Контроль за уплатой страховых взносов

Контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Контроль за уплатой страховых взносов

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 10, с. 119-123

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

© 2015 г. Тимур Амирович Якубов1

Аннотация: в статье анализируются порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, права и обязанности контролирующих и подконтрольных субъектов, проблемы, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Annotation: the article analyzes the procedure for monitoring the payment of insurance premiums in the state budget funds, the rights and duties of controlling and control edentities, the problems arising in the implementation of control over the payment of insurance premiums.

Ключевые слова: контроль, страховые взносы, государственные внебюджетные фонды. Key words: control, premiums, state budget funds.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее — ГВФ) возлагается законодателем на Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не обладает полномочиями по проверке плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию; это отнесено к ведению ПФР.

Правовое положение ГВФ в сфере финансового контроля с течением времени претерпело значительные изменения. Так, ГВФ, контролировавшие уплату страховых взносов, с 1 января 2001 г. были лишены указанных полномочий в связи с введением единого социального налога. Контрольные полномочия были переданы налоговым органам. По справедливому замечанию С.Г.

Пепеляева, «передача в налоговые органы контроля по платежам в государственные внебюджетные фонды (в составе ЕСН) ликвидирует дублирование проверок налогоплательщиков, вводит единообразие процедур налогового контроля и ответственности, что, безусловно, следует рассматривать как положительную тенденцию реформирования отечественной налоговой системы»2.

Таким образом, налогоплательщики подавали отчетность и проверялись одним и тем же органом.

Между тем с введением страховых взносов в 2010 г. система «одного окна» была разрушена.

Обусловлено это объективной необходимостью осуществления контроля за уплатой страховых взносов со стороны администраторов.

Тем не менее законодатель, понимая нерациональность системы контроля, состоящей из трех органов, пошел навстречу плательщикам, оставив соответствующие полномочия лишь за двумя фондами.

Как бы то ни было, в настоящее время правовой статус ГВФ во многом приближен к правовому положению налоговых органов. Объясняется это тем, что законодатель, как и в случае с элементами юридического состава страховых взносов, практически полностью перенес положения гл. 14 Налогового кодекса РФ в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд

1 Соискатель кафедры финансового права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

2 Налоговое право. Учеб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 540.

социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ3 (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ). В то же время порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от налогового контроля.

Так, в отличие от налогового законодательства, Федеральный закон № 212-ФЗ не содержит определения контроля за уплатой страховых взносов. Согласно п. 1 ст.

82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Данное понятие, однако, подвергается вполне обоснованной критике, поскольку нарушает логические законы — нельзя давать определение контроля через понятие «контроль».

Кроме того, в отличие от НК РФ, в указанном Законе отсутствует понятие форм контроля, под которыми в соответствии с абз. 2 п. 1 ст.

82 НК РФ следует понимать налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверку данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля. Между тем при закреплении форм налогового контроля законодателем были допущены существенные ошибки.

Так, по замечанию Е.Ю. Грачевой, «под формами контроля понимают отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль»4.

Такой подход, однако, соответствовал действительности лишь до недавнего времени. Основывается данная позиция на содержавшемся в п. 1 ст.

265 Бюджетного кодекса РФ положении, согласно которому законодательные (представительные) органы осуществляли такие формы финансового контроля,

3 См.: Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.

4 Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.,

2013. С. 139.

как предварительный, текущий и последующий. Между тем Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ были внесены существенные изменения в гл. 26 БК РФ в целом и ст. 265 БК РФ, в частности.

Теперь законодатель убрал упоминание о «формах» контроля, указав лишь на то, что «государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий» (абз. 2 п.

1 ст. 265 БК РФ).

Таким образом, перечисленные в ст. 82 НК РФ формы контроля не являются формами по своей сути. Скорее необходимо говорить о том, что в данной статье закрепляются методы контроля. Мы полностью разделяем позицию Е.Ю.

Грачевой, которая определяет методы контроля как «способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций»5. Подобный подход находит и свое нормативное подтверждение. Так, на основании п. 1 ст. 16 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г.

6 методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

Итак, в случае с правовым регулированием контроля за уплатой страховых взносов законодатель избежал тех ошибок, которые он допустил по отношению к налоговому контролю.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 212-ФЗ цель камеральной и выездной проверок — контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в ГВФ.

Исходя из этого, можно определить контроль за уплатой страховых взносов как деятельность уполномоченных ГВФ (Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ) по проверке соблюдения плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.

Здесь же необходимо решить вопрос об объекте контроля за уплатой страховых взносов в ГВФ.

Анализ многочисленных административных регламентов позволяет заключить, что с точки зрения административного права под объектом контроля следует понимать лиц, деятельность которых проверяется в ходе осуществления контроля, т.е. объектом контроля за уплатой страховых взносов являются их плательщики и банки.

В то же время мы не считаем правильным подобный подход. Во-первых, некорректно считать лицо, т.е. субъекта, объектом контроля. Во-вторых, такой подход противоречит фундаментальным основам теории финансового контроля.

Не следует забывать, что в ходе осуществления проверочных мероприятий возникают контрольные правоотношения, являющиеся разновидностью финансовых правоотношений. Указанные правоотношения возникают в первую очередь между двумя группами субъектов. Как отмечает Е.Ю. Грачева, «к первой группе относятся субъекты контролируемые, ко второй — контролирующие»7.

В правоотношениях, возникающих в ходе осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ГВФ, платель-

5 Там же.

6 См.: Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

7 Правовое регулирование финансового контроля в Российской

Федерации: проблемы и перспективы / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. С. 160.

щики и банки будут выступать в качестве контролируемых (непосредственно заинтересованных) субъектов, а ГВФ -контролирующих (лидирующих).

Из теории государства и права известно, что объектом тех или иных правоотношений является то, по поводу чего складываются эти правоотношения. Как указывает Е.Ю.

Грачева, «непосредственным объектом контрольного правоотношения выступает субъективная деятельность контролируемых»8.

В нашем случае объектом будет выступать деятельность плательщиков страховых взносов и банков по соблюдению законодательства об обязательном социальном страховании.

Помимо основных субъектов правоотношений по контролю за уплатой страховых взносов в ГВФ можно выделить также иных субъектов. К таким вспомогательным субъектам можно отнести налоговые органы. В силу предписаний ч. 5 ст.

33 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы предоставляют информацию, необходимую ГВФ для контроля за правомерностью применения пониженных тарифов страховых взносов.

К сведениям, передаваемым налоговыми органами, относится информация:

о применении плательщиком страховых взносов упрощенной системы налогообложения;

о доле доходов от реализации инжиниринговых услуг.

Налоговые органы также вправе принимать непосредственное участие в проведении выездных проверок в части контроля за соблюдением требований, предъявляемых к доле инжиниринговых услуг, оказываемых организациями, применяющими пониженный тариф на основании п. 13 ч. 1 ст. 58 вышеуказанного Закона.

Кроме того, вопросы соблюдения законодательства об обязательном социальном страховании могут стать предметом налогового контроля. Как уже было от

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/kontrol-za-uplatoy-strahovyh-vznosov-v-gosudarstvennye-vnebyudzhetnye-fondy

Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств

Контроль за уплатой страховых взносов

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не облагаются. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Законом № 212-ФЗ установлен предельный размер выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за расчетный период для начисления страховых взносов, который подлежит ежегодной индексации.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению определяется в полных рублях и копейках.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212-ФЗ сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов (ч. 2,3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ.

Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н.

Настоящий Порядок определяет правила учета страхователями сумм начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — страховые взносы), пеней и штрафов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) по месту регистрации страхователей.

Страхователи обязаны вести учет:

а) сумм начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;

б) сумм уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

в) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

г) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя (сумм, подлежащих уплате в территориальный орган Фонда, и сумм, полученных от территориального органа Фонда).

Страхователи ведут учет сумм, указанных в настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных планами счетов бухгалтерского учета.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страхователи ведут учет сумм исчисленных ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных — для плательщиков страховых взносов — физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно, в отношении физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи осуществляют учет расходов, производимых в счет начисленных страховых взносов на выплату страхового обеспечения, в виде:

а) пособия по временной нетрудоспособности;

б) пособия по беременности и родам;

в) единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

г) единовременного пособия при рождении ребенка;

д) ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

е) социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела.

В счет начисленных страховых взносов страхователи также ведут учет следующих расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда:

а) на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах, сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

б) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

в) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.

Учет произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возможен только в счет уплаты страховых взносов.

Учет произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет сумм начисленных территориальным органом Фонда пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов, а также сумм штрафов за совершение правонарушений не допускается.

Страхователи осуществляют учет средств, выделенных им территориальным органом Фонда на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (в соответствии со статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ), а также на осуществление расходов, указанных в настоящего Порядка.

Страхователи осуществляют учет излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, по которым территориальным органом Фонда приняты решения о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, а также начисленных процентов на сумму излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Указанные суммы отражаются страхователем в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором данные суммы ими получены от территориального органа Фонда или зачтены на основании решения территориального органа Фонда.

В случаях, когда выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц производятся централизованными бухгалтериями на основании заключенных договоров на ведение бухгалтерского учета со страхователями-организациями, учет начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальными органами Фонда осуществляется отдельно по каждому страхователю.

Учет сумм, предусмотренных настоящим Порядком, отражается страхователями в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Территориальный орган Фонда выдает по запросу страхователя справку о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных территориального органа Фонда.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в территориальный орган Фонда соответствующего письменного запроса страхователя.

Источник: http://r28.fss.ru/138900/139256/140735/140739.shtml

Страж закона
Добавить комментарий