Отклонение от рыночной цены на 20 процентов

Отклонение цены более чем на 20 процентов в сторону повышения

Отклонение от рыночной цены на 20 процентов
Наблюдается отклонение цен более, чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам. Как налоговый орган сможет проверить правильность применения цен по сделкам — читайте в статье.

Вопрос:Как при отклонении цены более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ)

Ответ:В данном случае применяется не ст. 40 НК РФ, а ст. 105.3 НК РФ.

Если скидки разным покупателям будут сильно отличаться, то возникает риск, что инспекция включит в состав доходов недополученное по сделке с высокой скидкой. Сравнивать она будет не только с рыночными ценами, но и с другими покупателями этой организации. Такие выводы есть в письме Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15.

Кроме того, учесть скидку свыше 5 процентов в случае, если речь идет о Законе о торговле, не получится. Дело в том, что в таком случае его предоставление не отвечает требованиям части 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 03-07-11/20448.

Обоснование

Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

Как определить, что договорная цена соответствует рыночному уровню

В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).*

Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.

По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ).

Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию.

Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:

1 сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;

2 публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;

3 сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);

4 сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;

5 сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

6 данные информационно-ценовых агентств;

7 информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.

Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:

1 общедоступные российские и иностранные печатные издания;

2 общедоступные информационные системы;

3 официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.

Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:

метод сопоставимых рыночных цен;

метод цены последующей реализации;

затратный метод;

метод сопоставимой рентабельности;

метод распределения прибыли.*

Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией.

Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню.

Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.

Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.

Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).

Можно ли торговой организации учесть при расчете налога на прибыль поощрение покупателю, предусмотренное в договоре поставки продовольственных товаров, не изменяющее их цену

Да, можно, если поощрение отвечает требованиям Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

В этом законе прописаны правила торговой деятельности на территории России. Они действуют с 1 февраля 2010 года.

Согласно этим правилам в договоре поставки продовольственных товаров может быть предусмотрен только один вид вознаграждения, не связанный с изменением цены товара.

Это вознаграждение покупателю за приобретение определенного количества продовольственных товаров.

При этом не имеет значения, как данное вознаграждение поименовано в договоре поставки: скидка, премия, бонус или подарок (письмо Минфина России от 11 октября 2010 г. № 03-03-06/1/643). Главное, чтобы выполнялись следующие условия:

1 поощрение вместе с платой за услуги по продвижению товаров, логистику, подготовку, обработку, упаковку товаров и иные подобные услуги не может превышать 5 процентов от цены товаров. При этом в расчет не включают НДС и акцизы;*

2 поощрение может быть предусмотрено только при поставке продуктов, которые не упомянуты в перечне социально значимых продовольственных товаров, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.

Такой порядок установлен частями 4–6 статьи 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

Если все указанные условия соблюдены, то поощрение за закупку определенного объема товаров учтите при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В противном случае поощрение не учитывайте, так как его предоставление не отвечает требованиям части 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 03-07-11/20448.*

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/223409-otklonenie-tseny-bolee-chem-na-20-protsentov-v-storonu-povysheniya

Статья 40 НК РФ. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Отклонение от рыночной цены на 20 процентов

СТ 40 НК РФ.

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимаетсяцена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное,

предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

2.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправепроверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:1) между взаимозависимыми лицами;2) по товарообменным (бартерным) операциям;3) при совершении внешнеторговых сделок;4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону пониженияот уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам,

услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3.

В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работили услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторонупонижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работили услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога ипени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя изприменения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок междуневзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки,вызванные:сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);потерей товарами качества или иных потребительских свойств;истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, неимеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними

потребителей.

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся привзаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных)

товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ,услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительныхдополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей поотношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами

Российской Федерации.

6. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основныепризнаки.При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физическиехарактеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Приопределении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не

учитываться.

7. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходныехарактеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функциии (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличиетоварного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Абзац третий исключен.

8. При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделкимежду лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицамимогут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла

на результаты таких сделок.

9. При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информацияо заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными(однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

В частности,учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например,объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемыев сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных)товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либосущественно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью

поправок.

10.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок поидентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этомрынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующихцен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночнойцены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров,работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары,работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей ихреализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателемпри перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавцатовары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работили услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности,при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованныхпокупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг,реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для даннойсферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые икосвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг,обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные

затраты.

11. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используютсяофициальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых

котировках.

12. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение дляопределения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах

4-11 настоящей статьи.

13. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам(тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей

налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определениирыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 настоящего Кодекса «Налог на

доходы физических лиц» и главой 25 настоящего Кодекса «Налог на прибыль организаций».

Источник: http://www.nalkod.ru/statia40

Новые правила контроля за ценами в целях налогообложения — Audit-it.ru

Отклонение от рыночной цены на 20 процентов

Журавлева Н. К., главный бухгалтер ООО «Энерго Групп»

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 10/2011

С 1 января 2012 года Налоговый кодекс РФ будет действовать в новой редакции. В частности, вступят в силу положения нового раздела V.1. Он предусматривает новые правила определения рыночных цен для целей налогообложения при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, а также контроля за их соблюдением.

Чиновники контролируют цены

Для начала отметим, что согласно нормам Налогового кодекса РФ, которые действуют в настоящее время, налоговики вправе проверить правильность примененных цен на соответствие рыночным: – по сделкам между взаимозависимыми лицами; – по товарообменным операциям; – в отношении внешнеторговых сделок; – при отклонении цены сделки более чем на 20 процентов (как в сторону повышения, так и в сторону понижения) от уровня цен, примененных самой организацией в течение непродолжительного периода времени. Это следует из пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ.

Однако с 1 января вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ: начнут действовать шесть новых глав Налогового кодекса РФ – главы 14.1–14.6. Нормы статьи 40 Налогового кодекса РФ будут применяться в отношении сделок, по которым расходы и доходы были признаны при расчете налога на прибыль до 2012 года.

Новый термин: «контролируемые сделки»

Определено, что контролируемые сделки – это сделки, цены которых налоговики вправе проверить на их соответствие рыночным (ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).

По новому закону для признания сделок контролируемыми необходимо, чтобы они соответствовали одному условию: в результате их совершения хотя бы одна сторона должна учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на добычу полезных ископаемых или НДС (п. 13 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ). К контролируемым сделкам в первую очередь относятся сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). К ним приравниваются: – совокупность сделок по реализации товаров, работ, услуг, совершаемых с участием посредников, не признаваемых взаимозависимыми, и взаимозависимыми лицами. Значит, перепродажа товаров, работ, услуг взаимозависимому лицу подпадает под контроль, даже если напрямую никаких операций между взаимозависимыми лицами нет; – сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и драгоценные камни), если сумма доходов по ним, совершенным с одним лицом, за год превышает 60 млн руб.; – сделки с лицами, зарегистрированными или проживающими в офшорных зонах, либо резидентами офшорных зон, если сумма доходов по ним, совершенным с одним лицом, за год превышает 60 млн руб. По новому закону не все сделки между взаимозависимыми лицами подпадают под контроль. Налоговики будут проверять те сделки (за исключением особых случаев), сумма доходов по которым превышает 1 млрд руб. за календарный год (в 2012 году – 3 млрд руб., в 2013 году – 2 млрд руб.).

Есть и иные ограничения. Например, по сделкам, одна из сторон которых является плательщиком ЕСХН или ЕНВД, предельный размер доходов в календарном году должен превышать 100 млн руб., а по сделкам с компаниями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими по нему нулевую ставку, – 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).

Операции между взаимозависимыми лицами

Перечень взаимозависимых лиц и порядок определения доли участия одной организации в другой или физического лица в организации установлены в статьях 105.1 и 105.2 главы 14.1 Налогового кодекса РФ. Сейчас взаимозависимыми признаются компании, которые прямо или косвенно участвуют одна в другой (доля участия – свыше 20%), лица, подчиненные по должностному положению, и родственники.

При этом суд вправе признать лиц взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок. Новые правила значительно расширяют перечень взаимозависимых лиц. Теперь он состоит из 11 пунктов.

К примеру, компании считаются взаимозависимыми, если у них один учредитель, который владеет долей в обеих компаниях более 25 процентов, или организации с одним и тем же директором. В целях признания лиц взаимозависимыми доля участия одной компании в другой увеличена с 20 до 25 процентов (п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ).

Положение о том, что суд может признать лиц взаимозависимыми, только если отношения между ними способны оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок и (или) экономические результаты их деятельности, сохранилось.

Сопоставление цен по новым правилам

В настоящее время налоговики при проверке цен используют метод сопоставимых рыночных цен. И лишь если на рынке нет информации о сделках с идентичными товарами, то применяется метод цены последующей реализации или затратный метод (ст. 40 Налогового кодекса РФ).

В следующем году будет предусмотрено пять методов оценки сопоставимости цен при проведении налогового контроля. Помимо трех существующих, предусмотрено еще два: сопоставимой рентабельности и распределения прибыли.

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным.

И лишь когда его применение невозможно или не позволяет оценить соответствие цен, допустимы иные методы. Также разрешено использование комбинации двух и более методов.

Основания для проверок будут иными

Новые правила контроля за ценообразованием в целях налогообложения привели к возникновению дополнительных обязанностей как у учреждения (налогоплательщиков), так и у чиновников (налоговых органов). Так, определено, что о проведении контролируемых сделок учреждение должно сообщить в инспекцию (ст. 105.16 Налогового кодекса РФ).

Форм уведомлений еще нет, но в скором времени их разработает ФНС России. За непредставление в срок уведомления компании грозит штраф в размере 5 тыс. руб. (ст. 129.4 Налогового кодекса РФ). Кроме того, Закон № 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок. Это проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Контролировать соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверок территориальные налоговые инспекции и управления больше не смогут, на это есть прямой запрет впункте 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. В то же время проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

Основания для проверки соответствия цен следующие: – уведомление о контролируемых сделках, которое подано самой компанией; – извещение ИФНС, которая в ходе камеральной или выездной проверки выявила факты совершения незаявленных контролируемых сделок; – выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Не позднее двух лет со дня получения этих данных может быть вынесено решение о проведении проверки правильности применения цен. Под контроль подпадают не более трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения. Общий срок проверки равен шести месяцам с возможностью продления на срок до 12 месяцев.

Оформлять результаты проверок налоговики будут в обычном порядке – по правилам статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ.

За нарушение новых норм предусмотрена ответственность

В том случае, если проверяющие выявят отклонение цены сделки от рыночных цен, учреждение могут привлечь к ответственности в соответствии с новой статьей 129.3 Налогового кодекса РФ.

Штраф за неуплату налога в результате применения нерыночных цен составит 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. В таком размере санкция будет применяться только при вынесении решений за налоговые периоды, которые начнутся в 2017 году.

В 2012–2013 годах штраф назначаться не будет, а в 2014–2015 годах сумма штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Если по результатам проверки ФНС России доначислила одному из участников сделки налоги, то другой участник сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства.

Причем симметричная корректировка допустима, лишь если контрагент, привлеченный к ответственности, исполнит решение ФНС России в части уплаты недоимки (п. 2 ст. 105.18 Налогового кодекса РФ). Но учреждение может быть и освобождено от ответственности. В частности, если оно представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо заключит с ней соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 «Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения» Налогового кодекса РФ).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/a1/360206.html

Эксперт: Все сделки должны совершаться по рыночным ценам

Отклонение от рыночной цены на 20 процентов

В условиях кризиса и внешнеполитических проблем российские власти обозначили свой ответ: улучшение инвестиционного климата, открытость России бизнесу. Много лет и до этого говорилось о недопустимости «кошмарения» бизнеса, о жизни по простым и понятным законам.

Простота — это, в частности, презумпция невиновности — как уголовной, так и налоговой. В первую очередь, это касается «налоговой амнистии».

Все сделки должны совершаться по рыночным ценам — для этого предусмотрены специальные правила трансфертного ценообразования, и государство в лице налоговой службы контролирует сделки, предписывая компаниям доплачивать налоги при отклонении цен от рыночных.

В 2014 году в рамках исполнения правил трансфертного ценообразования в бюджет дополнительно поступило около 1,4 млрд руб. И это только начало: не за горами результаты первых проверок по «новым» правилам контроля цен, которые начали действовать с 2012 года.

Однако судебные споры по «старым» правилам трансфертного ценообразования не утихают по сей день.

Результат одного из них — спор ОАО «ТольяттиАзот» (ТОАЗ) с Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 на сумму более 0,5 млрд рублей — может перечеркнуть принцип законности при контроле цен для налоговых целей на долгие годы вперед, грозя многомиллиардными убытками всему российскому бизнесу. В рамках cпора суды отразили в кривом зеркале ключевой принцип контроля цен — отсчет отклонения цены от рыночного уровня. Очередные слушания по делу ТОАЗ состоятся во вторник, 30 июня 2015 года.

Все должно быть по закону

До 2012 года российские правила трансфертного ценообразования состояли всего из двух статей Налогового кодекса. Статья 20 определяла, какие компании признавать взаимозависимыми, а статья 40 позволяла контролировать цены в сделках между ними. Когда цена отклонялась более чем на 20% от рыночной, налоговая инспекция была вправе пересчитать цену по сделке и доначислить налог.

Что касается статьи 40 НК РФ, то правила контроля цен, действовавшие почти десять лет, законодателям удалось уместить в 14 пунктов. Каждый пункт — прямое руководство к действию.

Формулировки статьи отчасти были неточны, в законе отсутствовали некоторые термины, что, впрочем, не сильно мешало налоговым органам проводить проверки, восполняя пробелы толкованием. По данным Счетной палаты, только в 2010-2013 годах сумма доначисленных налогов за нерыночные цены составила примерно 18 млрд рублей.

Претензии предъявлялись многим: крупным нефтяным компаниям, продавцам газа, дистрибьюторам иностранных автомобилей, крупным табачным и пивным производителям, мелким розничным точкам и многим другим.

С 2012 года действуют «новые» правила контроля цен (раздел V.1 НК РФ), разработанные с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития.

Налоговый закон существенно увеличился в объеме: с двух статей, умещавшихся мелким шрифтом на одной странице, до увесистых стопок распечатанных документов. Но не стоит забывать, что предусмотренные статьей 40 базовые принципы и методы по своей экономической сути мало отличаются от нового регулирования.

С достаточной уверенностью можно утверждать, что сложившиеся в судах подходы не останутся без внимания при рассмотрении споров по «новым» правилам.

Ключевой принцип контроля цен — это необходимость расчета 20% отклонения цены по сделке от рыночной цены.

Проще говоря, если цена по сделке отклоняется от рыночной на 20%, то налоговая инспекция может доначислить налоги, исходя из такой рыночной цены.

И каждый раз рыночная цена должна определяться налоговым инспектором вдумчиво и скрупулезно на основе закона. Казалось бы, аксиома?! Но арбитражные суды московского округа внезапно посмотрели на проблему иначе…

Спор ОАО «ТольяттиАзот»

За прошедшее десятилетие суды многократно отменяли претензии налоговых органов к нерыночности цен по разным причинам. И среди этой массы дел нетипичным является спор, касающийся неправильного расчета 20-процентного отклонения.

Всему виной прямое указание закона на то, что инспекция вправе доначислить налог, только если цена по сделке отклонится больше чем на 20% именно от рыночной цены.

Все эти годы никому не приходило в голову идти в прямое противоречие с законом, рассчитывать 20-процентный коридор отклонения от какого-то иного показателя: контрактной цены, абстрактной цены — любой, кроме рыночной. Так было вплоть до налоговой проверки ОАО «ТольяттиАзот» за 2010 год.

ОАО «ТольяттиАзот» — крупнейший российский производитель аммиака. До 90% продукции завод экспортирует через уникальный 2417-километровый трубопровод Тольятти — Одесса, по которому аммиак поступает в украинский порт «Южный» (Одесская область), а далее переваливается на морские танкеры и доставляется потребителям в более чем 100 стран мира.

Налоговые органы регулярно проверяют рыночность цен экспортируемой по трубопроводу продукции еще с конца прошлого века. И каждый раз претензии признаются незаконными арбитражными судами.

Налоговые органы за все эти годы так и не определились с правильным расчетом рыночных цен, на что указывает Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении, обжалуемом 30 июня 2015 года в кассационных слушаниях.

И проверка за 2010 год не стала исключением или поводом попробовать уважать закон и досконально соблюдать его требования.

https://www.youtube.com/watch?v=aDaaCGZz-Ok

Налоговая инспекция не учла методики определения аммиачных цен Минюста России, разъяснения ФАС России в отношении завода, необоснованно поставила знак равенства между спотовыми и долгосрочными контрактами, допустив массу процедурных нарушений.

К сожалению, суды не успели оценить эти обстоятельства, увлекшись назначением дополнительных экспертиз. Удивляет то, что во всех экспертизах, включая судебные, 20-процентное отклонение цены по сделке рассчитано именно от рыночной цены.

В судебных актах — от контрактной.

Что показательно в данном деле для всего бизнеса? Независимо от того, какие цены взять за рыночные — цены, определенные самим налоговым органом или определенные как рыночные экспертом, привлеченным налоговым органом, — цены предприятия по продаже аммиака никак не выйдут за диапазон рыночных, т.е. не будут отклоняться от них более чем на 20%. Похоже, именно это и стало причиной своеобразного подхода налоговых органов к расчету 20-процентного отклонения. Чтобы получить желаемые налоговые претензии, пришлось считать отклонения не от рыночной цены, как требует закон, а от цен налогоплательщика. Однако случайно попавшая в постановление апелляционного суда из решения налоговой инспекции математическая ошибка в формуле расчета, помимо налоговых доначислений в полмиллиарда рублей конкретному налогоплательщику, сулит серьезные проблемы всему российскому бизнесу.

Последствия и перспективы

На смену 20-процентному отклонению с 2012 года пришел «интервал рыночных цен», в который теперь необходимо попасть цене по сделке, чтобы считаться рыночной. Но наследие спора «ТольяттиАзота» грозит стать первой крупной «миной замедленного действия» для новых российских правил трансфертного ценообразования.

Ведь теоретически к любой из раскрытых налогоплательщиками в 2013 году 5,9 тыс. контролируемых сделок абстрактные проверяющие могут попытаться применить любую статью Налогового кодекса с точностью до наоборот, понадеявшись на невнимательность судов.

Кроме того, при применении метода сопоставимых рыночных цен некоторые представители налоговых органов получат шанс игнорировать требования о «сопоставимости» условий сделок в аналогичных ситуациях, сравнивать синее с теплым, тихое с горьким, напрочь забывая о проведении разумных корректировок.

Ведь именно в деле «ТольяттиАзота» впервые разница в объемах поставок продукции почти в три раза между сравниваемыми сделками признана налоговым органом несущественным различием.

И это произошло даже тогда, когда назначенная самим налоговым органом экспертиза указала, что различия в объемах поставок между сравниваемыми сделками существенные и они должны учитываться при помощи корректировок, т.е. скидок с цены за объем. Эксперт налогового органа сделал данную скидку, но налоговый орган, переписав в свое решение текст экспертного заключения, цифры так и не поправил. Или проигнорировал как очевидные различия в условиях сделок, так и свою же проведенную экспертизу?

Еще одной «миной замедленного действия» для всего бизнеса, безусловно, станет подход, примененный в данном деле, когда налоги любому предприятию или физическому лицу можно доначислить на основании тайной информации.

Что значит тайной информации? Это тогда, когда вам говорят, что другое предприятие заключило сделку на таких же условиях, как у вас, но цены продажи товара у него были выше. Однако вам эту сделку никто не покажет, так как это налоговая тайна.

Получается, что эту «аналогичную сделку» никто, включая суд, так никогда и не увидел, но все признали, что условия заключения и исполнения такой «сделки-фантома», по данным которой налогоплательщику доначисляется налог, были аналогичные, сопоставимые.

Налоговый орган говорит просто, я эту сделку видел, поэтому примите мои утверждения на веру. А документы представить нельзя, так как это налоговая тайна. Получается, что можно доначислить налоги и привлечь к публичной ответственности на основании тайной информации, что противоречит Конституции.

В конечном итоге доначисления по трансфертным ценам могут коснуться каждого законопослушного налогоплательщика, и апеллировать к Налоговому кодексу будет бесполезно. Не может быть никаких «справедливых цен», цена может быть только рыночной, а если есть сомнения в ее обоснованности, то необходимо использовать строгие математические формулы, а не абстрактные умозаключения.

Источник: https://rg.ru/2015/06/30/tsenoobrazovanie.html

Цена сделки: актуальные моменты налогообложения

Отклонение от рыночной цены на 20 процентов

Важным элементом взаимоотношений между партнерами является правильность формирования цены сделки. Заключая контракт, они должны предусмотреть определенные детали при формировании его цены. Ведь в случае проверки, исправлять ошибки будет уже поздно.

При заключении хозяйственных договоров стороны вправе сами устанавливать цены на товары (ст. 424 ГК). Но не все так просто.

Ограничения все же есть – статья 40 Налогового кодекса предполагает, что инспекторы имеют право контролировать цены по заключаемым сделкам. При этом применение 40-й статьи вызывает много спорных ситуаций.

Связано это с тем, что иногда определить цену товаров очень сложно, а порой невозможно. Естественно, у партнеров может быть один взгляд на сложившуюся ситуацию, а у налоговых органов – другой.

Налоговый кодекс выделяет несколько случаев, в которых ИФНС вправе проверять правильность применения цен:

  • при сделках между взаимозависимыми лицами;
  • при товарообменных (бартерных) операциях;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении цен более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяет налогоплательщик по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

В пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса дается определение взаимозависимых лиц. Таковыми считаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельность представляемых ими лиц:

1) в случае, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в деятельности другой организации. При этом суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия (т. е. через другие фирмы) определяется в виде произведения долей непосредственного участия этой компании последовательно одна в другой;

2) если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) если лица состоят в соответствии с семейным законодательством России в брачных отношениях, являются родственниками или усыновителем и усыновленным, а также попечителем и опекаемым.

Арбитражные суды, как правило, признают взаимозависимость лиц в следующих случаях:

  • между организациями, учредителями которых являются одни и те же граждане;
  • между юридическим лицом и его руководителем (постановление ФАС Московского округа от 11 мая 2001 г. № КА-А41/2162-01);
  • между организацией и ее работниками (постановление ФАС Уральского округа от 5 марта 2003 г. № Ф09-454/03-АК);
  • между двумя юридическими лицами, руководитель одного из которых имеет значительную долю участия в деятельности другого юридического лица (постановление ФАС Центрального округа от 5 января 2004 г. № А62-150/03).

Товарообменные операции оформляются договором мены или иными договорами, условия которых предусматривают безвалютный обмен эквивалентными по стоимости товарами.

Соответственно, особенностью таких сделок является то, что платежи за поставляемую продукцию отсутствуют, а контракты, по которым исполнение обязательств производится зачетом встречного требования, под данное основание контроля не подпадают.

Понятие внешнеторговой сделки раскрывается в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Так, под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, которая совершается при осуществлении внешнеторговой деятельности. Она предусматривает обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Также к ним относятся операции, связанные с частичным использованием денежных средств. При этом под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по сделкам в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Под внешней торговлей товарами этот закон подразумевает их импорт и (или) экспорт. Следовательно, в случае с товарами контроль за ценой сделки будет правомерен, если договор предусматривает перемещение продукции через таможенную границу.

При этом реализация на внутреннем рынке товаров, которые приобретены у иностранных лиц, не считается внешнеторговой сделкой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2003 г. № 56-480/03).

Внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:

  • с территории России на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию России;
  • на территории России иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем пребывания его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории России, путем пребывания его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории России;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории России.

Коммерческое присутствие – это предпринимательская и иная экономическая деятельность иностранного лица на территории России или российской фирмы за границей.

Оно организуется с целью оказания услуг и не должно противоречить как российскому, так и иностранному законодательству.

Коммерческое присутствие может осуществляться через созданную фирму, филиал, представительства либо путем участия в уставном (складочном) капитале компании.

Таким образом, только на основании вышеперечисленных случаев налоговый орган может проверить, насколько правильно определяются цены по сделкам.

Рыночная цена

Проверяя порядок формирования цены сделки, инспектор вправе самостоятельно определять рыночную цену. Следовательно, он может выявить значительное отклонение, однако в этом случае для фирм действует презумпция невиновности.

Налоговому инспектору придется доказать, что цена товаров, согласованная партнерами, отклоняется в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. Если инспекция окажется права, то она доначислит налог и пени.

Их сумма рассчитывается так, будто результаты этой сделки были оценены по рыночным ценам на соответствующие товары.

Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК).

Идентичными считаются товары, которые имеют одинаковые, присущие им, основные признаки. К ним относятся: физические характеристики, качество, репутация на рынке, производитель и другие. Объем реализации продукции различными изготовителями не влияет на возможность признать товары идентичными.

Иногда на рынке отсутствуют идентичные товары, реализуемые иными изготовителями. Связано это с тем, что налогоплательщик – единственный производитель такой продукции.

Налоговый кодекс допускает, что при определении рыночной цены будут учитываться цены реализации однородных товаров.

Они должны иметь сходные характеристики и состоять из схожих компонентов, что позволит им выполнять одни и те же функции и (или) быть взаимозаменяемыми.

При разрешении споров между налоговым органом и налогоплательщиком, связанных с отклонением уровня цен, арбитражные суды уделяют особое внимание идентичности (однородности) товаров, реализуемых по таким ценам (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2003 г. № А42-8171/01-27-257/02).

Если рыночная цена определяется таким образом, то налоговый орган должен учитывать обычные надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении продукции на неосвоенные рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Кроме того, налоговый орган должен учитывать такие условия сделок, как сроки исполнения обязательств, условия платежей, иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (п. 9 ст. 40 НК). Сама же процедура определения рыночной цены на товары установлена пунктами 4 – 11 статьи 40 Кодекса.

Определяем рыночную цену

Итак, чтобы определить рыночную цену сделки, налоговый орган оценивает рынок идентичных товаров. Инспекторы должны использовать официальные источники информации о рыночных ценах на товары, а также биржевые котировки. Однако термин «официальные источники информации» нигде не определен.

Арбитражные суды при рассмотрении споров в качестве таких сведений принимают во внимание справки бирж, органов статистики, заключения экспертов и др.

Кроме того, согласно пункту 11 статьи 40 Налогового кодекса не исключена возможность использования данных маркетингового исследования для этих целей.

Случается, что на соответствующем рынке товаров сделки по идентичным (однородным) товарам не заключались, или цены определить невозможно, поскольку отсутствует или недоступна информация. Тогда используется метод цены последующей реализации.

Он предполагает, что рыночная цена товаров – это разность между ценой, по которой товары, реализованы покупателем при последующей их продаже, и затратами, понесенными им при перепродаже и продвижении на рынок товаров, а также прибыли.

Цена, по которой продукция была приобретена покупателем у продавца, не учитывается.

Однако использовать такой метод не всегда возможно. В частности, если отсутствует информация о цене товаров, в последующем реализованных покупателем.

Тогда можно применять затратный метод, при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и прибыли.

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, на транспортировку, хранение, страхование и другие.

Следует учесть, что невозможность последовательного применения какого-либо из вышеуказанных методов должна быть доказана налоговым органом (постановление ФАС Московского округа от 19 июня 2003 г. №КА-А41/3920-03).

Иногда реализация товаров осуществляется по государственным регулируемым ценам (тарифам), которые установлены в соответствии с законодательством России. Тогда для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы), а налоговый орган не имеет права контролировать цену сделок.

Отклонение цены

Контроль за ценой сделки осуществляется при ее отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

При этом отклонение рассчитывается как средневзвешенное значение цен, применяемых налогоплательщиком. Если налогоплательщик использует заниженные (или завышенные) цены и при этом соблюдает допустимые отклонения или совершает разовую сделку, то основание для контроля цены сделки отсутствует.

https://www.youtube.com/watch?v=I-wxqm5CJ2k

Понятие «непродолжительный период времени» Налоговым кодексом не определено, что вызывает много спорных ситуаций между налоговым органом и налогоплательщиком.

Например, опираясь на пункт 5 информационного письма Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. № 71, можно сделать вывод, что непродолжительным периодом времени следует считать месяц.

Источник: https://www.ippnou.ru/print/001915/

Страж закона
Добавить комментарий