Общие условия установления налогов и сборов

Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации

Общие условия установления налогов и сборов

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает НК. Так, согласно ст.

8 НК под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взносвзимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

При установлении налогасогласно п. 6 ст. 3 и ст. 17 НК должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога в необходимых случаях в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Вторая глава НК раскрывает понятия системы налогов и сборов в Российской Федерации. В ст. 13, 14, 15 НК приведен исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Так, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональными налогами признаются налоги, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образовании.

К федеральнымналогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

К региональнымналогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Статья 16 НК определяет общий порядок информирования об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов. Опубликование сведений о действующих региональных и местных налогах и сборах и об их основных положениях осуществляется соответственно ФНС России и инспекциями ФНС России по субъектам РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территори­ях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предус­мотрено НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государ­ственной власти субъектов РФ посредством законов о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципаль­ных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответст­вующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов посе­лений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных терри­ториях), городских округов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о нало­гах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 18 НК в порядке, предусмотренном НК и иными актами законодательства о налогах и сборах, устанавливаются специальныеналоговыережимы.К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  •  система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Согласно абз. 2 п. 7 ст. 12 НК специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК.

Кроме того, на основании п. 1 ст. 18 НК специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об устарении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Министерство финансов РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальныe налоговые органы (ст. 16 НК РФ).

Общие условия установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

объект налогообложения — операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, качественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникно­вение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ);

налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53, 54 НК РФ);

налоговый период — календарный год или иной период времени приме­нительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налого­вая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ);

налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ);

порядок исчисления налога — налогоплательщик самостоятельно исчис­ляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из нало­говой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ);

порядок и сроки уплаты налога — сроки уплаты налогов и сборов устанавли­ваются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится ра­зовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (ст. 57,58 НК РФ).

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и осно­вания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к кон­кретным сборам.

https://www.youtube.com/watch?v=9hApqHueHXY

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законода­тельства о налогах и сборах (ст. 18 НК РФ). Специальные налоговые режимы мо­гут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Источник: https://lexguide.ru/nalogovoe-pravo/ponyatie-naloga-i-sbora-obshchie-usloviya-ikh-ustanovleniya-sistema-nalogov-i-sborov-v-rossijskoj-federatsii.html

Статья 17.

Общие условия установления налогов и сборов

Пунктом 1 статьи 17 НК РФ определены обязательные условия установления налога:

— налогоплательщики;

— элементы налогообложения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Состав этих элементов уточнен в пункте 1 статьи 17 НК РФ:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Часть первая статьи 52 НК РФ, определяющая порядок исчисления налога, устанавливает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно пункту 1 статьи 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Внимание!

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов означает отсутствие у физических и юридических лиц обязанности по уплате такого налога.

Пример.

Например, такая ситуация была рассмотрена ФАС Северо-Западного округа от 19.02.

2004 в Постановлении N А26-5439/03-210, где, в частности, отмечено, что при введении на территории субъекта РФ единого налога на вмененный доход было установлено только пять из пятнадцати коэффициентов базовой доходности, непосредственно влияющих на величину налоговой базы, а значит, и на размер налога, подлежащего уплате. Следовательно, порядок исчисления налога не был установлен и, таким образом, налог тоже не может считаться установленным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Официальная позиция.

В Определении КС РФ от 05.07.2001 N 162-О разъяснено, что льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК РФ.

Исходя из смысла пункта 2 этой статьи, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

При этом необходимо помнить о том, что льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков.

Судебная практика:

Пример.

Суть дела.

Источник: https://bazanpa.ru/nk1/razdel1/glava2/statya17/

1.2. Общие условия установления налогов и сборов

Общие условия установления налогов и сборов

Общиеусловия установления налогов и сборовсводятся к определению налогоплательщикови элементов налогообложения, а внеобходимых случаях — оснований дляпредоставления налоговых льгот и порядкаих применения.

Налогили сбор считается установленным в томслучае, когда определены налогоплательщикии следующие элементыналогообложения:

1)объект налогообложения;

2)налоговая база;

3)налоговый период;

4)налоговая ставка;

5)порядок исчисления налога;

6) срок и порядокуплаты налога.

Всеперечисленные элементы объединяетпонятие налоговойобязанности.Ею признается обязанность налогоплательщикаисчислить, задекларировать и/или уплатитьсумму налога и сбора в порядке и сроки,определенные ПНС, таможеннымзаконодательством.

Исполнениемналоговой обязанностисчитается уплата в полном объемеплательщиком соответствующих суммналоговых обязательств в установленныйналоговым законодательством срок.Исполнение налоговой обязанности можетосуществляться налогоплательщикомсамостоятельно либо с помощью налоговогоагента или своего представителя.

Плательщикаминалогов и сборов (далее – налогоплательщики)признаютсяюридическиелица, физические лица – предприниматели,налоговые агенты, физические лица, накоторых в соответствии с ПНС возложенаобязанность уплачивать налоги и (или)сборы.

Юридическиелица — этозарегистрированные в установленномзаконом порядке организации, которыеимеют в собственности, хозяйственномведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечают посвоим обязательствам этим имуществом,могут от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личныенеимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде,осуществляющие деятельность на территорииДНР и за ее пределами.

Юридическиелица резиденты– юридические лица, зарегистрированныеи осуществляющие деятельность натерритории Донецкой Народной Республики

Юридическиелица нерезиденты– юридические лица, которые незарегистрированы на территории ДонецкойНародной Республики.

Деятельностьюридических лиц, не являющихся резидентами,на территории Донецкой НароднойРеспублики не допускается.

Физическимилицами – предпринимателямиявляются:

а)физические лица резиденты, осуществляющиепредпринимательскую деятельность натерритории Донецкой Народной Республики;

б) физические лицарезиденты, осуществляющие независимуюпрофессиональную деятельность (адвокаты,нотариусы, пр.).

Налоговыеагенты -лица, на которыхв соответствии с настоящим Положениемвозложены обязанности по исчислению,удержанию с юридического лица нерезидентаи перечислению налогов в бюджеты ДонецкойНародной Республики.Налоговые агенты приравниваются кналогоплательщикам, имеют права иисполняют обязанности, установленныедля налогоплательщиков.

Физическимилицамиявляются граждане, в том числе нерезиденты,получающие доход, не связанный спредпринимательской деятельностью, отопераций (выплат, кроме социальных, атакже банковских переводов междуфизическими лицами), проводимых натерритории Донецкой Народной Республики.

Налогоплательщик,налоговый агент может участвовать вотношениях, регулируемых законодательствомо налогообложении, через законногоили уполномоченного представителя.

Законнымипредставителяминалогоплательщика (налогового агента)– юридического лица признаются лица,уполномоченные представлять указанноеюридическое лицо на основании законаили его учредительных документов.Законными представителями налогоплательщика(налогового агента) — физического лицапризнаются лица, выступающие в качествеего представителей на основаниидоверенности, в обязательном порядкескрепленной печатью.

Уполномоченнымпредставителемналогоплательщика (налогового агента)признается физическое или юридическоелицо, уполномоченное налогоплательщиком(налоговым агентом) представлять егоинтересы в отношениях с органами доходови сборов, иными участниками отношений,регулируемых законодательством оналогообложении.

Не могут бытьуполномоченными представителяминалогоплательщика (налогового агента)должностные лица органов доходов исборов, органов внутренних дел, судьи,следователи и прокуроры.

Уполномоченныйпредставитель налогоплательщика(налогового агента) осуществляет своиполномочия на основании доверенности,в обязательном порядке скрепленнойпечатью.

Объектомналогообложениямогут быть имущество, товары, доход(прибыль) или его часть, обороты пореализации товаров (работ, услуг) идругие объекты, определенные налоговымзаконодательством, с наличием которыхналоговое законодательство связываетвозникновение у плательщика налоговойобязанности.

Базаналогообложения– это физическое, стоимостное или другоехарактерное выражение объектаналогообложения, к которому применяетсяналоговая ставка и которое используетсядля определения размера налоговогообязательства.

Единицейизмерения базы налогообложенияпризнается конкретная стоимостная,физическая или другая характеристикабазы налогообложения или ее части, вотношении которой применяется ставканалога.

Ставкойналогапризнается размер налоговых начисленийна (с) единицу (единицы) измерения базыналогообложения. В отношении конкретныхналогов устанавливается базовая(основная) ставка.По определенным налогам устанавливаетсяпредельнаяставка,представляющая собой максимальный илиминимальный размер ставки.

Исходяиз механизма исчисления налоговогообязательства, ставки бывают абсолютнымии относительными.

Абсолютной(специфической)является ставка налога, согласно которойразмер налоговых начислений устанавливаетсякак фиксированная величина по каждойединице измерения базы налогообложения.

Относительной(адвалорной) признаетсяставка налога, согласно которой размерналоговых начислений устанавливаетсяв процентном или кратном отношении кединице стоимостного измерения базыналогообложения.

Исчислениесуммы налогаосуществляется путем умножения базыналогообложения на ставку налога с/безприменением соответствующих коэффициентов.

Специфическиеи фиксированные ставки, а также показатели,установленные в стоимостном выражении,подлежат индексации в порядке, определенномналоговым кодексом.

Налоговымпериодомпризнается период времени, с учетомкоторого происходит исчисление и уплатаотдельных видов налогов и сборов.Налоговым периодом могут быть календарныегод, квартал, месяц, день.

Срокомуплаты налога и сборапризнается период, который начинаетсяс момента возникновения налоговойобязанности налогоплательщика по уплатеконкретного вида налога и заканчиваетсяпоследним днем срока, в течение котороготакой налог или сбор должен быть уплаченв порядке, определенном налоговымзаконодательством.

Порядокуплаты налогов и сборов устанавливаетсяналоговым кодексом или законами повопросам таможенного дела для каждогоналога отдельно. Уплата налоговосуществляется в наличной или безналичнойформах в национальной валюте, кромеслучаев, предусмотренных налоговымкодексом или законами по вопросамтаможенного дела.

Срокии порядок представления отчетности обисчислении и уплате конкретных налогови сбороврассмотрены в параграфах, в которыхраскрываются вопросы администрированияналогов, сборов (обязательных платежей)и отдельные объекты налогообложения.

Источник: https://studfiles.net/preview/5921863/page:3/

Общие условия установления налогов и сборов

Общие условия установления налогов и сборов
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Общие условия установления налогов и сборов

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

1. Налогоплательщик.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК.

По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей.

В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/obshhie-usloviya-ustanovleniya-nalogov-i-sborov.html

Общие условия установления налогов и сборов. Элементы налогообложения

Общие условия установления налогов и сборов

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) определены следующие элементы налогообложения.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, устанавливаемый налоговым законодательством.

Объект налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения (рублях, штуках и т. п.), образует налоговую базу.

Ставка налога — важный элемент налога, определяющий размер денежных отчислений, размер налога на единицу налогообложения (денежная единица, единица измерения товара, единица земельной площади и т.п.).

По методу установления налоговые ставки подразделяются на: — твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, кубометр газа, 1 рубль за одну лошадиную силу автомобиля); — пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном соотношении к объекту налога без учета изменения его величины.

Характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, подоходный налог с физических лиц 13% от дохода); — прогрессивные ставки повышаются по мере возрастания величины объекта обложения.

Налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю; — регрессивные ставки снижаются по мере возрастания величины объекта обложения. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении налогов.

Налоговым периодом считается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, определяются календарной датой или истечением времени (исчисляемого годами, кварталами, месяцами или днями), а также указанием на событие, которое должно произойти, либо на действие, которое должно быть совершено. При нарушении сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени (штраф) в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

Порядок уплаты налогов и сборов устанавливается НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата производится один раз всей суммы налога или в ином порядке, в наличной или безналичной форме. В Российской Федерации, как и в большинстве других государств, существует три основных способа уплаты налогов.

— Уплата налога по декларации осуществляется на основании документа, заполненного самим налогоплательщиком с указанием совокупного годового дохода. Декларация о доходах подается в налоговую инспекцию по месту регистрации (места жительства).

— Уплата налога у источника дохода проводится до получения дохода налогоплательщиком. Он получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом. В частности, так в нашей стране взимается бухгалтерией предприятия подоходный налог с работников предприятий, организаций и учреждений.

— Кадастровый способ уплаты. Кадастр (от франц. cadastre лист, реестр) — систематизированный, официально составленный свод (реестр) основных сведений об экономических ресурсах: земли, сооружений, домов, месторождений природных ресурсов по внешним признакам.

Классифицирована и средняя доходность каждой категории объектов. Размер налогов исчисляется из средней доходности, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта.

Такой способ уплаты чаще всего применяется при налогообложении недвижимости.

Льготы по налогу, которые, как правило, устанавливаются в любом законе о налоге в форме освобождения от налога, права уменьшения налоговой базы на определенные суммы, установления налогооблагаемого минимума и др.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 192. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/3-38137.html

Страж закона
Добавить комментарий