Налоговая база ЕСХН

Рассчитываем единый сельхозналог за 2016 г

Налоговая база ЕСХН

Не позднее 31 марта 2017 г. плательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода и вносят сумму налога в бюджет. Напоминаем основные правила исчисления суммы ЕСХН с учетом складывающейся судебной практики.

Объектом обложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 НК РФ. Налоговая ставка ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно ст. 346.8 НК РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ): НДС, налог на прибыль, налог на имущество (как с балансовой стоимости основных средств, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Обратите внимание: ЕСХН можно совмещать с ЕНВД, но нельзя совмещать с общим режимом налогообложения и УСН.

Правила признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются главой 26.1 НК РФ. В целях налогообложения по ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 НК РФ единственным методом признания доходов и расходов является кассовый метод.

Доходы агрофирмы

Статья 346.5 НК РФ обязывает организации учитывать:

— доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 НК РФ.

Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода.

В соответствии со ст.

249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Это, например, доходы:

— от долевого участия в других организациях;

— в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

— от сдачи имущества в аренду (субаренду);

— в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы (ст. 250 НК РФ). Их перечень открыт.

Отдельные доходы могут не учитываться для целей ЕСХН. В частности, это доходы:

— в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

— в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельхозназначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;

— в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.

Полный перечень таких доходов установлен в ст. 251 НК РФ.

Расходы агрофирмы

Перечень расходов установлен непосредственно в главе 26.1 НК РФ. Но и в данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному главе 25 НК РФ.

То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Важно: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 НК РФ возможность признания затрат в качестве расходов для целей налогообложения по ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи главы 25 НК РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Кодекса предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Кодекса. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Кодекса и т.д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного главой 25 НК РФ. К ним относятся:

Источник: https://www.eg-online.ru/article/336160/

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 2019

Налоговая база ЕСХН

Система налогообложения в виде ЕСХН — единого сельскохозяйственного налога — это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ — эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог — добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН.

Именно в этот срок — до 31 декабря — нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление.

В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН — это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН — по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы — если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

    Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:

    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН — это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Налоговый период

Налоговый период — календарный год.

Отчетный период — полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации — по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@. Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Источник: https://ppt.ru/nalogi/eshn

Есхн заменяет уплату следующих налогов. Единый сельскохозяйственный налог есхн

Налоговая база ЕСХН

Организации и ИП, работающие в сельскохозяйственной отрасли, пользуются государственными льготами и преференциями. Для них разработан особый фискальный режим – единый сельхозналог.

Ставка ЕСХН установлена на уровне 6%, налоговая база рассчитывается как разница между доходной и расходной частью.

Это сокращает бюджетные платежи до минимума, что создает благоприятные условия для развития растениеводства, животноводства и лесного хозяйства.

В 2017 году налоговая ставка ЕСХН установлена на уровне 6%. Это значение действует по всей территории страны, за исключением двух областей:

В указанных регионах на 2017-2018 годы установлена льготная ставка – 4%, прописанная региональным законодательством. В 2016 году она была еще ниже – 0,5%.

Важно! Льгота распространяется только на те компании и ИП, которые осуществляют деятельность непосредственно на территории указанных субъектов РФ.

Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?

Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:

  • Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
  • Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
  • Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
  • Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.

Важно! В 2017 году к сельскохозяйственной относится вспомогательная деятельность: выпас скота, выбраковка птицы, распыление химикатов против насекомых-вредителей и т.д.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Особенность единого сельхозналога – освобождение его плательщиков от перечисления других бюджетных платежей, характерных для ОСНО. Это означает снижение фискальной нагрузки и упрощенный порядок ведения учета.

Компании-сельскохозяйственники не платят в казну:

  • налог на имущество;
  • НДС (за исключением случаев исполнения обязательств агента и провоза продукции через государственную границу РФ);
  • налог на прибыль;
  • НДФЛ (касаемо бюджетных обязательств ИП без работников).

Особое значение имеет освобождение от уплаты НДС – наиболее сложного налога с точки зрения учета и вычислений. Организациям и предпринимателям не нужно выписывать счета-фактуры, вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу учета покупок и продаж. Это позволяет экономить время и средства на оплату труда бухгалтерских работников.

Какие налоги платят сельхозпроизводители?

Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.

Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:

Внебюджетный фондСтавка
ПФР22
ФСС2,9
ФФОМС5,1

Важно! ИП-сельскохозяйственник без работников обязан совершать фиксированные страховые платежи за себя.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.

От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

  • техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
  • машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.

Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?

Формула расчета единого сельхозналога установлена как:

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.

В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).

Важно! Для исчисления доходов используется кассовый метод, т.е. в расчет принимается выручка, фактически поступившая в кассу или на расчетный счет. В нее включаются полученные от покупателей авансы.

В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.

В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:

  • на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
  • на приобретение нематериальных активов;
  • на оплату труда персоналу;
  • на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
  • на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • на рекламу товаров;
  • на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
  • на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.

Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:

  • быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
  • быть подтвержденными первичными документами;
  • быть фактически понесенными.

Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.

Особенности исчисления единого сельхозналога

Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.

Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.

Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.

Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:

  • аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
  • итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.

При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.

Определение окончательного расчета производится по формуле:

Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.

Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.

Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов

В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:

Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.

Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.

Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В качестве одной из мер по поддержке организаций и предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, которые занимаются производством продукции из собственного сырья, было создание такой льготной системы налогообложения, как ЕСХН. Система предполагает упрощенный порядок предоставления отчетности и уплату только единого сельскохозяйственного налога.

Основные условия применения данного спецрежима определены НК РФ.

Единый сельхозналог могут уплачивать только производители сельхозтоваров, под которыми понимается продукция растениеводства, а также животноводства. Данная льгота не распространяется на переработчиков этих товаров.

Сельхозпроизводители могут осуществлять переработку, но их доход от производства сельхозпродукции не должен быть меньше 70 % общей их выручки. Именно этим и объясняется незначительное количество, по сравнению с другими системами налогообложения, находящихся на ЕСНХ хозяйствующих субъектов.

Важно! Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются первичной и последующей переработкой сельхозпродукции и не являющиеся при этом ее производителем, не имеют право применять единый сельхозналог.

Этот режим имеют право использовать также компании и предприниматели рыболовной отрасли, которые признаются градостроительными для населенных пунктов, то есть на них работает больше половины их населения. При это для них существует ограничение в виде числа сотрудников, которое не должно быть больше 300 человек и применения судов, принадлежащим им или зафрахтованным по договорам.

Кроме того, существует перечень субъектов, которые не имеют права использовать ЕСНХ, к ним относятся:

  • Производители подакцизных товаров.
  • Организаторы азартных игр.
  • Учреждения бюджетной сферы.

При ЕСНХ единый обязательный налог исчисляется вместо налога на прибыль (для компаний) и НДФЛ (для ИП), НДС, налог на имущество. Однако сельхозпроизводители должны производить отчисления во внебюджетные фонды. Правда, в некоторых случаях они могут применять пониженные ставки.

Новые хозяйствующие субъекты при внесении их ИФНС в ЕГРЮЛ или ЕГРИП могут перейти на ЕСХН в течение 30 дней с выполнения регистрации. Они имеют право вместе с документами на постановку на учет подать и уведомление о применении этой системы.

Документ направляется организациями по месту нахождения, а предпринимателями по их адресу проживания.

Важно!Если хозяйствующий субъект начал применять ЕСНХ, но не уведомил об этом налоговую, считается, что он не перешел на эту систему налогообложения. Также, если заявление о переходе не было подано в установленные сроки, то в обоих случаях плательщик автоматически переходит на .

Выбранный спецрежим с уплатой единого сельхозналога нужно использовать до конца налогового периода, досрочный переход на другую систему в течение года недопустим.

Расчет единого сельхозналога

База для налогообложения при ЕСНХ рассчитывается как доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов. При этом перечень затрат согласно НК РФ является закрытым, содержащим более четырех десятков статей.

Для расчета налога применяется единая ставка, равная 6%. Исключение составляют Республика Крым и Севастополь, где в 2016 года действует ее размер 0%, а с 2017 по 2021 года не более 4 %.

Этим регионам дано право самостоятельно определять ставку налога, но не более установленного кодексом.

Для определения доходов и расходов нужно обязательно вести бухучет, при этом данное требование распространяется и на предпринимателей. В течение года показатели деятельности исчисляются нарастающим итогом. Налоговый период равен году, а отчетный — шести месяцам.

Рассмотрим расчет единого налога на примере.

ООО «Масло» является плательщиком ЕСХН. За период с января по июнь 2015 года было получено доходов в размере 550000 руб. и произведено расходов в размере 175000 руб. Таким образом, при расчете авансового платежа он составит:

(550000-175000)*6%=22500 руб.

Эту сумму необходимо перечислить в налоговую службу до 25-07-2015 года.

За следующие полгода с июля по декабрь 2015 года ООО «Масло» получило доходов в размере 780000 рублей и произвело расходов на 550000 рублей. Поскольку доходы и расходы считаются нарастающим итогом в начале года, налог будет равен:

((550000+780000)-(175000+550000))*6%=36300 руб.

Уменьшаем этот налог на уже уплаченный авансовый платеж:

36300-22500=13800 руб.

Источник: https://analytspectr.ru/eshn-zamenyaet-uplatu-sleduyushchih-nalogov-edinyi-selskohozyaistvennyi-nalog-eshn.html

Налоговая база по ЕСХН. Порядок исчисления и уплаты единого налога — Audit-it.ru

Налоговая база ЕСХН

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При расчете налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Как уже сказано, пунктом 2 статьи 346.6 НК РФ установлено, если доходы получены в иностранной валюте, то они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения доходов. Расходы пересчитываются на дату их осуществления.

Налогоплательщики имеют право согласно пункту 5 статьи 346.6 НК РФ уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов. Если по итогам года получен убыток, то в таком случае сумма налога принимается равной нулю.

Каждый налогоплательщик согласно статье 52 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. ЕСХН исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.9 НК РФ).

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН по ставке 6 процентов и фактически полученных при расчете налоговой базы доходов, уменьшенных на расходы, рассчитанных нарастающим итогом с начала года до окончания полугодия (пункт 2 статьи 346.9 НК РФ). При этом авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля.

Следует отметить, что Минфин Российской Федерации в Письме от 16 мая 2005 года №03-03-02-04/1/120 сообщает, что считает правомерным начисление пеней за просрочку уплаты авансового платежа по ЕСХН за отчетный период.

При этом представители Минфина ссылаются на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Сумму налога, рассчитанную по итогам года, нужно уменьшить на величину авансового платежа и перечислить в бюджет не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата ЕСХН и авансового платежа по указанному налогу производится организациями по местонахождению организации (пункт 4 статьи 346.9 НК РФ).

Пример 1.

Сельскохозяйственная организация ООО «А» по итогам первого полугодия получила доход в сумме 1 000 000 рублей, расходы организации составили 800 000 рублей.

Налоговая база по ЕСХН за первое полугодие составила 200 000 рублей (1 000 000 рублей — 800 000 рублей).

ЕСХН составил к уплате – 12 000 рублей (200 000 рублей х 6%).

Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «А» в июне:

Корреспонденция счетовСумма, рублей операции
ДебетКредит
99 субсчет «ЕСХН»68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»12 000 Начислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие
68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»12 000 Перечислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие

Предположим, что за год доходы ООО «А» составили 1 500 000 рублей, экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы организации утверждены в сумме 1 200 000 рублей.

Налоговая база по ЕСХН за налоговый период составила 300 000 рублей (1 500 000 рублей — 1 200 000 рублей). ЕСХН за год по организации составил – 18 000 рублей (300 000 рублей х 6%).

Следовательно, сумма ЕСХН подлежащая к уплате в бюджет по итогам года составила 6 000 рублей (18 000 рублей – 12 000 рублей).

Окончание примера.

Если сумма единого налога, исчисленного по итогам налогового периода, меньше суммы авансового платежа по налогу, исчисленного по итогам отчетного периода, в этом случае у налогоплательщика по итогам года отсутствует обязанность по уплате налога.

Если же по итогам отчетного периода получен убыток, то в таком случае сумма авансового платежа по налогу принимается равной нулю. Поэтому по окончании налогового периода налогоплательщик один раз уплачивает в бюджет сумму налога, исчисленную с зачетом ранее начисленных авансовых платежей.

Пример 2.

Сельскохозяйственная организация ООО «А» по итогам первого полугодия получила доход в сумме 1 300 000 рублей, расходы организации составили 1 700 000 рублей.

По итогам года величина доходов ООО «А» составила 3 400 000 рублей, общая сумма расходов составила 3 200 000 рублей.

Рассчитаем сумму авансового платежа за I полугодие.

Налоговая база по единому налогу:

1 300 000 рублей — 1 700 000 рублей = — 400 000 рублей.

Поскольку по итогам полугодия ООО «А» получен убыток, то есть налоговая база имеет отрицательную величину, исчисление и уплата авансового платежа по единому налогу не производятся.

За налоговый период налоговая база по единому налогу составила:

3 400 000 рублей — 3 200 000 рублей =200 000 рублей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет:

200 000 рублей х 6% / 100% = 12 000 рублей.

Таким образом, за налоговый период ООО «А» один раз уплачивает в бюджет сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода, равную 12 000 рублей.

Окончание примера.

ЕСХН в размере 6 процентов от налоговой базы зачисляется на счета органов Федерального казначейства для последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2005 года:

— согласно статье 56 БК РФ, введенной Федеральным законом от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%;

— согласно статье 61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов и согласно статье 61.

1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от ЕСХН — по нормативу 30 процентов либо налоговые доходы от ЕСХН зачисляются в бюджеты городских округов — по нормативу 60 процентов (статья 61.2 БК РФ).

А в соответствии со статьей 146 БК РФ доходы от ЕСХН подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов:

— в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — по нормативу 0,2%;

— в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — по нормативу 3,4%;

— в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации — по нормативу 6,4%.

Обратите внимание!

С 1 января 2006 года действует только один код по ЕСХН. Напомним, что до указанной даты налогоплательщики ЕСХН уплачивали налог по разным кодам бюджетной классификации (КБК).

ЕСХН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, перечисляется организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При определении налоговой базы ЕСХН налогоплательщик – сельскохозяйственный товаропроизводитель должен учитывать доходы и расходы, связанные с осуществляемой им деятельностью, облагаемой ЕСХН.

На это указывает Минфин в ответе на частный вопрос о порядке налогообложения выплаченной суммы компенсации за использование земельного участка (для проведения работ по проведению газопровода) и упущенной выгоды индивидуальному предпринимателю, занимающемуся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции. Налогообложение доходов от основной деятельности индивидуального предпринимателя ведется в соответствии с главой 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог» НК РФ (Письмо Минфина Российской Федерации от 25 января 2006 года №03-11-05/21).

Минфин разъясняет налогоплательщикам ЕСХН:

«Суммы компенсации за отчужденный для проведения газопровода земельный участок, используемый для деятельности, облагаемой единым сельскохозяйственным налогом, и суммы упущенной выгоды, полученные индивидуальным предпринимателем от ООО, связаны с осуществляемой им предпринимательской деятельностью.

Поэтому указанные суммы должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу».

В нашей книге обращалось внимание читателей на то, что специальные налоговые режимы, предусмотренные, НК РФ относятся к федеральным налогам.

Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100.

Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (пункт 2 статьи 59 НК РФ).

Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 20 апреля 2006 года №03-02-07/2-30, которым ФНС Российской Федерации руководствуется в работе по вопросу о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» при принятии решений о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами.

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, с 1 января 2002 года при исчислении ЕСХН вправе учитывать потери зерна и продуктов его переработки при их хранении, выявленные при проверке фактического наличия.

Указанные потери зерна и продуктов его переработки при хранении могут учитываться при исчислении единого сельскохозяйственного налога в расходах, уменьшающих доходы, в пределах норм естественной убыли, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 23 января 2004 года №55 «Об утверждении норм естественной убыли» (подпункт 5 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ и подпункт 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ).

Потери сверх указанных норм естественной убыли при исчислении единого сельскохозяйственного налога не учитываются и компенсируются за счет виновных лиц, установленных виновными по решению суда, или виновных материально-ответственных лиц, а если виновные не установлены – за счет прибыли, оставшейся после уплаты организацией ЕСХН.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a45/44957.html

Расчет ЕСХН на примере (расчет налоговой базы, авансового платежа, налога за год, проводки)

Налоговая база ЕСХН

Рассмотрим особенности определения налоговой базы, расчет ЕСХН на конкретном примере и проводки, которые нужно сделать в бухгалтерском учете.

Налоговая база по единому сельхозналогу — это разница между доходами и расходами. Ее расчет имеет нюансы (ст. 346.5 — 346.7 НК РФ):

  • база увеличивается за счет доходов от реализации (в том числе, авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, и внереализационных доходов);
  • база уменьшается расходами по строго установленному Налоговым кодексом перечню;
  • доходы и расходы для расчета базы считают нарастающим итогом с начала года и включают кассовым методом (только после их оплаты);
  • налоговая база формируется по данным бухгалтерского учета.

Любая форма отчетности по ЕСХН есть в программе БухСофт. Отчеты всегда на актуальных бланках с учетом всех изменений закона. Декларацию по ЕСХН, зарплатные и другие отчеты программа заполнит автоматически. Перед отправкой в налоговую инспекцию или ПФР они тестируются всеми проверочными программами ФНС. Попробуйте бесплатно:

Отчетность по ЕСХН онлайн

Налоговым периодом по рассматриваемой системе является календарный год, отчетным – полугодие. То есть в течение налогового периода нужно рассчитывать налоговую базу дважды:

  1. Чтобы найти сумму авансового платежа (по окончании полугодия).
  2. Чтобы определить итоговую сумму налога (по окончании года).

Как рассчитать ЕСХН

Ставка ЕСХН по общему правилу составляет 6%. Но для организаций Крыма и Севастополя на период 2017–2021 годов она может составлять до 4%, если так решат региональные власти.

Формула расчета следующая:

Если по итогам полугодия расходы превысили доходы, т. е. получен убыток, то сумма авансового платежа признается равной нулю.

Положительная сумма авансового платежа зачитывается в сумме уплаты сельхозналога итогам года.

Возможна ситуация, когда в конце налогового периода у фирмы по результатам расчетов получилась сумма налога к уменьшению, а не к доплате. Например, при уменьшении к концу года доходов и увеличении расходов.

Получившуюся отрицательную разницу можно:

  • зачесть в счет недоимки по иным федеральным налогам или в счет предстоящих платежей по единому сельхозналогу и иным федеральным налогам;
  • вернуть на банковский счет фирмы.

Пример расчета ЕСХН

Рассмотрим конкретный практический пример расчета налоговой базы и авансового платежа по налогу.

Пример

Компания занимается выращиванием в 2018 году плодовых и ягодных культур. Режим налогообложения — ЕСХН. Фирма  уплачивает страховые взносы по тарифу 30% (суммарно на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование) и взносы на “травматизм” по тарифу 1,3%.

В декабре 2017 года компания купила за 82 000 ₽ (в т. ч. НДС — 12 508,47 ₽) и осуществила ввод в эксплуатацию производственного оборудования для использования в ЕСХН-деятельности. Она оплатила оборудование в феврале 2018 года.

По состоянию на 1 января 2018 года в отражен убыток за прошлый год в размере 31 600 ₽.

В I полугодии 2018 были приобретены:

  • минеральные удобрения стоимостью 154 000 ₽ (в т. ч. НДС – 23 491,53 ₽). По состоянию на 01.07.2018 г. оплачено только 108 000 ₽ (в т. ч. НДС – 16 474,58 ₽);
  • саженцы стоимостью 518 300 ₽ (в т. ч. НДС – 79 062,71 ₽). Были оплачены полностью.

В I полугодии 2018 фирма продала продукцию на сумму 815 300 ₽ Покупатели оплатили ее полностью. Также покупатели внесли 77 500 ₽ как авансы в счет предстоящих поставок.

В I полугодии 2018 фирма понесла расходы:

  • в виде зарплаты персоналу на сумму 258 700 ₽ (выплачено 161 800 ₽);
  • обязательных страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование в размере 77 610 ₽ (258 700 ₽ × 30%), из них перечислено – 52 360 ₽;
  • страховых взносов на “травматизм” в размере 3363,1 ₽ (258 700 ₽ × 1,3%), из них перечислено – 2700 ₽

Налоговая база по ЕСХН формируется из следующих доходов и расходов:

Операция

Доход, ₽

Расход, ₽

Поступление оплаты от покупателей за проданную продукцию

815 300

Поступили авансы в счет предстоящих поставок от покупателей 

77 500

Оплаты минудобрений и саженцев

626 300

Выплата персоналу заработной платы

161 800

Уплата страховых взносов, в том числе, на “травматизм”

55 060

Покупка оборудования (учет производится равными долями в течение года)

82 000 : 2 = 41 000

Итог за I полугодие:

892 800

884 160

Таким образом, налоговая база за I полугодие: 

892 800 – 884 160 = 8640 ₽

Сумма авансового платежа за I полугодие:

8640 ₽ × 6% = 518,4 ₽

Проводки по ЕСХН

Начисление годовой суммы налога и авансового платежа в бухучете производят на крайнюю дату налогового или отчетного периода. Операцию показывают на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на субсчете «Расчеты по ЕСХН» проводками:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»

  • начисление налога и авансового платежа, соответственно, по итогам налогового и отчетного периодов; 

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» (СТОРНО)

  • сторнирование излишне начисленного налога по итогам года.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» Кредит 51

Источник: https://www.buhsoft.ru/article/1508-kak-rasschitat-nalog-eskhn

Страж закона
Добавить комментарий