НСОТ

Сложности перехода на новую систему оплаты труда для учителей обсудили в Приморье

НСОТ

Сложности перехода на новую систему оплаты труда для учителей обсудили в Приморье. ФППК

Сложности перехода на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях региона обсудили активисты профсоюза работников образования Приморья с врио вице-губернатора, и.о. руководителя департамента образования Натальей Бондаренко.

Специально для этого во Владивосток приехали председатели профорганизаций Артемовского, Уссурийского, Партизанского, Спасского городских округов, Михайловского, Чугуевского, Красноармейского, Кировского, Анучинского и других районов края, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе ФППК.

Главный вопрос — заработная плата педагогов региона: из чего сегодня она складывается, какой процент составляет гарантированная часть, и почему порой у учителей создается впечатление, что они лишены стимулирующих выплат.

Напомним, что на новой системе оплаты труда педагогов Приморья настоял осенью 2018 года именно отраслевой профсоюз Приморья: слишком много жалоб было на неразбериху с зарплатами. Олег Кожемяко, тогда еще врио губернатора, профсоюзные доводы принял во внимание, и НСОТ была к концу года разработана и рекомендована муниципалитетам.

Наконец-то был утвержден единый оклад педагогического работника — 12,6 тысячи рублей — на всей территории Приморья: хоть в Яковлевке, хоть во Владивостоке.

Но вопросов оставалось много, начиная с того, что муниципалитеты в разное время и по-разному принимали соответствующие нормативные акты, и заканчивая тем, что в некоторых образовательных организациях вообще исчез фонд стимулирующих выплат.

Сложности перехода на новую систему оплаты труда для учителей обсудили в Приморье. ФППК

— Практика показывает, что большая часть проблем возникает на уровне муниципалитетов и отдельных учреждений образования.

И чтобы продолжать держать на контроле сферу труда в отрасли края, профлидеры районных организаций должны сами разбираться в нюансах новой системы оплаты труда.

Поэтому такая встреча для нас очень актуальна, — считает председатель Приморской краевой организации профсоюза работников образования Ирина Мариш.

Врио вице-губернатора Наталья Бондаренко сама недавно возглавляла управление образования Находкинского городского округа и с предметом разговора знакома не понаслышке.

— Именно профсоюз — тот буфер, который помогает избежать проблем между работником и работодателем, — начала она разговор с профактивом, но дляих решенияважно понимать, какие полномочия есть у края, какие у муниципалитетов, с кого и что конкретно можно требовать.

По мнению Бондаренко, денег на зарплаты педагогов краем выделяется достаточно. проблема — в их распределении в отдельных образовательных учреждениях.

— Деньги распределяются по районам края в соответствии с количеством обучаемых детей, причем с запасом. Например, по расчетам положено 20 млн, а выделяется 26 млн руб.

Из них 20 млн — на оплату имеющегося персонала образовательных организаций, а 6 млн — на привлечение новых специалистов. Считаю, это хороший стимул для территорий, чтобы находить новые кадры.

Не смогли привлечь — деньги возвращаются обратно, — пояснила Бондаренко.

Врио вице-губернатора рассказала, как проходил переход на новую систему оплаты труда в Находкинском городском округе, предложив транслировать этот опыт на другие территории.

— Новая система оплаты труда принималась для того, чтобы упростить действовавшую ранее, увеличить базовую часть и изменить подход к формированию стимулирующих выплат, — подчеркнула она.

Председателя Владивостокской городской организации профсоюза работников образования Людмилу Карамову интересовало, должно ли выдерживаться при формировании зарплаты соотношение 70/30, о котором говорил министр образования.

Сложности перехода на новую систему оплаты труда для учителей обсудили в Приморье. ФППК

— Образовательное учреждение самостоятельно определяет эту пропорцию, главное, чтобы гарантированная была не ниже 70%. Соответственно, чем выше она будет, тем меньше — фонд стимулирующих выплат. Критерии — что именно к ним относить также определяются непосредственно в школах, — будут ли это только доплаты за квалификацию и стаж работы или что-то еще, объяснила Бондаренко.

При этом она напомнила, что каждый муниципалитет получает подушевое финансирование, и задача профсоюза — следить, чтобы на территории были приняты нормативные акты по внедрению новой системы оплаты труда и выдвигать свои предложения по наиболее рациональному распределению средств по школам.

Говорили на встрече и о том, будет ли увеличено финансирование индивидуального обучения детей-инвалидов, планируется ли выделение дополнительных средств на кружковую деятельность в школах, где брать деньги на оплату труда контрактных управляющих в школах и как правильно разрабатывать штатные расписания в образовательных учреждениях.

В завершение разговора Наталья Бондаренко выразила готовность выезжать вместе с профактивистами в школы края, где существуют проблемы с размером заработной платы, чтобы помочь в них разобраться.

Лидер профсоюза работников образования Приморья Ирина Мариш итогами встречи удовлетворена:

— Мы привыкли тесно взаимодействовать с департаментом образования края, профильными вице-губернаторами, и намерены и дальше развивать социальное партнерство.

В идеале будем стремиться к тому, чтобы прозрачным было все, начиная от того, какой объем средств направляется краем в муниципалитеты, как те, в свою очередь, распределяют их среди образовательных учреждений, и каким образом затем делятся между работниками, — сказала Ирина Мариш.

Активисты профсоюза работников образования надеются, что встречи с профильным врио вице-губернатора будут регулярными.

84655

Источник: https://primamedia.ru/news/838563/

Осот или нсот..

НСОТ

Нынешний учебный год будет годом проверки первичных вузовских профорганизаций на профессионализм и умение работать как с администрацией вузов, так и с самими вузовскими коллективами при переходе на новую систему оплаты труда.

Еще два — два с половиной года назад нам говорили о том, что невозможно достойным образом повысить уровень заработной платы работников образования до тех пор, пока существует ЕТС, поэтому должна быть сформирована отраслевая система оплаты труда.

Однако понятие «отраслевая система» как-то само собой было заменено понятием «новая система оплаты труда».

Сложность ситуации состоит в том, что значительное повышение зарплаты работников образования предполагается осуществить не столько за счет увеличения объемов бюджетного финансирования, сколько за счет проведения структурных институциональных изменений в отрасли.

Профсоюз все эти годы боролся за увеличение ФОТ, сохранение федеральных гарантий по уровню оплаты труда, обязательное участие представительных органов работников в осуществлении процедур перехода на НСОТ и прозрачное правовое обеспечение этого перехода.

С 1 декабря этого года по решению Правительства РФ бюджетная составляющая вузовских ФОТ увеличивается на 30 процентов, но, к сожалению, объема этих средств явно недостаточно, чтобы обеспечить существенное повышение оплаты труда работников и одновременно получить достаточный фонд для стимулирования лучших.

Существующая ныне редакция 144 статьи Трудового кодекса позволила Правительству РФ при введении НСОТ уйти от установления базовых окладов для работников федеральных учреждений, а Рособразование, выпустив приказ №1169 об утверждении примерного положения об оплате труда работников вузов, полностью ушло от установления в нем каких-либо цифровых оценок окладов для различных квалификационных групп и уровней. По нашему мнению, это отражение позиции Минобрнауки России, так как в примерных положениях, утвержденных соответствующими министерствами для медиков и работников культуры, в отличие от образования, присутствуют отраслевые оценки. Таким образом, для работников федеральных образовательных учреждений, подчиненных Рособразованию, в качестве основных федеральных гарантий остались лишь 2 позиции: размер оплаты труда работника с 1 января 2009 года не может быть меньше 4330 рублей, и, как это определено постановлением №583, «Заработная плата работника (без учета премий и стимулирующих выплат), устанавливаемая с 01.12.2008 года, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и стимулирующих выплат), выплачиваемой до этого на основе ЕТС». Можно предполагать, что в 365 вузах, подчиненных Рособразованию, будут разные условия оплаты труда, что может привести к чрезвычайной конкуренции за высококвалифицированных работников и явной миграции профессиональных кадров. Сдемпфировать эти негативные последствия может только согласованная, совместная работа региональных советов ректоров и региональных координационных советов председателей профсоюзных организаций. Значительной «подушкой безопасности», предохраняющей от нежелательной миграции работников из вуза в вуз, в этом случае может стать развитие в параллель с переходом на НСОТ в вузах дополнительных социальных программ поддержки работников за счет внебюджетных средств учебных заведений. Не надо снимать с повестки дня и вопрос разработки Федеральной социальной программы поддержки работников вузов.

В постановлении №583 и рекомендациях Минздравсоцразвития РФ зафиксирована необходимость согласования всех принимаемых решений с профсоюзными организациями в рамках коллективных договоров.

В отраслевом соглашении также зафиксировано, что положение об оплате труда в вузе — приложение к коллективному договору, а следовательно, должно приниматься конференцией коллектива и регистрироваться в соответствии с законом в органах по труду.

Почему-то создается впечатление, что, заставив работника до 1 октября расписаться в приказе о переходе на новые условия оплаты труда с 1 декабря, вузы полностью выполняют условие о предупреждении работника за 2 месяца.

Но если при этом работнику не были предложены конкретная должность, предполагаемый оклад и хотя бы возможный диапазон надбавок, то юридически подпись работника под приказом едва ли будет впоследствии признана судом в качестве выполнения нормы ТК.

По итогам обсуждения вопроса о введении НСОТ на заседании Российского совета ректоров приказом Минобрнауки России сформирована рабочая группа из представителей Рособразования, РСР и Общероссийского профсоюза образования. Группа будет проводить мониторинг процесса реализации постановления №583.

В качестве первоочередных для обсуждения на заседаниях рабочей группы мы сочли необходимым вынести следующие вопросы:

— подготовки и обсуждения квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих в федеральных образовательных учреждениях;

— уточнения перечня наименований должностей, которые не вошли в приказы Минздравсоцразвития РФ по профессиональным квалификационным группам для введения новой системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях, но имеются в штатных расписаниях федеральных образовательных учреждений, а также поименованы в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и тарифно-квалификационных справочниках, утвержденных постановлениями и приказами Минздравсоцразвития РФ и Госстандарта РФ;

— уточнения перечня должностей, отнесенных к основному персоналу федеральных образовательных учреждений;

— разработки предложений по формированию вопросника для осуществления мониторинга введения новой системы оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений;

— уточнения перечня критериев оценки эффективности работы федеральных образовательных учреждений;

— уточнения перечня примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных образовательных учреждений.

Источник: http://www.ug.ru/archive/26800

Новая система оплаты труда

НСОТ

Основным принципом новой системы оплаты труда (НСОТ) является разделение заработной платы работника на две части

Основным принципом новой системы оплаты труда (НСОТ) является разделение заработной платы работника на две части — на гарантированную часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и на стиму­лирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффек­тивно и результативно работал сотрудник. Размер стимулирующих выплат не огра­ничен.

Структура фонда оплаты труда включает в себя три основных составляющих:

  • размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (базовая часть);

  • выплаты компенсационного характера;

  • выплаты стимулирующего характера.

Аналогичная структура фонда оплаты труда принимается и в регионах, переходя­щих на НСОТ. Нередко эти элементы имеют несколько отличающиеся наименова­ния.

Например, первые два элемента могут именоваться базовой частью, разде­ляющейся на общую и специальную части, что соответствует окладам (ставкам) и компенсационным выплатам.

Вопрос наименования не принципиален, важно назначение выплат каждого рода.

Размеры должностных окладов и ставок заработной платы призваны обеспечить оплату выполнения работниками своих должностных обязанностей, определяе­мых трудовыми договорами, должностными инструкциями и иными документами.

Работник получает за исполнение круга своих обязанностей в полном объеме ок­лад (ставку) заработной платы. При этом следует помнить, что требовать от работ­ника выполнения работы, которая не входит в его должностные обязанности, без согласия работника запрещается ТК РФ.

Если же работник соглашается выпол­нить какую-то работу, которая не входит в его должностные обязанности, то эта работа должна оплачиваться дополнительно.

НСОТ предусматривается, что размеры окладов (должностных окладов), ставок за­работной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требова­ний к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходи­мы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (по так называемым профессиональным квалификационным группам), с учетом сложно­сти и объема выполняемой работы.

Согласно статье 144 ТК РФ, Правительство РФ может устанавливать базовые ок­лады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по про­фессиональным квалификационным группам.

При этом заработная плата работ­ников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже уста­новленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалифи­кационных групп.

Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы про­фессий рабочих или группы должностей служащих, сформированные с учетом сферы их деятельности и на основе требований к их профессиональной подготов­ке или уровню их квалификации.

Из определения следует, что эти группы должны определяться по двум параметрам. Прежде всего это сфера деятельности, к кото­рой могут быть отнесены как отрасль, где работает работник, так и выполняемые им трудовые обязанности (занимаемая должность).

Во-вторых, группы формиру­ются в зависимости от необходимых для выполнения данной работы (в опреде­ленной сфере деятельности) профессиональной подготовки и уровня квалифика­ции работника.

В известной мере профессиональные квалификационные группы призваны заменить собой разряды оплаты труда ЕТС.

Определение базовых окладов и ставок может относиться как к сфере феде­ральных полномочий, так и к сфере полномочий субъектов Российской Федера­ции. Субъекты Российской Федерации должны установить свои базовые оклады и ставки по профессиональным квалификационным группам, если они не уста­новлены для них Правительством РФ.

В случае если такие оклады и ставки будут установлены федеральным правительством, субъекты Федерации вправе ус­танавливать региональные базовые оклады и ставки, превышающие оклады и ставки, установленные федеральным правительством по соответствующим профессиональным квалификационным группам.

Такие правомочия органов государственной власти субъектов Федерации вытекают из норм статьи 6 и дру­гих статей ТК РФ.

К базовым окладам (ставкам), которые являются минимальными и не учитывают многих параметров работы по данной должности, имеющих постоянный характер, должны применяться увеличивающие коэффициенты, отражающие сложность ра­боты, уровень квалификации работника (например, квалификационные категории, уровень образования, педагогический стаж) и т.

п. В результате применения коэффициентов рассчитывается не базовый оклад (базовый должностной оклад, базовая ставка), а должностной оклад, т. е. фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых обязанностей за месяц, или же ставка заработной платы, т. е. фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда за единицу времени.

Исчисленные таким образом должностной оклад или ставка зарплаты составляют основную часть оплаты труда, часто именуемую в нормативных документах базо­вой частью фонда оплаты труда. Это основная и гарантированная работнику часть заработной платы.

Помимо гарантированной части зарплаты ТК РФ предусматривает выплату так называемой компенсационной части в виде доплат, надбавок и иных выплат. Компенсационные выплаты не носят постоянного и (или) общего для всех работ­ников данной должности характера, и это составляет их принципиальное отли­чие от гарантированной части зарплаты, которая не зависит от переменных па­раметров.

Выплаты компенсационного характера призваны возместить работникам раз­ного рода отклоняющиеся от нормальных условия, в которых они выполняют свои должностные обязанности. Например, трудящиеся на Крайнем Севере ра­ботают в более сложных климатических условиях, в связи с чем получают ком­пенсацию, выплата которой обусловлена именно этим фактом.

Компенсацион­ная выплата устанавливается не потому, что работник выполняет больший объ­ем обязанностей (по сравнению с не получающим такую выплату), а в связи с тем, что он выполняет свои должностные обязанности в специфических усло­виях (например, неблагоприятные климатические условия, вредные или тяже­лые условия труда, работа в иных условиях, отклоняющихся от нормальных, на­пример ночью, и т. п.).

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессио­нальным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окла­дам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федераль­ными законами или указами Президента РФ.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления в конкретном учреждении (как элемент системы оплаты труда) устанавливают­ся коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, перечнем видов выплат компенсационного характера, если такой перечень будет принят учре­дителем.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам с целью стиму­лировать их более качественно выполнять свои должностные обязанности. Это в первую очередь выплаты за высокие результаты труда, высокое качество рабо­ты, выплаты по итогам работы.

Не следует путать такие выплаты с оплатой добро­совестного исполнения должностных обязанностей. Работник, выполняющий весь объем установленных по его должности обязанностей, получает за эту работу ок­лад или ставку заработной платы.

Если же он не просто добросовестно выполняет работу, но показывает при этом высокие результаты, то в этом случае он и должен получать выплаты стимулирующего характера.

Как показывает практика работы учреждений, где уже введены новые системы оплаты труда, некоторые руководители «традиционно», все еще руководствуясь прежними представлениями, считают, что выплаты за качество, за результатив­ность труда должны производиться всем работникам, которые «нормально» вы­полняют свои должностные обязанности. Мотивы, которыми объяснялось при­нятие такого решения, включают в себя следующее: работают все сотрудники, деньги нужны всем, необходимо помочь каждому. В этой связи отметим, что такой подход к распределению не позволяет реализовать цели перехода на НСОТ, то есть стимулировать качественное исполнение своих обязанностей со­трудниками. Кроме того, следует разграничивать функции учреждения как ра­ботодателя и функции социальной защиты. Такой подход не соответствует госу­дарственной политике в области оплаты труда: просто добросовестное выпол­нение должностных обязанностей оплачивается окладом или ставкой заработ­ной платы, и если работник не выполняет какие-то свои обязанности или выпол­няет их ненадлежащим образом, то должен ставиться вопрос о его соответст­вии занимаемой должности или о дисциплинарной ответственности. Добросо­вестное и надлежащее выполнение обязанностей — это нормальная ситуация, и именно такое выполнение оплачивается окладом/ставкой. Если же работник не просто должным образом работает, но выполняет свои обязанности на вы­соком уровне, с высокими результатами по сравнению с другими работника­ми — только в таком случае работодатель должен выплачивать ему стимулирую­щие выплаты. Этого требует основополагающий принцип трудового права — оп­лата по труду.

Стимулирующая часть заработной платы имеет принципиальное отличие от других частей: стимулирующие выплаты не гарантированы всем работникам, они не мо­гут быть уравнительными в силу своего назначения, и не все работники могут иметь право на получение стимулирующих выплат, а лишь те, которые достигли в работе определенных нормативными документами, действующими у работода­теля (локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашени­ем), показателей и результатов. Стимулирующие выплаты должны назначаться исключительно за показатели в работе, превышающие минимально требуемые (т. е. за превышение «нормального» выполнения трудовых обязанностей), свиде­тельствующие о достижениях и успехах в работе.

Оценка результатов труда работника должна быть объективной и основанной на нормативных документах (локальных актах, коллективных договорах, соглашени­ях), предусматривающих порядок, виды и размеры стимулирующих выплат и оп­ределяющих показатели результативности, за достижение которых работодатель должен назначать такие выплаты.

На уровне учреждений при установлении сис­тем оплаты труда (принятии перечисленных выше документов нормативного ха­рактера) необходимо предусматривать виды выплат стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления.

Условия выплаты стимулирующей части за­работной платы, в свою очередь, должны быть расписаны по срокам (периодам) выплат (выплаты могут быть разовыми, ежемесячными в течение определенного периода времени, например полугода, года, итоговыми по окончании определен­ной работы или рабочего периода и т. д.

), а также по показателям (критериям), выполнение (соответствие которым) работника дает ему право на получение дан­ной выплаты. К условиям также должен быть отнесен порядок определения (на­значения) выплаты. Руководитель не должен произвольно, по собственному усмот­рению распределять фонд стимулирующих выплат.

При установлении стимулирующих выплат следует иметь в виду, что это эффектив­нейший инструмент управления работой коллектива. Как показывает практика, коллектив чутко реагирует на установление выплат по тем или иным основаниям. Поэтому следует особенно внимательно определить, что именно необходимо сти­мулировать посредством этой части оплаты труда.

Для того чтобы на стимулирование качества труда направлялись достаточные средства, предполагается, что объем стимулирующей части должен составлять не менее 30% от фонда оплаты труда.

Предполагается, что заработная плата руководителей учреждений, их заместите­лей и главных бухгалтеров также состоит из трех частей: должностного оклада, ком­пенсационных выплат и выплат стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, и предполагается его установление в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения.

Новые правила оплаты труда руководителей (заместителей и главных бухгалтеров) призваны стимулировать их к тому, чтобы заработная платы основного персонала возглавляемого ими учреждения была высокой и увеличивалась.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений планиру­ется устанавливать на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководите­лей этих учреждений. Кроме того, руководителям также планируется выплата сти­мулирующих премий (возможно, за счет централизации определенной части фон­да оплаты труда).

Выше была рассмотрена процедура изменения определенных сторонами (работ­ником и работодателем) условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (статья 74 ТК РФ). Данная процедура должна быть соблюдена при изменении системы опла­ты труда.

При введении НСОТ руководители учреждений должны заблаговременно принять соответствующие локальные нормативные акты (либо заключить коллек­тивные договоры, соглашения), в которых было бы предусмотрено введение но­вой системы оплаты труда, уведомить работников и совершить все иные требуе­мые действия.

Учитывая права учреждения-работодателя по установлению систем оплаты труда, и особенно стимулирующей части оплаты труда, автономные учреждения распо­лагают гораздо большими возможностями по повышению заработной платы сво­их работников по сравнению с бюджетными учреждениями, в которых все сред­ства на оплату труда работников определяются (и ограничиваются) бюджетной сметой.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/21050

Страж закона
Добавить комментарий