Кто вправе не платить курортный сбор?

Минспорта и туризма и Минфин – о том, что может измениться в уплате курортного и гостиничного сбора в ближайшие годы

Кто вправе не платить курортный сбор?

Буквально пару недель осталось до начала туристического сезона. Выбор маршрута и отеля, заказ туров, хлопоты со сборами – планировать отдых всегда приятно. При этом все больше белорусов начинают интересоваться возможностями внутреннего туризма. И здесь львиная доля их внимания достается именно санаториям.

Не обходят стороной наши оздоровительные заведения и гости из соседних стран. Планируя свои расходы, завсегдатаям санаториев стоит учитывать, что в Беларуси существует курортный сбор.

Корреспондент «Р» разбиралась, что это за налог, кто должен его платить и чем он отличается от туристического сбора, принятого во многих странах.


Старожил среди налогов

Курортный сбор в нашей стране существует давно – с 1997 года. Правда, нельзя сказать, что он сильно известен, о его существовании знают лишь те белорусы, которые отдыхают в санаториях и профилакториях, отправляют детей в оздоровительные центры и лагеря, посещают дома отдыха и пансионаты.

– Отдыхающие в санаторно-курортных и оздоровительных организациях дополнительно к стоимости путевки оплачивают и курортный сбор. Если путевка не оформляется, то сбор уплачивается дополнительно к стоимости услуг по проживанию, а также оказываемых услуг по питанию, медицинских и оздоровительных услуг.

Ставки его устанавливаются местными Советами депутатов в зависимости от вида санаторно-курортной или оздоровительной организации. В Налоговом кодексе прописана лишь максимальная цифра – сейчас это 5 процентов.

Кстати, местные власти могут не устанавливать ставку курортного сбора, если сочтут нужным, в этом случае она считается равной нулю, – поясняет начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансовИгорь Пуркалик.

Курортный сбор в Беларуси всегда относился к местным налогам, а значит, и зачислялся в местные бюджеты.

Глобального влияния он не оказывает: к примеру, в 2017 году его удельный вес в консолидированном бюджете составил 0,018 процента, в 2018-м – 0,016 процента.

Несмотря на то что в процентном соотношении доля этого сбора в консолидированном бюджете падает, в деньгах есть рост. По итогам прошлого года от курортного сбора поступило свыше 6,1 млн рублей, тогда как в 2017 году – чуть более 5,7 млн рублей.

В прошлом году в стране отдыхающие платили курортный сбор в 85 районах. В некоторых из них эта сумма совсем небольшая, но есть и лидеры по части привлечения средств. Так, больше всего денег от этого сбора поступило в бюджет Дятловского района. На втором и третьем месте – Минский и Брестский районы. Замыкают пятерку Жабинка и Докшицы.

Кстати, в Мядельском районе, который традиционно считается белорусской «здравницей» и одним из лидеров по числу санаторно-курортных заведений, сбор платить не нужно.

Там с 2000 года с посетителей санаториев, зон отдыха и туристско-оздоровительных комплексов берут компенсационные выплаты.

Их размер привязан к базовой величине, и идут эти средства потом не в бюджет Мядельского района, а на счет Национального парка «Нарочанский» для проведения природоохранных мероприятий.

Взять и отменить?

В Налоговом кодексе не прописано, на какие цели могут направляться деньги, полученные с отдыхающих. Местные власти сами принимают решение, на что их потратить. И этот момент вызывал и вызывает критические замечания. В прошлом году во время масштабной корректировки Налогового кодекса рабочая группа при Минфине всерьез рассматривала предложение отменить сбор.

– Учитывая, что это местный налог, определяющим стало мнение местных органов власти. Они единогласно высказались за его сохранение в том виде, в котором он был. Да, были внесены изменения в его администрирование, но их нельзя назвать глобальными.

К примеру, теперь, если человек приехал в санаторий по путевке, стоимость которой частично оплачена из бюджета, налогом будет облагаться только та часть, на которую он потратил свои деньги.

В последние годы в Беларуси активно развивается деловой туризм, и многие санатории предлагают свои услуги при организации конференций и семинаров. Участники таких мероприятий тоже освобождаются от курортного сбора.

Не платят его и те люди, которые приезжают в санаторно-курортные организации по работе, в командировку.

Есть новации и для родителей, которые отправляют детей в оздоровительные лагеря. Если путевка в такой лагерь полностью или частично оплачивается за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета, сбор можно не платить. Родители оплатили путевку сами (даже с помощью профсоюза) – должны заплатить и его.

Хоть платят сбор физлица, его администрированием занимаются санаторно-курортные организации. Поэтому сложностей для государства он не вызывает.

– Когда мы работали над Налоговым кодексом в прошлом году, перед нами стояла задача сделать его простым и понятным. Это касалось и той части, где идет речь о курортном сборе.

Основания, по которым человек освобождался от его уплаты, существовали и раньше, но сейчас они выписаны более четко.

С учетом того, что у нас сохранился порядок, который действует в стране уже долгие годы, мы не видим необходимости менять что-то в законодательстве. Тем более сейчас нет таких запросов ни от организаций, ни от физических лиц.

Сводный брат

Курортный сбор – особенность постсоветского пространства, где система санаториев сформировалась уже очень давно.

Но есть у этого налога и сводный брат – туристический сбор, который широко используется, к примеру, в европейских странах.

Платят его в основном в отелях и гостиницах, и эти деньги потом идут на поддержание в порядке туристической инфраструктуры, в том числе на реставрацию памятников, благоустройство и даже проведение фестивалей.

Практически полный аналог нашего сбора сейчас можно увидеть в России.

В июле 2017 года в соседней стране приняли закон о курортном сборе, который в 2018–2022 годах взимается в порядке эксперимента с туристов за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях.

Правда, сейчас в России новый виток обсуждений по этому поводу: Минфин предлагает с 2023 года вместо курортного сбора ввести гостиничный. Вопрос нешуточный, российское ведомство уже опубликовало проект поправок в Налоговый кодекс.

В Беларуси разговоры о том, что и нам стоит подумать о введении туристического сбора, тоже периодически идут. Игорь Пуркалик уточняет:

– Предметно введение туристического сбора в нашей стране пока не обсуждалось. Да, идеи такие звучали, но до 2020 года у нас действует мораторий на введение новых налогов и сборов. Возможно, после окончания моратория мы вернемся к этому вопросу.

В Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма считают, что Беларусь пока не готова к введению туристического сбора. Заместитель директора Департамента Виталий Грицевич объясняет свою точку зрения:

– К нам поступают такие предложения, в том числе и из регионов, но, мне кажется, страна пока не готова к этой мере. Мы сейчас работаем над привлечением туристов, уходим от бюрократических процедур и виз, упрощаем туристам жизнь.

А этот сбор может восприниматься как дополнительное препятствие. Человек будет думать, приехать или нет, прокручивать в голове: там нужна регистрация, безвиз только через определенные точки, да еще и туристический сбор – нет, не поеду.

Во многих странах этот сбор нужен для того, чтобы сдержать поток туристов. Беларусь пока не может похвастаться таким их количеством, чтобы нужно было что-то предпринимать на законодательном уровне.

– Если мы увидим поток туристов, с которым Беларусь не будет справляться, естественно, предложения по введению туристического сбора будут сформулированы и представлены на рассмотрение в госорганы и общественности. На данный момент говорить об этом преждевременно.

При этом в Департаменте по туризму не отрицают, что точечно такой сбор могут ввести. К примеру, в Минске или Бресте:

– В пиковые моменты – в летний сезон и на Новый год – инфраструктура в том же Бресте не справляется с количеством туристов. И целесообразно этот поток немного сдерживать. Возможно, на отдельных пилотных территориях стоит ввести туристический сбор. Правда, нельзя сказать, что это будет сделано в ближайшие пару лет.

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/april/33734/

Некурортное поведение

Кто вправе не платить курортный сбор?

Забыли документы

В Ставропольском крае ожидали, что отказывающихся платить курортный сбор будет меньше, признается Предыбайло. В статистику отказников попали, например, льготники, которые не смогли предоставить гостинице документы, освобождающие их от уплаты курортного сбора (по закону это должен быть оригинал документа или его нотариально заверенная копия).

От уплаты курортного сбора освобождены местные жители, все несовершеннолетние, пенсионеры, герои России и СССР, ветераны и участники Великой Отечественной войны, инвалиды, малоимущие, студенты, лица, которые проходят лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования, и ряд других категорий граждан.

В первый месяц эксперимента таких отказников без подтверждающих льготу документов было много, рассказывает Предыбайло.

Кроме того, по его словам, оплачивать сбор отказывались некоторые граждане, которые не могут быть привлечены к административной ответственности — «люди в погонах, судьи, прокуроры, депутаты».

«Они могут смело не платить курортный сбор, и им за это ничего не будет», — признает представитель краевой администрации.

Сотрудники правоохранительных органов в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ несут не административную, а дисциплинарную ответственность, объясняет специалист Национальной юридической службы «Амулекс» Ирина Забарская.

А депутаты, несмотря на законодательную возможность привлечения их к административной ответственности во внесудебном порядке, тем не менее используют «расширительное» толкование неприкосновенности, добавляет юрист.

Среди отказавшихся платить сбор, продолжает чиновник, есть небольшой процент иностранцев, которые «сбегают в надежде, что за границей их никто не достанет», и россиян, которые надеются «на авось» и думают, что их не будут привлекать к административной ответственности.

Нарзанная галерея в Кисловодске ( Антон Новодережкин / ТАСС)

Ответственность за неуплату курортного сбора установлена законом «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», который применяется вместе с КоАП (в нем прописана процедура привлечения к административной ответственности). По закону за неуплату сбора грозит штраф от 500 до 2 тыс. руб.

Представитель гостиницы или другого оператора курортного сбора (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предоставление гостиничных услуг) составляет уведомление об отказе оплатить курортный сбор и направляет его в региональное министерство туризма и оздоровительных курортов. Как только это ведомство получает такое уведомление, оно возбуждает дело об административном правонарушении, объясняет Предыбайло.

Инспекторы проводят расследование в отношении недобросовестного туриста и составляют протокол об административном правонарушении.

Подозреваемого в нарушении извещают по почте и приглашают на процедуру составления протокола (если подозреваемый не явился, а процедура уведомления соблюдена должным образом, протокол составляется без туриста и направляется ему по почте).

Когда факт правонарушения подтвердился, уполномоченное должностное лицо выносит постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности и наложении штрафа. Копия постановления направляется должнику, у которого есть 60 дней на добровольную оплату штрафа.

С момента отказа туриста уплатить сбор до момента привлечения его к административной ответственности может пройти до двух месяцев, а после привлечения к ответственности ему дается еще два месяца на добровольную уплату штрафа, уточняет Предыбайло.

Если в срок 60 дней штраф не оплачивается, документы о принудительном взыскании направляются судебному приставу по месту жительства туриста. Решение суда не нужно, поскольку в данном случае полномочиями рассматривать такие нарушения обладают административные комиссии, а не мировые судьи, уточняет Забарская.

Взыскание штрафа производится по общим правилам КоАП: если в установленный законом десятидневный срок от должника не поступит соответствующая жалоба, постановление направляется для исполнения судебным приставам.

На текущий момент министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края составило уже около 100 протоколов о привлечении к ответственности за неуплату курортного сбора. Но до протоколов «доходит не всегда», говорит Предыбайло. Большинство нарушителей, по его словам, добровольно соглашаются оплатить сбор на этапе административного расследования.

При этом уплата административного штрафа не освобождает нарушителя от оплаты самого курортного сбора.

Забарская отмечает, что из-за малозначительности суммы взыскивать сам сбор отдельным судебным процессом «нерентабельно и, соответственно, его никто взыскивать не будет».

Льготник, предоставивший документы, освобождающие его от курортного сбора, на этапе расследования, может не платить сбор, но не освобождается от штрафа, отмечает Предыбайло.

В пресс-службе Ростуризма не прокомментировали информацию об отказах уплачивать курортный сбор на Ставрополье.

На Алтае «относятся с пониманием»

На алтайском курорте Белокуриха в мае были зафиксированы «всего лишь несколько случаев отказа оплатить курортный сбор, в июне отказы не были зафиксированы», сообщали ранее РБК в управлении Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу. Как утверждают чиновники, отдыхающие в Белокурихе «с пониманием относятся к проведению эксперимента».

Всего за два месяца эксперимента в Белокурихе собрали более 4 млн руб. курортного сбора. В мае 2018-го сбор заплатили 6 тыс. человек, количество туристов в июне в управлении не предоставили.

Елена Сухорукова

Источник: https://www.rbc.ru/business/11/07/2018/5b447b769a7947e230f8fc35

Курортный сбор. Как это работает и что будет, если его не оплатить | Юга.ру

Кто вправе не платить курортный сбор?

16 июля на территории Краснодарского края стартует эксперимент по взиманию курортного сбора. Регион присоединяется к другим участникам пилотного проекта позже из-за того, что принимал ЧМ-2018.

Власти решили не запутывать иностранные делегации оплатой сбора, так как он бы не распространялся на спортсменов, тренеров и спортивных судей, а журналистам, болельщикам и иным членам делегаций его пришлось бы оплачивать.

Всего участников пилотного проекта по взиманию курортного сбора четыре: Ставропольский и Алтайский края — там эксперимент стартовал 1 мая, Кубань и Крым, где власти решили перенести введение эксперимента на год, обосновав это консультациями с представителями турбизнеса, отельерами и отдыхающими.

Закон о курортном сборе был принят в июле 2017 года. Изначально эксперимент планировали начать в том же году, но он был отложен. В мировой практике подобные сборы с туристов имеют достаточно широкое распространение (например, в Нью-Йорке туристический налог составляет 13,25% от стоимости номера плюс $2 за ночь), но для России это первый подобный опыт.

  1. Где действует эксперимент по курортному сбору?

    На Кубани курортный сбор будут взимать в 4 тыс.

    гостиниц, отелей и других средств размещения в Горячем Ключе, Анапе, Геленджике, Сочи и поселках Туапсинского района — Новомихайловском, Джубге, Небуге и Шепси.

    Объекты размещения, участвующие в эксперименте, перечислены в реестре операторов курортного сбора, опубликованном на сайте министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

    На территории Ставрополья эксперимент действует в Ессентуках, Кисловодске, Железноводске и Пятигорске.

    В Алтайском крае — только в городе-курорте Белокуриха.

  2. Сколько платить?

    В Краснодарском крае ставка курортного сбора составит 10 рублей в сутки. При ней регион рассчитывает заработать около 70 млн рублей в 2018 году.

    В Ставропольском крае — 50 рублей в сутки. По расчетам властей, это позволит собрать с отдыхающих 181 млн рублей в 2018 году. Власти региона решили заморозить ставку на этом уровне на пять лет.

    В Алтайском крае с туристов будут взимать по 30 рублей в день.

    С 2019 года у регионов, где ввели сбор, появится право увеличивать его до 100 рублей в сутки.

  3. Кто должен оплачивать курортный сбор?

    Все физические лица, достигшие совершеннолетия (независимо от гражданства) и проживающие в объектах размещения более 24 часов. Исключение — 19 льготных категорий.

Льготные категории граждан

1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;3) участники Великой Отечественной войны;

4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в ФЗ «О ветеранах»;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;7) инвалиды войны;8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;10) инвалиды I и II групп;11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов;12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные ФЗ «О государственной социальной помощи», которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;14) больные туберкулезом;15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;

19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

  1. А если я живу в этом регионе?

    Те, кто проживает или работает на территории участвующего в эксперименте региона, курортный сбор не оплачивают. Они входят в число льготных категорий, перечисленных выше. Главное — предъявить соответствующий документ: паспорт или справку с работы.

    То есть на жителей Краснодарского края сбор распространяться не будет, если они едут на курорты в регионе. Но если они поедут в Кавминводы, им нужно будет платить. То же самое и с другими регионами — участниками эксперимента.

  1. Как и кому платить?Оплачивается курортный сбор непосредственно через отель или гестхаус, где вы остановились. В законе юрлица или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по проживанию, называются операторами курортного сбора.

    Сама сумма курортного сбора не входит в стоимость вашего проживания, платите вы ее не гостинице, а в бюджет региона. Оператор же просто ее принимает, а когда вы съедете из объекта размещения, перечисляет эти деньги в бюджет.

    Также оператор должен предоставить вам отдельный документ (приходный кассовый ордер), подтверждающий факт уплаты курортного сбора.

  1. Куда пойдут эти деньги?Средства сбора будут аккумулироваться в Фонд развития курортной инфраструктуры, созданный в каждом из регионов-участников. Контролировать их расходование будет общественный совет, в который войдут представители ассоциаций организаций санаторно-курортной сферы, отельеры, общественники и эксперты.

    Информация о расходовании средств будет публиковаться на сайтах профильных региональных министерств курортов и туризма.В законе прописано, что собранные деньги пойдут исключительно на работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

    Участвующие в эксперименте города сформируют предложения по благоустройству и опубликуют их на своих официальных сайтах для общественного ания.

    Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев ранее заявлял, что в крае собранные средства хотят направить на развитие ЖКХ на курортах, так как их коммунальная инфраструктура не рассчитана на существующий большой поток отдыхающих. В Геленджике, к примеру, из‑за этого возникла проблема с водоснабжением.

  1. Что будет, если я не заплачу?

    Если вы не оплачиваете курортный сбор, вы нарушаете закон и, соответственно, попадаете под статью об административном правонарушении.

    К примеру, в Краснодарском крае, согласно принятым законодательным актам, отказавшимся платить будут выписаны штрафы от 500 рублей до 2 тыс. рублей. В Ставропольском крае туристам грозит за это от 500 рублей до 2 тыс. рублей штрафа, индивидуальные предприниматели могут заплатить от 2 до 5 тыс.

    рублей, юрлица — от 5 до 10 тыс. рублей. На Алтае пока составляют протоколы на неплательщиков без последствий.

Эксперимент по взиманию курортного сбора продлится до 31 декабря 2022 года. Ответственным за него назначили Министерство по делам Северного Кавказа. Если федеральные власти сочтут эксперимент успешным, этот опыт могут распространить и на другие регионы России. Если эксперимент себя не оправдает — его отменят.

Источник: https://www.yuga.ru/articles/society/8474.html

Туристический сбор — 2019. Налоги и бухгалтерский учет, № 104-105, Декабрь,

Кто вправе не платить курортный сбор?

Плательщиками сбора, как и прежде, являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, прибывающие на территорию админ. единицы, где установлен турсбор.

Однако далее уточнено, что это лица, временно размещающиеся в местах проживания (ночевки), определенных в п.п. 268.5.1 НКУ.

То есть, чтобы понять, является плательщиком турсбора конкретное лицо или нет, нужно сначала разобраться с местом его проживания (ночевки).

Места проживания (ночевки). По сравнению со старой редакцией они изрядно дополнены — см. их в новой редакции п.п. 268.5.1 НКУ. Там (в пп. «а» и «б») указаны теперь две группы таких мест (объектов):

а) гостиницы, кемпинги, мотели, общежития для приезжих, хостелы, дома отдыха, туристические базы, горные приюты, лагеря для отдыха, пансионаты и другие учреждения гостиничного типа, санаторно-курортные учреждения;

б) жилой дом, пристройка к жилому дому, квартира, коттедж, комната, садовый дом, дачный дом, любые другие объекты, используемые для временного проживания (ночевки).

То есть круг мест проживания стал гораздо шире — в основном он пополнился объектами, вошедшими в группу из п.п. «б», которые чаще всего находятся в ведении обычных физлиц.

Неплательщики. В перечне лиц, не являющихся плательщиками сбора (полный перечень см. в п.п. 268.2.2 НКУ) два важных изменения.

Первое: как и ранее, турсбор не должны платить лица, прибывшие в командировку, но теперь — только из числа резидентов! Кроме того, турсбор не должны уплачивать лица-резиденты, которые размещаются в местах проживания, указанных в п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ (см. выше), принадлежащих исключительно физлицам на праве собственности или пользования.

То есть почти все нерезиденты, останавливающиеся как в местах проживания у физлиц (кроме близких родственников «хозяина» — см. ниже), так и в любых других местах проживания, попадают в плательщики и обязаны платить турсбор

Второе: к неплательщикам отнесены члены семьи физлица первой и второй степени родства* (кто это — см. в п.п. 14.1.261 НКУ), которые временно размещаются таким физлицом в месте проживания, указанном в п.п. «б»п.п. 268.5.1 НКУ, принадлежащем такому физлицу (на праве собственности или пользования).

В то же время, если к физлицу приезжают дальние родственники или друзья (и т.п.), то турсбор с них удерживать тоже не нужно (так как они неплательщики — см. выше). А вот если к физлицу («хозяину») приедут нерезиденты, то плательщиками сбора из них не будут — только первой или второй степени родства.

Кроме того, здесь напомним читателям, что согласно постановлению КМУ от 15.03.2006 г.

№ 297физлица — собственники или арендаторы индивидуальных средств размещения могут предоставлять услуги по временному размещению (проживанию) без государственной регистрации их как субъектов предпринимательской деятельности. В этой связи также отметим, что обычных физлиц нет и в перечне налоговых агентов (об этих читайте ниже).

Ставки и база взимания сбора

В этой части все существенно изменилось.

Если до 2019 года ставка турсбора представляла собой «вилку» от 0,5 до 1 % от базы, которой являлась стоимость всего периода проживания (без НДС), то теперь базой взимания турсбора является общее количество суток вре́менного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1 НКУ (см. выше).

Кстати, непонятно, как при расчете суммы турсбора быть с неполными сутками проживания плательщика — то ли считать любой временно́й «кусок» суток за целые, то ли считать пропорционально количеству времени из неполных суток, то ли еще как-то?..

А вот ставки сбора теперь дифференцированы относительно видов «туризма» и исчисляются фиксированно* — от размера минимальной заработной платы (МЗП), установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, для одного человека за каждые сутки временного размещения:

— до 0,5 процента — для внутреннего туризма;

— до 5 процентов — для въездного туризма.

(В 2019 году 0,5 % от МЗП составит 20,87 грн., а 5 % — 208,65 грн.)

Определение этих видов «туризма» (специально для целей взимания турсбора) приведено в новом п.п. 14.1.277 НКУ.

«Внутренний туризм» определен как перемещение в пределах Украины граждан и/или лиц, постоянно проживающих в Украине.

«Въездной туризм» — прибытие на территорию Украины и/или перемещение в пределах Украины (в любых целях) лиц, которые постоянно не проживают на ее территории.

То есть, говоря по-простому, применение конкретной ставки зависит от факта: размещаемое физлицо — «рез» или «нерез».

Выходит, чтобы налог взимался по пониженной, «резидентской», ставке, плательщик (т. е.

поселяемое лицо — «турист»), видимо, должен будет предъявлять налоговому агенту документ, подтверждающий его украинское «резидентство»: например, паспорт или специальное свидетельство (для иностранцев).

Как видим, для нерезидентов (которые почти все теперь попадают в плательщики!) предельная ставка — в 10 раз выше. То есть максимальные ставки турсбора за сутки размещения одного человека (особенно — «нереза») отнюдь не маленькие!

В то же время обращаем внимание, что ставки турсбора, как и раньше, должны устанавливаться по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады, созданной в соответствии с законом и перспективным планом формирования территориальных громад. Поэтому здесь размер и соотношение между собой ставок турсбора для «резов» и «нерезов» будет зависеть от решений местных советов.

Налоговые агенты — не всегда «размещающие лица»

Налоговыми агентами по взиманию турсбора (согласно решениям местных советов) п.п. 268.5.2 НКУ определяет следующие три категории лиц:

а) юрлица, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения юрлиц в соответствии с п.п. 268.7.2 НКУ**, ФЛП, которые предоставляют услуги по временному размещению лиц в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1;

б) квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц с целью их временного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. «б» п.п. 268.5.1 НКУ, принадлежащих физлицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юрлица, уполномоченные сельским, поселковым, городским советом или советом объединенной территориальной громады взимать турсбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Перечень налоговых агентов и информация о них размещаются и обнародуются на официальном веб-сайте сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной громады

Но в то же время думаем, что факт неопубликования на сайте местного совета такого перечня (или неуказания в нем конкретного налогового агента) вряд ли освободит налогового агента от его обязанностей взимать сбор и уплачивать его в бюджет.

«Размещающие лица». Заметим, что новые нормы НКУ, касающиеся турсбора, помимо «плательщиков» и «налоговых агентов», фактически оперируют (см. п.п. 268.6.2 НКУ) еще более широким понятием, условно назовем его «размещающие лица».

Причем такие лица могут как являться налоговыми агентами (обязательно будучи при этом юрлицом, в том числе его подразделением, или ФЛП), так и не являться ими.

В частности, в перечне налоговых агентов отсутствуют обычные физлица (не ФЛП), но при этом они могут временно размещать граждан в местах проживания (ночевки), указанных в п.п. «б» п.п. 268.5.

1 НКУ, которые принадлежат им на праве собственности или пользования. Поэтому, если такое физлицо действует не через налогового агента, а договаривается с гражданином («туристом») напрямую, и если при этом «турист» — нерезидент (который не является ему родней 1-2 степени — см.

выше о неплательщиках), то поселить его возможно только по предъявлении документа об уплате турсбора (п.п. 268.6.2 НКУ).

Кроме того, «размещающим» физлицам, сдающим жилье, не стоит забывать об НДФЛ и ВС и о своей обязанности задекларировать такие доходы (разумеется, если жилье предоставляется на платных условиях)…

Порядок взимания и сроки уплаты

В этой части тоже без чудес не обошлось.

В п.п. 268.6.1 НКУ предусмотрено, что плательщики сбора («туристы») уплачивают сбор авансом перед их временным размещением в местах проживания (ночевки) налоговым агентам, которые взимают сбор, по ставкам, установленным соответствующими местными советами.

Как такая уплата будет производиться и какой документ налоговый агент обязан выдать плательщику («туристу») в подтверждение уплаты сбора, абсолютно непонятно. Поскольку уплата сбора не является оплатой за товары/работы/услуги, то проводить ее через РРО с выдачей плательщику кассового чека не обязательно (но если очень хочется, то можно и провести)…

Видимо, когда сбор будет платиться наличными, то прием сбора налоговыми агентами будет производиться через кассу с выдачей плательщику приходного кассового ордера (ПКО)*. Если же оплату турсбора плательщик проведет по безналу (с применением ПК и др.), то здесь подтверждающий уплату сбора документ плательщика должен «организовать» себе сам, взяв выписку банка, или др.

А для чего он нужен, читаем в следующей норме — п.п. 268.6.

2 НКУ, где предписано: лицо осуществляет временное размещение плательщика сбора в местах проживания (ночевки), принадлежащих такому лицу на праве собственности или на праве пользования, исключительно при наличии у плательщика сбора документа, подтверждающего уплату им турсбора в соответствии с НКУ и решением местного совета.

То есть эта норма прописана уже явно не для налоговых агентов, которым никакой подтверждающий документ не нужен, ведь они сами должны авансом принять от плательщика турсбор. Поэтому если налоговый агент также является и «размещающим лицом» (такие агенты перечислены в п.п. «а» п.п. 268.5.2 НКУ — см.

выше), то ему никаких «подтверждающих» документов от плательщика не нужно**. Но, как мы уже указали, круг «размещающих лиц» гораздо шире круга налоговых агентов. Поэтому если «размещающее лицо» не является налоговым агентом, то оно может разместить «туриста»-нерезидента (так как резиденты освобождены — см.

выше) только при наличии у него документа, подтверждающего уплату турсбора налоговому агенту.

Кстати, в такой ситуации при продлении времени проживания плательщик-нерезидент, по идее, должен «добровольно» пойти доплатить налоговому агенту суммы турсбора и предъявить документ о такой доплате «размещающему лицу».

А вот если плательщик авансом уплатил много, но хочет уехать раньше, то в п.п. 268.6.3 НКУ указано, что в случае досрочного убытия плательщика сбора

сумма излишне уплаченного сбора подлежит возврату такому лицу в установленном настоящим Кодексом порядке

Оно-то все хорошо, но порядок возврата излишне уплаченного налога для такой ситуации (когда оплата через налогового агента) НКУне предусмотрен. Поэтому до тех пор, пока не появится порядок, ни налоговый агент, ни бюджет турсбор плательщикам возвращать, скорее всего, не будут.

Впрочем, может, тут имелся в виду порядок, установленный в ст. 43 НКУ? Но он сюда вообще не клеится, так как логично, чтобы деньги возвращал налоговый агент. Ведь вряд ли какой-то спещащий уехать «турист» пойдет в местную налоговую (с подтверждающим уплату им турсбора документом) подавать заявление о возврате да еще и ждать 5 дней реакции налоговиков.

К тому же, не имея информации от налогового агента и пока налоговый агент не перечислит этот турсбор в бюджет, налоговики никакой переплаты не подтвердят и денег «туристу» не вернут. Так что пока здесь будет «игра в одни ворота». В общем, этот вопрос требует нормативного урегулирования (или хотя бы разъяснений)…

На этом фоне меркнет даже обозначенная нами выше (см. о базе обложения) проблема с исчислением налога, когда плательщик будет проживать не полные сутки…

Кроме того, непонятно также, должен ли авансом уплачиваться турсбор при бронировании плательщиком мест? По нашему мнению, нет, так как фразу уплачивается «перед размещением» мы склонны понимать как непосредственно «перед». Впрочем, этот момент тоже требует дополнительных разъяснений…

Уплата налоговыми агентами. Базовый отчетный период — квартал. Для налоговых агентов есть два варианта уплаты сбора— или по итогам квартальной декларации (в стандартный 10-дневный срок), или авансовыми платежами до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале — до 28 (29) включительно).

Налоговые агенты, которые будут платить турсбор авансами, отражают в декларации за отчетный квартал суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов.

При этом окончательная сумма сбора, исчисленная в соответствии с декларацией за отчетный (налоговый) квартал (с учетом фактически внесенных авансов), уплачивается ими в сроки, определенные для квартального налогового периода.

Но заметим: поскольку там (в п.п. 268.7.1 НКУ) имеется приписка «на основании решения местных советов», то, видимо, вариант уплаты сбора будет не по выбору налогового агента, а один из этих двух вариантов должен установить местный совет в своем решении.

Переходный период

Обратите внимание! Чтобы новый турсбор начали нормально взимать с 1 января 2019 года, местные советы должны успеть до этой даты

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2018/december/issue-104-105/article-41603.html

Что будет, если не оплатить курортный сбор в Краснодарском крае

Кто вправе не платить курортный сбор?
Новости Вестник АТОР

25.07.2019

Как правильно оплатить курортный сбор в Краснодарском крае, и что будет, если уклониться от уплаты? Основные положения взимания курортного сбора в Краснодарском крае «Вестнику АТОР» разъяснили в министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия региона.

КТО ПЛАТИТ КУРОРТНЫЙ СБОР

Курортный сбор в размере 10 рублей за сутки проживания с 16 июля 2018 года взимают в Сочи, Анапе, Геленджике, Горячем Ключе и четырех поселениях Туапсинского района (Новомихайловское городское поселение, Джубгское городское поселение, Небугское сельское поселение, Шепсинское сельское поселение).

Сбор платят только физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в официально зарегистрированных объектах размещения более 24 часов. По федеральному закону о проведении эксперимента и закону Краснодарского края о курортном сборе, от уплаты освобождены граждане 19 льготных категорий и жители региона.

Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, оказывающему гостиничные услуги и (или) услуги по размещению) оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке.

Освобождение от уплаты курортного сбора лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов, также может осуществляться на основании письменного заявления сопровождаемого лица или его законного представителя.

КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ОПЛАТА

По информации минкурортов Краснодарского края, турист должен оплатить курортный сбор оператору курортного сбора любыми доступными способами. Это значит, что, если в объекте размещения принимают безналичную оплату, то гость может оплатить курортный сбор банковской картой. Но если такой возможности нет, придется платить наличными.

Оплата курортного сбора производится не позднее дня заезда. Оплатив сбор, турист должен получить документ, подтверждающий произведенную оплату, в зависимости от ее способа.

Так, в подтверждение приема наличных денег вносителю выдается квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001 с проставленным оттиском печати (штампа) кассы. При уплате курортного сбора с использованием электронного средства платежа, включая платежную карту, клиенту направляется извещение в электронном виде или на бумажном носителе, подтверждающее осуществление операции.

После средства курортного сбора поступают в консолидированный бюджет Краснодарского края, а затем направляются в муниципалитеты, принимающие участие в эксперименте.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ЗАПЛАТИТЬ КУРОРТНЫЙ СБОР

Если турист отказывается от уплаты курортного сбора, он оформляет соответствующий отказ и подписывает его собственноручно. При отказе от оформления гражданином данного документа, оператор курортного сбора (объект размещения) самостоятельно оформляет акт о неуплате.

Не стоит думать, что отказ от оплаты курортного сбора сойдет туристу с рук, и что этот «демарш» своего постояльца отель или санаторий забудут, как только он уедет.

В случае неоплаты оператор направляет в министерство курортов Краснодарского края уведомление об отказе от уплаты курортного сбора и отказ туриста. В случае отсутствия отказа, подписанного собственноручно физическим лицом, отказавшимся от уплаты, – акт о неуплате, оформленный оператором курортного сбора. 

В свою очередь, министерство направляет полученные от оператора курортного сбора документы в муниципальные образования для рассмотрения административной комиссией МО и дальнейшей работы в части привлечения к административной ответственности.

Решение о размере административного штрафа за неуплату курортного сбора принимает административная комиссия муниципального образования. Размеры административных штрафов варьируются от 500 до 2000 р.

КОГДА ПРИДЕТ ШТРАФ

По информации минкурортов региона, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечению сроков давности привлечения к административной ответственности, то есть двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ, п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).

Копия постановления по делу об административном правонарушении в случае невозможности вручения лично лицу, в отношении которого оно составлено, высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ).

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ОПЛАТИТЬ ШТРАФ

В случае неуплаты гражданином административного штрафа, должностное лицо, вынесшее данное постановление, направляет неисполненное постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. 

В случае, если в срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, штраф не оплачен, то в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе принять меры принудительного исполнения. 

Как подчеркивают специалисты минкурортов, наложение административного штрафа производится в отношении каждого физического лица, отказавшегося от уплаты курортного сбора. Другими словами, если платить курортный сбор отказалась вся семья отдыхающих, то штраф получит каждый из ее членов, за исключением несовершеннолетних и лиц, имеющих право на льготу.

ЛЬГОТЫ НУЖНО ПОДТВЕРЖДАТЬ ДОКУМЕНТАЛЬНО

С момента введения курортного сбора в Краснодарском крае (с 16 июля 2018 года) от уплаты курортного сбора отказались всего 577 физических лиц. Всего сумма административных штрафов за отработанный период составила 212,7 тыс. р.

Часть лиц, отказавшихся в объекте размещения от уплаты курортного сбора, была освобождена от уплаты административного штрафа: эти отдыхающие предъявили документы, подтверждающие их отношение к льготным категориям лиц. В Краснодарском крае снова обращают внимание на необходимость документального подтверждения льгот. 

Реагируют в регионе и на просьбы включить в перечень льготников инвалидов 3 группы. Краснодарским краем направлено предложение в адрес уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Министерство РФ по делам Северного Кавказа по дополнению перечня льготных категорий и включению в перечень категории – инвалиды 3 группы.

ПЛАНОВ ПОВЫШАТЬ КУРОРТНЫЙ СБОР ПОКА НЕТ

На вопрос «Вестника АТОР» о том, какой будет сумма курортного сбора в 2020 году, в министерстве курортов Краснодарского края пояснили, что предложения по изменению ставки курортного сбора формируют в соответствии с Законом 214-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, территории которых включены в территорию эксперимента.

«По состоянию на текущую дату в адрес главы администрации Краснодарского края от муниципальных краевых образований предложения по увеличению ставки курортного сбора не поступали», – резюмировали в ведомстве.

Вернуться назад

Источник: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/47891.html

Страж закона
Добавить комментарий