Основные принципы социального партнерства

§ 2. Основные принципы социального партнерства в сфере труда :

Основные принципы социального партнерства

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

§ 2. Основные принципы социального партнерства в сфере труда

.

§ 2. Основные принципы социального партнерства в сфере труда

Основные принципы социального партнерства, т. е. наиболее суще­ственные основополагающие идеи и положения, на которых базиру­ется социальное партнерство, сформулированы в ст. 24 ТК РФ.

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных актов;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения принятых коллективных догово­ров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных фор­мах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ.

Формами социального партнерства являются:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллектив­ных договоров, соглашений и их заключению;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирова­ния трудовых отношений и иных непосредственно связанных с

ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства;

участие работников, их представителей в управлении органи­зацией;

участие представителей работников и работодателей в досудеб­ном разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществля­ется и в других формах, определяемых его сторонами и их пред­ставителями.

Формами выражения социального партнерства и его резуль­татом являются коллективные договоры и соглашения.

Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллек­тивных переговоров, подготовки проектов коллективных догово­ров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их ос­новная задача.

Комиссии создаются на всех уровнях социального партнерства из наделенных необходимыми полномочиями представителей сто­рон — работников и работодателей.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполно­мочие представителей должно быть надлежаще оформлено — при­казом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конферен­ции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локаль­ный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне.

Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. От уровня органа со­циального партнерства в значительной степени зависит его со­став.

На общероссийском, региональном, территориальном уров­нях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального орга­на.

На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сто­рон и государственного (муниципального) органа либо двусторон­ние комиссии только из представителей сторон.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Рос­сийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-тру­довых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г.

РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Гене­рального соглашения.

В нее входят представители федеральных ор­ганов государственной власти (Правительства РФ), общероссий­ских объединений профсоюзов, общероссийских объединений ра­ботодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.

Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключе­нии Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопро­сы, среди которых важное место занимают направления социаль­но-экономического развития сторон, обсуждение проектов феде­ральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, кото­рые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (см. ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282).

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а так­же практически на всех территориях.

На уровне организации из представителей сторон создаются ко­миссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Срок действия этих ко­миссий определяется временем, необходимым для подготовки и за­ключения коллективного договора. В ряде организаций коллектив­ным договором предусмотрено их постоянное действие.

При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др.

Социальное партнерство как система взаимоотношений его сторон и участников состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определя­ют структуру системы.

Статья 26 ТК РФ характеризует систему социального партнерства, разделяя ее по уровням: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации (локальный).

В зависимости от уровня определяется содержание социально-правовых актов: на федеральном уровне устанавливаются основы регулирова­ния отношений в сфере труда в Российской Федерации; на региональном уровне устанавливаются основы регулирова­ния отношений в сфере труда в субъекте РФ; на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасти (отраслях); на территориальном уровне устанавливаются основы регулиро­вания отношений в сфере труда в муниципальном образовании; на уровне организации (локальном уровне) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда работников и работодателей (ст. 26 ТК РФ).

Практика идет несколько по иному пути.

Помимо основ регу­лирования отношений в сфере труда на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отно­шения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня. Кроме того отраслевые (межотраслевые) соглашения за­ключаются на разных уровнях — федеральном, региональном, тер­риториальном. На уровне организации социальное партнерство выражается, прежде всего, в форме коллективных договоров, со­держащих не только взаимные обязательства сторон, но и норма­тивные положения, направленные на регулирование трудовых- и непосредственно связанных с ними отношений, а также инфор­мационные положения, воспроизведенные из ТК РФ, других ак­тов трудового законодательства.

.

Назад

Источник: https://www.vuzlib.su/beta3/html/1/19162/19205/

Принципы социального партнерства

Основные принципы социального партнерства

Ключевые идеи партнерских правоотношений закрепляются в зарубежном праве, в том числе в нормативных документах МОТ. Российское законодательство выстроено на базе этих норм. «Правила игры», на которых основываются взаимоотношения фирм и наемного персонала, изложены в ст. 24 ТК РФ. В нее включены следующие пункты:

Основными принципами социального партнерства является равноправие и мирный диалог. Это значит, что решения не принимаются одной стороной. Компромисс достигается путем взаимодействия представителей обоих субъектов.

Любая из сторон правоотношений может выступить инициатором переговоров на определенную тему. Для этого ей необходимо направить второму субъекту письменное уведомление о желании заключения нового коллективного договора или пересмотре существующего. У получателя документа имеется неделя на его рассмотрение и дачу официального ответа.

Когда согласуется дата и место переговоров, субъекты создают специальную комиссию, куда входит равное число человек от персонала и администрации предприятия. Если между сотрудниками и руководством возникает конфликт, для решения создается примирительная комиссия, 50% участников которой представляют интересы специалистов, 50% – позицию нанимателя.

  • Уважение интересов обеих сторон правоотношений

Очевидно, что в социально-трудовой сфере сотрудники и компании-наниматели преследуют диаметрально противоположные интересы.

Первые стремятся продать свое время дороже, что выражается в требовании повышения заработной платы. Вторые желают получить максимальную прибыль.

Для этого им нужно снизить издержки, к числу которого относятся оклады персонала, расходы на обеспечение его безопасности и комфорта.

Стремление продвинуть свою позицию любой ценой не является основным принципом социального партнерства. Стороны имеют общий интерес – продолжение самого существования производства. Для этого им необходимо отказаться от открытой конфронтации, а пользоваться цивилизованными методами решения вопросов, проявлять уважение друг к другу.

  • Заинтересованность в договорных взаимоотношениях

В системе социального партнерства государство обозначает только общие «правила игры», урегулирование деталей остается на откуп участникам правоотношений. Важные для работников и нанимателей условия взаимодействия фиксируются в коллективных соглашениях.

Заключение договоров выгодно обеим сторонам. Работодатель может заранее просчитать расходы на оплату труда, обеспечение оговоренных условий занятости. Специалисты получают гарантии, что их права будут соблюдаться. Мирная обстановка на предприятии, отсутствие социальной напряженности создают условия для роста производительности фирмы и отрасли в целом.

  • Участие государства в развитии отношений соцпартнерства на демократических началах

К основным принципам социального партнерства относятся усилия государства, которое выполняет роль независимого координатора или «третейского судьи». Власти создают законы, в которых фиксируются минимальные гарантии для персонала и работодателей, определяются правила взаимодействия субъектов.

Представители власти разного уровня входят в состав органов-координаторов партнерства. Например, в Российской трехсторонней комиссии третьим участником выступает Правительство РФ. Этот орган обеспечивает согласование интересов коммерческих и некоммерческих структур и наемных специалистов во всероссийском масштабе.

  • Полномочность представителей субъектов

Участники правоотношений действуют не лично, а через представителей, назначаемых на добровольной основе. Это профсоюзы, члены которых избираются анием, руководство фирмы, чьи права подтверждаются уставом и иными документами, объединения работодателей.

Назначая представителей, стороны наделяют их правами, достаточными для защиты интересов подопечных, ведения переговоров и подписания соглашений.

  • Свободный выбор тем для диалога

Работники и наниматели вольны выносить на обсуждения все вопросы, связанные с условиями их трудоустройства, которые кажутся им актуальными и злободневными. Запрещенных тем нет.

  • Добровольность взятия на себя обязательств

К принципам социального партнерства не относится возможность принуждения и насилия. Ведение переговоров и заключение коллективных соглашений – право, а не обязанности субъектов. Если они не согласны с требованиями второй стороны, диалог продолжается.

  • Выполнимость принятых обязательств

Соглашения, подписываемые профсоюзами и работодателями, должны носить выполнимый характер. Если сторона не в силах реализовать выдвинутое требование, его не нужно включать в договор. Например, если у организации плохие финансовые показатели и ограниченный бюджет, она заведомо не сможет выплачивать сотрудникам внеочередные квартальные премии.

  • Выполнение принятых обязательств

Если в ходе мирного диалога стороны согласовывают условия дальнейшего взаимодействия, они должны выполняться.

  • Контроль исполнения обязательств

Эта функция возлагается не на внешние органы, а на заинтересованную сторону. Условия социального партнерства предполагают, что стороны могут не только подписать договор, но и проследить за его исполнением.

  • Ответственность за уклонение от исполнения обязательств

За уклонение от выполнения положений договоров предусмотрена трудовая, административная, а особо сложных случаях и уголовная ответственность. Ее может понести и фирма-наниматель, и представители персонала.

Социальное партнерство

Основные принципы социального партнерства закреплены в ТК РФ и детализированы в федеральных законах и подзаконных актах. Это «правила игры», следование которым позволяет наладить цивилизованный диалог работодателей и сотрудников и достичь мира и спокойствия в обществе.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/osnovnye-principy-socialnogo-partn.html

Основные принципы социального партнерства

Основные принципы социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Основные принципы социального партнерства

Соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Понятие «социальное партнерство» определено пунктом 1 статьи 23 Трудового кодекса.

В сфере труда соцпартнерством считается система отношений, которые появляются между работниками и работодателями (или лицами, которые их представляют), структурами госвласти/местного самоуправления.

При этом данное соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Чтобы точнее сформулировать понятие социального партнерства, как понятие юридического характера, к описанию, имеющемуся в Трудовом кодексе, следует добавить следующее: взаимоотношения между различными субъектами соцпартнерства в сфере труда, которые урегулированы нормами трудового законодательства, становятся правоотношениями соцпартнерства. Данное понятие глубже помогут раскрыть основные принципы социального партнерства и формы его реализации.

Основы взаимодействия социальных партнеров

На уровне законодательных актов определяются стороны и участники соцпартнерства. Одной стороной является работодатель, а другой — работники, в том числе в виде представителей, которые получают свои полномочия в определенном порядке.

Социальное партнерство имеет несколько форм реализации. К ним относятся:

  • двусторонние отношения, в которых участвуют работодатель или его представитель и представители работников;
  • трехсторонние отношения, в которые кроме вышеперечисленных участников вовлечены структуры госвласти или местного самоуправления.

Во втором случае властные структуры участвуют в системе соцпартнерства, поскольку они призваны защищать интересы общества в целом, отвечают за координацию развития коллективно-договорного регулирования связей в сфере труда на разных уровнях и т.д.

Поэтому они не относятся к сторонам соцпартнерства, за исключением ситуаций, когда именно эти органы могут представлять работодателей (статья 34 ТК России).

  Также госорганы могут выступать в качестве работодателя, если речь идет о взаимоотношениях с работниками, которые заняты непосредственно в таких структурах.

Принципы соцпартнерства

Ведущие принципы соцпартнерства зафиксированы в 24 статье Трудового кодекса России.

В сфере труда основными принципами социального партнерства являются:

  • равные права участвующих сторон. Это проявляется в том числе в том, что каждая из них может выступать инициатором переговоров.
  • Уважение сторон, а также их интересов, для согласования которых используется такая форма взаимодействия, как переговоры.
  • Наличие заинтересованности в использовании договорных отношений. На законодательном уровне решение множества вопросов и проблем предоставляется на усмотрение сторон, в связи с этим им приходится достигать договоренности.
  • Содействие со стороны государства в развитии на демократических основах различных форм реализации соцпартнерства. Для этого в сфере труда создаются структуры, которые призваны урегулировать отношения социально-трудового характера.
  • Стороны должны соблюдать трудовое законодательство и прочие нормативные документы, которые содержат соответствующие нормы. Это подразумевает, что любая сторона, которая подписывает соглашение или контракт, обязуется выполнять прописанные в нем условия.
  • Наличие полномочий у представителей: полномочия представителей работников подтверждаются протоколом общего собрания (конференции), на котором они избираются; работодатели же определяют своих представителей соответствующим приказом.
  • При обсуждении проблемных вопросов, которые входят в сферу труда, должна иметь место свобода выбора. Трудовым кодексом предусмотрена возможность выбирать любые вопросы, а не только рекомендуемые.
  • Стороны берут на себя обязательства добровольно, принуждения и угрозы в любой форме не допускаются.
  • Обязательства, которые они на себя берут, должны быть реальными для исполнения.
  • Коллективные договора и соглашения носят для реализации обязательный характер.
  • За выполнением колдоговоров и соглашений осуществляется контроль, за который несут ответственность органы надзора.
  • Стороны в случае невыполнения колдоговоров и соглашений несут ответственность административного характера.

Стоит отметить, что социальное партнерство является частью рыночного общества, возникающей, когда оно достигает определенной зрелости, вместе с развитием сферы труда и появлением профсоюзов, которые выступают в качестве представителей прав и интересов работников.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/osnovnye-principy-socialnogo-partnerstva.html

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Основные принципы социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник: https://www.superjob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html

§ 2. Основные принципы, формы и органы социального партнерства в

Основные принципы социального партнерства
Основные принципы социального партнерства, т. е. наиболее суще­ственные основополагающие идеи и положения, на которых базиру­ется социальное партнерство, сформулированы в ст, 24 ТК РФ.

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения принятых коллективных догово­ров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных фор­мах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ. Формами социального партнерства являются: коллективные переговоры по подготовке проектов коллектив­ных договоров, соглашений и их заключению;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирова­ния трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства и иных норма­тивных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участие работников, их представителей в управлении органи­зацией;

участие представителей работников и работодателей в досудеб­ном разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществля­ется и в других формах, определяемых его сторонами и их пред­ставителями.

Формами выражения социального партнерства и его резуль­татом являются коллективные договоры и соглашения.

Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллек­тивных переговоров, подготовки проектов коллективных догово­ров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их ос­новная задача.

Комиссии создаются по решению сторон на равноправной ос­нове на всех уровнях социального партнерства из наделенных не-

обходимыми полномочиями представителей сторон — работников и работодателей.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполно­мочие представителей должно быть надлежаще оформлено — при­казом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конферен­ции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локаль­ный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело к появлению межрегионального уровня социального партнерства.

Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. От уровня органа со­циального партнерства в значительной степени зависит его со­став.

На общероссийском, региональном, территориальном уров­нях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального орга­на.

На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сто­рон и государственного (муниципального) органа либо двусторон­ние комиссии только из представителей сторон.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Рос­сийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-тру­довых отношений (РТК), деятельность шторой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г.

1 РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Гене­рального соглашения.

В нее входят представители федеральных ор­ганов государственной власти (Правительства РФ), общероссий­ских объединений профсоюзов, общероссийских объединений ра­ботодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулирова­нию социально-трудовых отношений назначается Указом Прези­дента РФ.

Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключе­нии Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопро­сы, среди которых важное место занимают направления социаль­но-экономического развития сторон, обсуждение проектов феде­ральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, кото-

рые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (см, ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282).

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а так­же практически на всех территориях.

Деятельность комиссий в субъектах РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов; территориальных комиссий — в соответствии с закона­ми этих субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утвер­ждаемыми представительными органами местного самоуправле­ния.

Какими актами должна регламентироваться деятельность ко­миссий на иных уровнях, ТК РФ не указывает. Положения об отраслевых (межотраслевых) комиссиях на практике утверждаются по соглашению представителей сторон в этих комиссиях.

На локальном уровне из представителей сторон создаются комис­сии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта кол­лективного договора и его заключения.

В тех случаях, когда в орга­низации помимо коллективного договора, общего для всех работни­ков и работодателя, заключаются еще и коллективные договоры в филиале (филиалах), представительстве (представительствах) и иных структурных подразделениях организации, комиссии для ведения коллективных переговоров создаются в организации в целом и в тех подразделениях, где заключается коллективный договор. Срок дейст­вия этих комиссий определяется временем, необходимым для подго­товки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных акгав и др. Положение о комиссии на локальном уровне утвер­ждается обычно также по соглашению сторон.

Государство стремится повысить роль органов социального партнерства и для этого закрепляет за ними полномочия пб уча­стию в решении основополагающих задач социально-экономиче­ского развития, совершенствования регулирования трудовых от­ношений и непосредственно связанных с ними отношений.

В ТК РФ включена специальная статья, посвященная участию органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 351).

В целях со­гласования интересов работников (их представителей), работода­телей (их представителей) и государства по вопросам регулиро­вания социально-трудовых отношений и связанных с ними эко­номических отношений органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для уча­стия соответствующих комиссий по регулированию социаль­но-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проек­тов законодательных и иных нормативных правовых актов, про­грамм социально-экономического развития, других актов орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Если такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, упомянутое выше уча­стие должно быть обеспечено соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов) и объединением работодателей.

Порядок обеспечения условий для участия органов социально­го партнерства в указанной деятельности устанавливается ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В частности, в ТК РФ (ч. 2 ст.

351) предусмотре­но, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в соответствую­щие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов и объединениям работодателей) органами, принимающими эти акты.

Следует участь, что в соответствии с актами, регламентирую­щими создание и деятельность комиссий по регулированию соци­ально-трудовых отношений (законами, положениями), эти комис­сии рассматривают проекты не только актов исполнительной вла­сти, но и законодательных органов.

Решения соответствующих комиссий или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов, объединений проф­союзов и объединений работодателей) по направленным им про­ектам актов подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими эти акты.

Социальное партнерство как система взаимоотношений его сторон и участников состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определя­ют структуру системы.

Статья 26 ТК РФ характеризует систему социальною партнерства, разделяя ее по уровням: федеральный, межрегиональный, региональ­ный, отраслевой, территориальный, локальный. В зависимости от уровня определяется содержание социально-правовых актов;

на федеральном уровне устанавливаются основы регулирова­ния отношений в сфере труда в Российской Федерации;

на межрегиональном уровне устанавливаются основы регули­рования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

на региональном уровне устанавливаются основы регулирова­ния отношений в сфере труда в субъекте РФ;

на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасти (отраслях);

на территориальном уровне устанавливаются основы регулиро­вания отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

на локальном уровне устанавливаются обязательства работни­ков и работодателей в сфере труда.

Новая редакция ст. 45 ТК РФ иначе характеризует соглаше­ния.

В ней предусматривается, что генеральное, межрегиональ­ное, территориальное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономи­ческих отношений на соответствующем уровне.

Отраслевое (меж­отраслевое) соглашение устанавливает общие условия труда, га­рантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Территориальные соглашения решают эти же вопросы на терри­тории соответствующего муниципального образования.

Практика идет несколько по иному пути.

Помимо основ (принципов) регулирования отношений в сфере труда на феде­ральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и террито­риальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются со­глашениями соответствующего уровня. Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уров­нях — федеральном, региональном, территориальном. На локаль­ном уровне социальное партнерство выражается прежде всего в форме коллективных договоров, содержащих не только взаимные обязательства сторон, но и нормативные положения, направлен­ные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также информационные положения, воспро­изведенные из ТК РФ, других актов трудового законодательства.

Источник: https://all-sci.net/trudovoe-pravo_835/osnovnyie-printsipyi-formyi-organyi-66221.html

Страж закона
Добавить комментарий