежит в трех взаимно пересекающихся плоскостях. Первая — соответствие соглашений и коллективных договоров политическому, экономическому и нравственному состоянию общества, социальному развитию и правосознанию граждан. Вторая — соответствие практики их принятия коллективно-договорному регулированию. Третья — механизм обеспечения выполнения соглашений и коллективных договоров. В Российской Федерации за годы реформ практически создана законодательная база, регулирующая процессы социального партнерства.

К базовым законам, определяющим механизм социального партнерства, относятся:

• Закон РФ «О социальном партнерстве»; • Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; • Закон РФ «О порядке разрешения коллективно-трудовых споров»; • Закон РФ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Но следует отметить то, что развитие социального партнерства в России происходит при отсутствии традиций, которые сложились в странах с развитой рыночной экономикой. В России еще не совсем накоплен опыт социального партнерства, и стороны не всегда обладают достаточным для успешного преодоления конфликтных ситуаций потенциалом, например, при рассмотрении коллективно-трудовых споров. Также в современной России наблюдается следующая ситуация — от активного признания роли профсоюзов в отстаивании интересов работников и развитых форм социального партнерства на предприятиях до полного отсутствия взаимного диалога, который выражается в полном неприятии частью работодателей профсоюзов как выразителей интересов работников.

Значительный толчок развитию социального партнерства и его совершенствованию должны дать — новый Трудовой кодекс РФ, который является первым федеральным нормативным актом и в котором закреплено понятие социального партнерства, и ст.

2 Трудового Кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Финансовый план

Оценка бизнеса
Бизнес процесс
Договор строительного подряда
Партнерство

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/ip/Stanovlenie-socialnogo-partnerstva.php

Перспективы развития социального партнерства в россии

Развитие социального партнерства в России

Конференция завершена Эта статья набрала 213 У данной статьи нет
дипломов

Рассмотрим причины низкой эффективности социального партнерства в России и пути их устранения для формирования эффективного социального партнерство.

Все цивилизованные, демократические рыночные модели развития эффективны настолько, насколько они адекватны не только экономическим условиям, уровню технотронно-информационной цивилизации, но и социокультуре конкретного общества.

Основная масса трудящихся России – люди индустриального и даже доиндустриального типа, которым свойственны исполнение заданного алгоритма действий, однообразие и относительная упрощенность трудовых функций, преимущественная зависимость от технологического ритма. Личность индустриального типа не склонна принимать решения, участвовать в самоуправлении, влиять на партнерские отношения.

Совершенно не случайно в свое время провалилась идея развития самоуправления в трудовых коллективах, а в настоящее время ведутся разговоры и о свертывании местного самоуправления, доведение его до уровня квартала или улицы[5].

Вместе с тем, в современных условиях нельзя не отметить и такую тенденцию – социокультуры различных стран и народов по целому ряду признаков и качеств сближаются, что частично находит свое отражение в массовой культуре. А социокультура не может не влиять и не взаимодействовать с социальным партнерством в сфере трудовых отношений.

Социальное партнерство не может иметь развитый характер в условиях деформированной, не сложившейся социокультуры. Никаким законодательным актом, какой бы он хороший ни был, без учета других факторов, в том числе социокультурного, невозможно установление гармоничного, подлинного демокра атического партнерства ни в трудовой, ни в политической, ни в образовательной, ни в других сферах и отношениях.

Главный недостаток социальных реформ, проводимых руководством России, заключается в том, что они слабо направлены на совершенствование трудовых отношений.

социальных реформ сведено преимущественно к перераспределению бюджета, максимальному сбору налогов, выплате пенсии, пособий по безработице, и различных льгот в виде грантов, а не стимулированию отечественного производства, не созданию новых высокотехнологичных, инновационных рабочих мест[1].

Недоучет сложившегося качества трудовых отношений в социальных реформах в конечном счете приведет к тому, что делить и перераспределять будет скоро нечего. Об этом красноречиво свидетельствует сегодняшняя нестабильная экономическая ситуация. При неразвитых трудовых отношениях невозможно добиться развитого социального партнерства.

О каких реалиях социального партнерства может идти речь, когда падает престиж созидательного труда, у большинства работодателей отраслей отсутствует необходимая связь между заработной платой и эффективностью производства. Неупорядоченность трудовых отношений сдерживает формирование среднего класса, костяком которого в развитых странах является высококвалифицированные наемные работники.

В основе их высоких заработков, благополучия лежит эффективный труд. Наличие среднего класса – это гарантия политической стабильности общества, его устойчивого экономического и социального развития, зрелого социального партнерства.  Социальное партнерство по своему содержанию многоуровневое. Оно осуществляется на следующих уровнях (ст.

26) •    федеральном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; •    межрегиональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ; •    региональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; •    отраслевом, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); •     территориальном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; •    локальном, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда[5]. Таким образом, можно считать, что в нашем обществе под социальное партнерство подведена соответствующая нормативно-правовая база, позволяющая утверждать о наличии системы механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. В этой системе интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, а интересы работодателей – союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам их роли в деятельности предприятия. Однако, как показывает современная практика, требуется дальнейшее совершенствование правовой и организационной основы социального партнерства, повышение ответственности работодателей в безукоризненном выполнении основных своих обязанностей по отношению к работникам. Серьезным тормозом на пути совершенствования социального партнерства является и низкий уровень квалификации работников, как рядовых, так и руководителей. Сейчас в России около 60 млн чел. нуждаются в профессиональной переподготовке и подготовки. Система образования нуждается в коренной модернизации[4]. Развитое социальное партнерство, современные цивилизованные рыночные отношения требуют от людей определенных социальных норм поведения. Преобладающим сейчас является тип «экономического человека». Ему свойственно рациональное поведение, сильные мотивы личной выгоды, расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. В нашем обществе сейчас преобладает модель «человека административного». Для него характерна привычка к подчинению и командованию. Предпринимательские установки распространены слабо, а социальная справедливость в массовом сознании воспринимается прежде всего как равенство в потреблении, но не в возможностях.  Получается, что нужна иная культура предпринимательства и иное отношение граждан к бизнесу. У бизнеса всегда будет не хватать финансовых ресурсов. У граждан (рабочей силы) необходимо преодолеть идеологию пассивности и потребительства. А пока современному российскому обществу присущи многие черты социальной аномии, которая характеризуется резким усилением отчужденности личности от власти и общества, разочарованностью в жизни, низким уровнем правовой, политической и экономической культуры. Специалисты в области трудовых отношений отмечают, что львиная доля трудовых конфликтов в нашей стране появляется в результате элементарной правовой безграмотности, например, по поводу устройства или увольнения с работы, оплаты труда и отпуска и так далее[3]. Трудности становления развитых форм социального партнерства во многом связаны с менталитетом наших наемных работников. Большинство людей не обладают знаниями и навыками социального партнерства, не могут профессионально вести диалог с работодателями о цене рабочей силы. В большинстве своем россиянин, придя к работодателю, не способен «продать себя» по той цене, которой он достоин. И не каждый трудящийся находит в себе силы и мужество идти до конца, отстаивая свои права. Отсюда, совершенно справедливо считают некоторые исследователи и практики, что главным препятствием для трудовых прав работников являются они сами. Люди боятся потерять место и не желают вступать в конфликт с работодателем. Чувство страха потерять работу особенно характерно для женщин в возрасте старше 40 лет и мужчин – старше 50 лет[2]. Нельзя не учитывать и того, что трудовые отношения в силу различных субъективных причин до сих пор не освобождены от политиканства, популизма, демагогии, низкого уровня профессионализма управленцев всех уровней власти и хозяйствования. Следует больше обратить внимание на формирование правовой культуры, культуры договорного процесса в социальном партнерстве. Необходимо формировать принципиально новую трудовую этику, адекватную рыночной экономике, демократическому, гражданскому обществу и правовому государству. Между тем культуре договорного процесса, трудовой этике ни работодателей, ни работников практически никто не учит. Работодатели и наемная рабочая сила учатся сотрудничеству чаще всего методом «проб и ошибок». Понятно, что это крайне не продуктивный метод. Большую роль в формировании культуры в договорном процессе должны играть профсоюзы. Они призваны помогать работникам с выгодой продавать свою рабочую силу, защитить их интересы. Однако в силу разных причин профсоюзы зачастую не выполняют возложенные на них функции[1]. В российском государстве, хотя и медленно, но растет понимание того, что нельзя реформировать общество без повышения активности граждан, без проведения сильной социальной политики. Хорошо известно, что многие работодатели, в первые годы экономической реформы отказавшиеся от финансирования «социалки», теперь прогрессивно мыслящие бизнесмены убедились в ошибочности такой политики. При заключении контракта с работниками обсуждается не только размер заработка, но и медицинская страховка, возможность получения дополнительного образования и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее повышение роли социального партнерства в сфере трудовых отношений требует комплексного и системного подхода, учета и совершенствования не только ее правовых, организационных и экономических основ, но и соответствующего уровня развитости общества.

Список литературы:

1.Вайнштейн С.Ю. Механизмы повышения качества жизни населения: взаимодействие бизнеса и местной власти / С.Ю. Вайнштейн, А.В. Кашин // Качество жизни населения в России и ее регионах: монография /под ред. С.В.Кущенко, Г.П. Литвинцевой, Л.А. Осмук. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. с. 95-115

2.Кашин А.В.Экономическое взаимодействие государства и бизнеса как условие формирования инновационного предпринимательства в России /А.В.Кашин, А.В.Кравец //Креативная экономика, т.10, № 2, — 2016 — с.161-172

3.Михеев В.А. Основы социального партнерства: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2009.

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xlii/49812

Страж закона
Добавить комментарий