Кто обязан провести спецоценку к концу 2018 года?

2018 год – это последний год переходного периода по спецоценке

Кто обязан провести спецоценку к концу 2018 года?

09 февраля 2018  

СОУТ — аббревиатура, с которой должен быть знаком каждый работодатель, имеющий в штате сотрудников. Расшифровывается данное сочетание как «специальная оценка условий труда». С 2014 года СОУТ не только заменила собой АРМ (аттестацию рабочих мест), но и во многом расширила комплекс проводимых мероприятий.

Специальная оценка рабочих мест по условиям труда является единой совокупностью последовательно реализуемых мероприятий, направленных (ч. 1 ст. 3 закона № 426):

  • на идентификацию возникающих в процессе труда негативных факторов, являющихся вредными либо представляющими опасность для здоровья трудящихся;
  • оценку степени влияния указанных выше факторов на работника, учитывая отклонение их реальных значений от установленных гигиенических показателей (нормативов) условий труда (далее — УТ) и эффективности использования индивидуальных и коллективных средств защиты трудящихся.

Изменения в СОУТ в 2018 году следующие. 2018 год – это последний год переходного периода по спецоценке (ст. 27 Закона № 426-ФЗ). В конце 2018 года заканчивают действие результаты аттестации рабочих мест.

Кроме того, до 31 декабря 2018 года организации (индивидуальные предприниматели) обязаны закончить спецоценку на всех рабочих местах. Теперь об этом подробнее.

Напомним, что до 2014 года организации (индивидуальные предприниматели) могли проводить вместо спецоценки аттестацию рабочих мест. Результаты аттестации действуют в течение пяти лет. Таким образом, если организация проводила, аттестацию, например, в 2013 году, то в 2018 году ей необходимо провести спецоценку рабочих мест уже по новым правилам.

Изменения в оценке условий труда на рабочем месте с 2018 года касаются также тех работодателей, которые проводили поэтапную спецоценку. Завершить поэтапную спецоценку следует до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст.

27 Закона № 426-ФЗ). Поэтапная спецоценка заключается в том, что организация (индивидуальный предприниматель) проводит СОУТ не сразу всех рабочих мест, а вначале одних, затем других.

Очередность проверки рабочих мест определяет руководитель.

Имейте в виду, что поэтапную спецоценку компания вправе проводить на рабочих местах:

  • сотрудников, которые не претендуют на досрочную пенсию по старости;
  • условия не которых не признаны вредными или опасными.

Если не закончить поэтапную спецоценку или вовсе не провести спецоценку рабочих мест до конца 2018 года, грозят штрафы за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Кроме того, административные санкции грозят за нарушения в процедуре спецоценки.

Например, началась поэтапная спецоценка условий труда в 2017 году. Штрафы будут, если организация не закончит процедуру до конца 2018 года. Санкции следующие. Должностным лицам организации грозит предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Такие же санкции для индивидуальных предпринимателей. Штрафы для организации выше – от 60 000 до 80 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Вид нарушенияШтрафы для должностного лица и ИПШтрафы для организации
Любое нарушение государственных нормативных требований охраны труда (п. 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)Штраф от 2000 до 5000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех летШтраф от 50 000 до 80 000 руб.За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб.или приостановление деятельности до 90 суток
Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда или непроведение спецоценки (п. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)Штраф от 5000 до 10 000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех летШтраф от 60 000 до 80 000 руб.За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток
Допуск сотрудника к работе без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, без обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)Штраф от 15 000 до 25 000 руб.За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех летШтраф от 110 000 до 130 000 руб.За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты** (например, каской для защиты головы) (п. 4 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)Штраф от 20 000 до 30 000 руб.За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех летШтраф от 130 000 до 150 000 руб.За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Спецоценка организуется в отношении всех трудящихся, в том числе офисных сотрудников. Исключение составляют (ч. 3 ст. 3 закона № 426):

  • надомники (ст. 310 ТК РФ);
  • сотрудники, выполняющие работу дистанционным способом (ст. 312.1 ТК РФ);
  • лица, поступившие на работу к физическому лицу, не зарегистрированному в качестве ИП.

Итогом проведения СОУТ является определение классов или подклассов УТ на местах, где сотрудниками фактически осуществляется работа (ч. 2 ст. 3 закона № 426).

Проверка СОУТ на малых предприятиях не имеет никаких существенных отличий от аналогичного процесса на других, более крупных организациях.

  • СОУТ проводится один раз в пять лет, исключение составляют рабочие места, на которых вредные факторы среды выявлены не были;
  • для вновь организованных рабочих мест срок проведения СОУТ – 6 месяцев;
  • если на предприятии была проведена аттестация рабочих мест по устаревшим правилам, то в течение 5 лет необходимо провести спецоценку СОУТ, но не позднее, чем до января 2019 года.

За несоблюдение сроков проведения СОУТ и подачи декларации в органы контроля, предприятию могут грозить существенные штрафы.

Декларация СОУТ для малых предприятий

Порядок заполнения и форма декларации по спецоценке условий труда для малых предприятий регламентируется приказом Минтруда № 80н. В этом же документе указано, что заполненная декларация в 30-тидневный срок с момента утверждения должна быть подана в территориальное отделение инспекции по труду.

Срок действия декларации СОУТ 5 лет, с возможностью продления действия на такой же период в случае отсутствия зафиксированных случаев травматизма и профзаболеваний у сотрудников.

Итак, проведение СОУТ – специальной оценки условий труда — является обязательным для всех без исключения работодателей. Обязательность связана с необходимостью выявления показателей, отрицательно влияющих на здоровье человека, для создания УТ, соответствующих государственным нормативам, и предупреждения развития профзаболеваний.

Источник: Администрация Упоровского муниципального района

Источник: https://uporovo.admtyumen.ru/mo/Uporovo/economics/more.htm?id=11508628@cmsArticle

Что грозит тем, кто не провел оценку условий труда в 2018 году

Кто обязан провести спецоценку к концу 2018 года?

В конце декабря заканчивается срок, к которому все российские организации были обязаны пройти специальную оценку условий труда. Большинство малых компаний не успели. Что ждет опоздавших?

Татьяна Григоренко, директор по персоналу небольшой группы компаний в сфере эстетической медицины, надеялась провести специальную оценку условий труда (СОУТ) в своей организации еще в октябре: она знала, что с 1 января 2019 г. всех не прошедших СОУТ будут штрафовать. Но руководство компании задумало переезд в другой офис.

И Григоренко решила, что проводить СОУТ на старом месте бесполезно, так как в новом офисе все рабочие места придется аттестовывать заново и повторно платить приглашенному со стороны оценщику. Компания должна была переехать в новый офис в декабре, но выяснилось, что заказанная для нового офиса мебель в срок готова не будет и переезд придется отложить.

Компании придется встречать Новый год в старом офисе, и Григоренко опасается больших штрафов.

Организации, не успевшие пройти СОУТ до конца этого года, с января будут считаться нарушителями правил охраны труда. За это полагаются штрафы: до 10 000 руб. руководителю организации, до 10 000 руб. ИП и до 80 000 руб. юрлицам.

К тому же от результатов СОУТ зависит ставка страховых взносов: компании, условия труда в которых отнесены к вредным или опасным, с 1 января 2013 г. должны дополнительно перечислять от 2 до 8% фонда оплаты труда (помимо стандартных 30%).

А предприятия с тяжелыми условиями труда, не прошедшие ни аттестации рабочих мест, ни СОУТ, будут доплачивать 9%.

«Ведомости» пытались выяснить масштаб бедствия и перспективы нарушителей.

СОУТ введена с 1 января 2014 г. – вместо прежней аттестации рабочих мест. Согласно закону о спецоценке, принятому в 2013 г., работодатели, у которых есть хотя бы один наемный работник, должны до 31 декабря 2018 г. провести оценку условий труда на всех рабочих местах, чтобы выявить их вредность для работника. В 2019 г.

результаты старой аттестации перестают действовать. Основные отличия СОУТ от аттестации – нужно приглашать аккредитованного внешнего оценщика, а также оценивать абсолютно все рабочие места на производстве и в офисе. Раньше разрешалось не оценивать офисное место, если сотрудник проводил за компьютером меньше 50% рабочего времени.

Закон дозволяет компаниям оценивать не все, а только 20% рабочих мест, если условия труда там одинаковы. Результаты СОУТ – отчет оценщика с классификацией условий труда по четырем классам вредности (оптимальные, допустимые, вредные или опасные условия), перечнем нарушений и рекомендациями по устранению.

Трудовой кодекс предусматривает ряд льгот для занятых на вредных и опасных производствах. А работодатель, прошедший СОУТ, подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям. Проверка проводится раз в пять лет.

За устранением нарушений следят Роструд или Роспотребнадзор, которые проводят плановые и внеплановые проверки.

Клинский институт охраны и условий труда входит в реестр оценщиков.

По словам Андрея Меняйлова, директора департамента исследований условий труда института, на производстве оценщики в 30% случаев обращают внимание на шум, еще в 30% случаев – на химические вещества, в 10% случаев – на вибрацию механизмов и еще в 10% – на микроклимат (т. е. когда в цеху жарко или в холодильной комнате холодно). В офисах, говорит он, оценщики обычно проверяют шум и освещенность.

Огромный рынок

Специально под закон о СОУТ Минтруд создал реестр 566 аккредитованных оценивающих организаций. Для них СОУТ – хороший заработок. По оценкам собеседников «Ведомостей», стоимость внешней оценки одного рабочего места составляет около 1000 руб.

А в декабре начался ажиотаж, говорит Андрей Сахаров, руководитель службы охраны труда ManpowerGroup: те, кто тянул до последнего или вообще не знал о СОУТ, ринулись к оценщикам. Если в начале 2018 г. можно было провести СОУТ по 300 руб.

за рабочее место, то теперь цена иногда доходит и до 20 000 руб.

6,04 млн малых предприятий

Столько малых и средних предприятий насчитывается в России, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 декабря 2018 г.

По расчетам «Ведомостей», минимальный совокупный заработок оценщиков только на малых и средних компаниях может составить 1,68 млрд руб. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в российском малом бизнесе занято 6,6 млн человек.

При средней стоимости оценки рабочего места в 1000 руб. и минимальной 20%-ной доле оцениваемых рабочих мест расходы малого бизнеса на СОУТ составят 1,32 млрд руб.

В среднем бизнесе, по данным реестра, занято 1,8 млн работников, значит, затраты предприятий составят 363 млн руб.

По данным Федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда, с 2014 г. по декабрь 2018 г. спецоценку прошли более чем 25 млн рабочих мест у 355 000 работодателей. При средних расценках в 1000 руб. за место получается, что расходы работодателей за пять лет составили 25 млрд руб.

Крупные компании готовились к СОУТ заблаговременно. Представитель производителя минеральных удобрений – компании «Еврохим» рассказал, что компания еще в 2015 г. оценила вредные факторы производства на 8000 рабочих мест и разработала меры по снижению вредности.

По его словам, для работников, рабочие места которых по объективным причинам не могут соответствовать санитарно-гигиеническим нормам (около 30% работников), «Еврохим» установил компенсации и дополнительный отпуск, а также сокращенную рабочую неделю. В 2018 г. компания провела СОУТ в московском офисе. Представитель ВТБ рассказал, что в головном офисе банка в 2018 г.

было оценено 3900 офисных рабочих мест, сейчас банк продолжает оценивать рабочие места в региональной сети.

1,32 млрд рублей

Столько могут заработать независимые оценщики условий труда на одних только малых предприятиях при минимальной 20%-ной доле оцениваемых рабочих мест

Средние производственные компании тоже были в курсе дела, потому что им приходилось и прежде проходить аттестацию рабочих мест.

Дмитрий Теплов, директор Краснокамского ремонтно-механического завода в Пермском крае, рассказывает, что на его заводе 240 рабочих мест, из них 40 – вредных. На производстве работает 30 сварщиков и 10 маляров.

СОУТ прошла на заводе в этом году, за каждое рабочее место пришлось заплатить 3000–4000 руб. Теплов был недоволен тем, как оценщики измеряли уровень шума и химический состав воздуха в цеху.

Они основывались только на показаниях приборов и не учли, что рабочие трудятся в специальных защитных бирушах и в защитных респираторах, говорит он. Но больше его беспокоят возросшие страховые взносы. Ставка доплаты за вредность составляет 4% зарплатного фонда, до 2013 г. ее не было, говорит Теплов.

Заботы опоздавших

Меняйлов отмечает, что сейчас большинство клиентов оценщиков – малые и средние компании. На середину декабря примерно 80% малых предприятий не провели СОУТ, полагает Сахаров.

«Я поздно вспомнил об этой оценке», – признается директор по персоналу компании – трейдера нефтепродуктов.

Он объясняет это занятостью: постоянно приходится набирать менеджеров по продажам, среди которых большая текучесть, а отдел персонала крошечный.

Собеседник «Ведомостей» обратился в несколько компаний-оценщиков, но у них очередь из предпринимателей, и записаться можно только на январь или февраль.

«Я вообще не знал, что такое спецоценка рабочих мест», – признается Михаил Русецкий, владелец стартапа Wolna, выпускающего интернет-радиоприемники. О том, что нужно пройти СОУТ, ему в октябре сообщил бухгалтер-внештатник. Русецкий обзвонил 10 компаний-оценщиков, но все предложили перенести СОУТ на следующий год.

Предприниматель говорит, что сама подготовка к СОУТ может обойтись ему настолько дорого, что его микробизнес станет нерентабельным. В его компании, говорит он, только одно вредное рабочее место: пайкой радиоприемников занимается рабочий, у которого по правилам должны быть халат, антистатический браслет и вытяжка над рабочим местом.

Покупка и установка вытяжки – ощутимая затрата для Wolna.

1,5 млрд рублей

Столько составит заработок оценщиков на проведении СОУТ на 20% рабочих мест в микропредприятиях

Государственные органы вряд ли начнут сразу штрафовать нарушителей, сначала отправят уведомление и через месяц снова проверят, полагает Антон Бараборкин, директор сервиса охраны труда юридической компании BLS.

По его словам, инспекциям вряд ли придется проводить специальные проверки, чтобы выявить нарушителей: вся информация занесена в электронные базы.

Хотя в законе и прописана возможность получения уведомления, надзорные органы обычно сразу штрафуют, делится наблюдениями Меняйлов.

Хлопоты офисам, затраты производствам

Для компаний с безопасными условиями труда СОУТ – хлопотная формальность, считает Анна Коняева, директор юридической компании «Центр правового обслуживания».

В ее офис, как и в другие подобные компании, оценщики с замерами не приходили – от юридической компании потребовали штатное расписание и рабочие места признали безопасными заочно, говорит Коняева. Ей пришлось заплатить около 1500 руб.

за каждое рабочее место, уведомить всех сотрудников о процедуре, подписать множество документов и прочесть толстый отчет, присланный специалистами СОУТ. После этого она разместила информацию на сайте и уведомила трудовую инспекцию.

Включение в СОУТ всех типов рабочих мест обернулось дополнительными затратами и бюрократией, считает Сахаров. Оценщики же получили возможность заработать 16,8 млрд руб.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/12/12/789154-chto-grozit-ne

Спецоценка рабочих мест в 2018 году кому нужно проводить: ответы на частые вопросы

Кто обязан провести спецоценку к концу 2018 года?

Не позднее 31 декабря 2018 года в офисах надо провести специальную оценку условий труда. В редакцию поступило более 100 писем с вопросами о спецоценке рабочих мест в 2018 году, например, кому нужно ее проводить. Ответы на самые частые вопросы — в статье.

У нас все сотрудники работают в офисе. Вредных и опасных условий нет. Надо ли проводить спецоценку?

Да, надо. Спецоценка нужна компании независимо от того, работают ли ее сотрудники во вредных или опасных условиях труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если сотрудники организации трудятся в нормальных условиях, то провести спецоценку необходимо не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Мы на упрощенке. Обязательно ли нам проводить спецоценку?

Да, обязательно. Ее надо провести всем организациям независимо от того, какой режим налогообложения они применяют. Следовательно, компании, которые применяют упрощенку, вмененку и т. д., тоже должны оценить рабочие места сотрудников.

Что будет, если организация не проведет спецоценку до крайнего срока?

В таком случае компанию оштрафуют на сумму от 60 до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП). Причем трудинспекторы выпишут один общий штраф, они не будут штрафовать организацию в отдельности за каждое рабочее место, на котором она не провела спецоценку (решение Пермского краевого суда от 27.02.2018 № 7–323/2018(21–208/2018)).

У нас нормальные условия труда. Достаточно ли начать проводить спецоценку в декабре этого года?

Нет. К 31 декабря 2018 года спецоценку надо завершить. То есть у компании на руках должен быть подписанный отчет о спецоценке (утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

80 процентов рабочего дня из расчета на полную ставку нужно трудиться во вредных условиях, чтобы работодатель начислял на вознаграждение дополнительные взносы.

Источник: определение Верховного суда от 26.06.2018 № 310-КГ18-7973

Когда не поздно начать спецоценку, чтобы закончить ее до 1 января?

Безопаснее заключить договор сейчас. Оценка в небольшом офисе займет день. Но еще нужно время, чтобы заключить договор, получить отчет. Организационные процедуры порой занимают два месяца и больше. К концу года возникнет ажиотаж, поэтому трудно будет найти организацию, которая быстро проведет оценку.

Что нужно сделать перед спецоценкой?

Сначала необходимо издать приказ о проведении спецоценки. В нем же утвердите график работ по спецоценке. В приказе перечислите участников комиссии из числа сотрудников компании. В комиссию надо включить нечетное число человек, минимум трех (ч. 1 ст.

9 Закона № 426-ФЗ). Среди них должен быть специалист по охране труда или тот, кто выполняет его функции. Возглавляет комиссию руководитель организации. Она также должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будут проводить спецоценку (ч. 5 ст.

9 Закона № 426-ФЗ).

Как выбрать организацию, которая будет проводить спецоценку?

Обратитесь к «Реестру организаций, проводящих специальную оценку условий труда». Его можно найти на сайте Минтруда akot.rosmintrud.ru в разделе «Реестры». Сейчас в списке 549 организаций. Но в регионах их не так уж много, стоит поторопиться. Например, в Амурской, Мурманской, Новгородской, Орловской областях всего по одной-две организации.

Можно ли оценить не все рабочие места?

Компания вправе оценить только 20 процентов аналогичных рабочих мест (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Офисные места с одинаковыми компьютерами, освещенностью, вентиляцией будут аналогичными.

У сотрудника разъездная работа. То есть негативные факторы каждый раз разные. Надо ли проводить оценку таких мест?

В данном случае сотрудник трудится на рабочих местах с территориально изменяющейся рабочей зоной. На них также надо проводить спецоценку (ч. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Ее проводят по особым алгоритмам.

Что надо сделать, когда компания получит отчет о спецоценке от организации, которая ее проводила?

Документ подписывают все участники комиссии, утверждает его председатель (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). То есть руководитель компании. Копию отчета в течение трех рабочих дней после подписания вышлите организации, которая проводила спецоценку.

Направить документ можно заказным письмом с уведомлением о вручении по почте или по электронке, заверив квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Если у компании есть сайт, то на нем надо разместить результаты проведенной спецоценки (ч. 6 ст.

15 Закона № 426-ФЗ).

Надо уведомлять трудинспекцию о том, что компания провела спецоценку?

Это зависит от результатов спецоценки. Подайте в трудинспекцию по местонахождению компании декларацию соответствия, если у вас есть рабочие места без вредных и опасных производственных факторов или с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Форма отчетности утверждена приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Декларацию направьте в течение 30 рабочих дней после того, как утвердили отчет о спецоценке (п. 5 приложения 2 к приказу № 80н).

Инспекторы вправе не принять декларацию, только если компания составила ее не по форме.

Если у сотрудника нет права на досрочную пенсию, взносы по доптарифам не начисляйте, даже если спецоценка выявила вредные условия труда.

Источник: письмо Минфина от 24.05.2018 № 03-15-06/35161

Компанию оштрафуют, если она спецоценку провела, но не уведомила об этом трудинспекторов?

Да, штраф возможен. Но решение о каждом наказании принимает инспектор. Он может выписать предупреждение, а может и штраф. Наказание, скорее всего, будет минимальным.

Начнут ли инспекторы с 2019 года массово штрафовать компании, которые не провели спецоценку?

Это не исключено. Трудинспекторы, которых мы опросили, сообщили, что пока распоряжений о массовой проверке спецоценки не получали. Но вероятнее всего, инспекторы будут проводить ревизии. Начаться они должны к концу февраля — началу марта. К этому времени истечет срок подачи декларации для тех, кто проводил спецоценку в конце декабря.

Как заполнять форму 4-ФСС после того, как компания провела спецоценку?

Сведения о результатах спецоценки надо отразить в таблице 5 формы 4-ФСС (утв. приказом ФСС от 26.09.2016 № 381). В строке 1 таблицы запишите общее количество рабочих мест, места, которые оценили и на которых выявили вредные и опасные условия труда. Всего нужно будет заполнить четыре графы. Таблицу следует заполнять, пока действуют результаты спецоценки.

Как сообщить работникам об условиях труда

Суть: трудинспекторы разъяснили, как организация может ознакомить работников с картами спецоценки, чтобы потом не получить штрафов.

Всех сотрудников компании надо проинформировать о результатах спецоценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ст. 212 ТК). Порядок ознакомления может отличаться для давних работников и новичков.

Сотрудники, места которых оценивали, должны расписаться в строке 050 карты спецоценки (письмо Минтруда от 16.06.2015 № 15–1/В-2425). Это раздел 3 отчета о проведении спецоценки (утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Как подтвердить, что компания проинформировала работников об условиях труда

Если на рабочее место, которое уже оценивали, приняли нового сотрудника, его надо ознакомить с результатами спецоценки. ТК не регулирует, как это можно сделать. Есть два варианта.

Во-первых, можно попросить организацию, которая проводила спецоценку, выдать несколько листов со строкой 050 для ознакомления. Новичок распишется в отдельном листе отчета. Трудинспекторы, которых мы опросили, не возражают, чтобы так подтверждали ознакомление.

Во-вторых, компания может разработать внутренний документ. Например, протокол ознакомления. Трудинспекторы предупредили, что в нем обязательно должны быть реквизиты отчета о спецоценке, с которым знакомят работников. Форма может быть любой. Если компания не уведомит сотрудников о результатах спецоценки, ее оштрафуют на сумму до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).

ТК не устанавливает срок, в течение которого сотрудника надо ознакомить с картой. Но безопаснее не тянуть и сделать это сразу же, как заключите с «физиком» трудовой договор.

Сведения об условиях труда надо внести в трудовой договор (ст. 57 ТК). Например, условия труда на рабочем месте являются оптимальными. Если такой или аналогичной формулировки не будет, то трудинспекторы оштрафуют на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП).

Компания обязана выполнить оба условия: ознакомить сотрудника под подпись с картой спецоценки и описать условия труда в трудовом договоре. Этими действиями работодатель выполняет требования разных статей ТК. Это подтвердили трудинспекторы. Подпись в договоре с условиями труда не свидетельствует о том, что сотрудник ознакомился с результатами спецоценки.

Когда (не) надо проводить внеплановую спецоценку

Компания переставила столы в кабинете. Спецоценку в таком случае проводить не нужно. Ведь в результате перестановки мебели чаще всего технологические процессы не меняются.

Сотрудникам заменили компьютеры. Все зависит от того, изменится ли при этом уровень воздействия вредных факторов на работника. Если воздействие поменяется, то в течение 12 месяцев проведите внеплановую спецоценку (подп. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Определить, изменилось ли воздействие, может только эксперт организации, которая проводит спецоценку.

Офис переехал на другой этаж. Когда работодатель перемещает рабочие места из одного помещения в другое, он заново вводит их в эксплуатацию. Внеплановая спецоценка необходима (письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15–1/ООГ-169). Провести ее надо в течение 12 месяцев после переезда. Оценить можно только 20 процентов рабочих мест, если они аналогичные (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Произошел несчастный случай. Если происшествие случилось на рабочем месте и причина — вредные факторы, тогда компании необходимо провести внеплановую оценку. Если несчастный случай произошел не на рабочем месте сотрудника, спецоценка не нужна (решение Московского городского суда от 28.06.2017 № 7–8228/2017).

Переименование должности. Новое название должности чаще всего не ведет к изменению технологического процесса. В таком случае внеплановая спецоценка не нужна (решение Магаданского областного суда от 16.02.2018 № 12–409/2017).

Чьи рабочие места не нуждаются в оценке

Компании, в которых работает только директор — единственный учредитель. Не надо оценивать место учредителя, если с ним не заключен трудовой договор. Ведь спецоценку должны проводить только компании и предприниматели, у которых есть наемные сотрудники.

Надомники и дистанционные работники. Их рабочие места не требуется оценивать. Это правило закреплено в законе (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). С зарплаты и других вознаграждений за труд таких сотрудников всегда платите страховые взносы по основным тарифам.

Сотрудники по договору подряда. Спецоценка определяет условия труда на рабочем месте. То есть там, где работают по трудовому договору. Оценивать рабочие места подрядчиков не надо. Более того, если организация сделает это, договор подряда могут признать трудовым.

Вакантные должности. Пока на рабочем месте никто не трудится, определить воздействие негативных факторов невозможно. Спецоценку надо провести, как только компания примет сотрудника на место (письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15–1/ООГ-1041).

Работники на временных местах. Оценку на новых местах проводят в течение 12 месяцев (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Можно обойтись без нее, если места создали, например, на три месяца (решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.01.2018 № 7–65/2018).

На рабочих местах водителей надо провести спецоценку. Причем без разницы, на служебном или личном автомобиле работают сотрудники. Это подтвердили трудинспекторы.

Если у сотрудника нет права на досрочную пенсию, взносы по доптарифам не начисляйте, даже если спецоценка выявила вредные условия труда.

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/52304-spetsotsenka-rabochih-mest-v-2018-godu-komu-nujno-provodit-otvety-na-chastye-voprosy

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

Кто обязан провести спецоценку к концу 2018 года?

Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест.

Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП.

Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности.

При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

Другие бланки

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов.

В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам.

Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г. 

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/actual/usloviy-truda/

Страж закона
Добавить комментарий