Консолидированная группа налогоплательщиков

Особые права и обязанности консолидированной группы налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков

Начиная с 2012 г. в российском налоговом законодательстве появился новый вид налогоплательщиков – «консолидированная группа налогоплательщиков».

Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение на основе договора организаций в целях исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности.

При этом установлено, что указанный договор подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации – ответственного участника консолидированной группы, на которого в соответствии с договором возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль.

Консолидированная группа может быть создана только при определенных условиях. Во-первых, одна организация должна непосредственно или косвенно участвовать в уставном или складочном капитале других организаций.

Во-вторых, доля такого участия в каждой такой организации должна составлять не менее 90%.

Кроме того, все в совокупности организации – участники консолидированной группы должны соответствовать следующим условиям:

  • – совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за год, предшествующий году создания консолидированной группы (без налогов, уплаченных при перемещении товаров через таможенную границу), должна быть не менее 10 млрд руб.;
  • – суммарный объем выручки от продаж и прочих доходов должна составлять не менее 100 млрд руб.;
  • – совокупная стоимость активов должна быть не менее 300 млрд руб.

Налоговым кодексом установлены также дополнительные ограничения для организаций, желающих образовать консолидированную группу налогоплательщиков. Ее участниками, в частности, не могут быть:

  • – организации, являющиеся резидентами особых экономических зон, применяющие специальные налоговые режимы, клиринговые организации, а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;
  • – банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Данное положение не распространяется на те случаи, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются, соответственно, банками, страховыми организациями или негосударственными пенсионными фондами;
  • – организации, являющиеся участниками другой консолидированной группы налогоплательщиков;
  • – организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку в размере 0%.

Ответственный участник группы имеет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций. Кроме этого, на него возложен ряд дополнительных обязанностей. Он, в частности, обязан:

  • – представлять в налоговые органы для регистрации договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, внесенных в него изменениях, а также решение о прекращении действия данной группы;
  • – в случаях прекращения действия консолидированной группы или выхода из нее какой либо организации представлять другим участникам этой группы сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога на прибыль и составления налоговых деклараций;
  • – в течение пяти дней информировать участников консолидированной группы о получении требования об уплате налогов и сборов;
  • – истребовать у участников группы документы, пояснения и иную информацию, необходимую для осуществления налоговыми органами налогового контроля и исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль по консолидированной группе.

При выходе из состава группы одного или нескольких участников ответственный участник обязан внести с даты выхода изменения в налоговый учет по налогу на прибыль, произвести перерасчет авансовых платежей по этому налогу по истекшим отчетным периодам и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по консолидированной группе.

Дополнительным правом ответственного участника группы является получение от налоговых органов сведений об участниках консолидированной группы, составляющие налоговую тайну.

На участников консолидированной группы налогоплательщиков также возложены дополнительные обязанности. Они, в частности, обязаны:

  • – предоставлять ответственному участнику группы расчеты налоговой базы по налогу на прибыль, данные регистров налогового учета и другие необходимые ему документы;
  • – предоставлять в налоговые органы истребуемые ими документы, необходимые для осуществления налогового контроля в связи с действием консолидированной группы налогоплательщиков;
  • – исполнять обязанность по уплате налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, пеней и штрафов в случае ненадлежащего исполнения данной обязанности ответственным участником группы;
  • – предоставлять все документы, необходимые для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и его изменений.

Кроме дополнительных обязанностей, участники консолидированной группы налогоплательщиков получили и новые права. Они, в частности, вправе:

  • – получать от ответственного участника группы копии актов, решений, требований и других документов, предоставленных ответственному участнику налоговым органом;
  • – самостоятельно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц;
  • – добровольно исполнять обязанность ответственного участника группы по уплате налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков;
  • – присутствовать при проведении и рассмотрении материалов налоговых проверок, проводимых по консолидированной группе.

В случае выхода организации из состава группы она обязана внести изменения в налоговый учет с первого числа того налогового периода, с которого она вышла из ее состава, исчислить и уплатить налог на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, начиная с первого числа того налогового периода, с которого организация вышла из состава группы и представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию.

Источник: https://studme.org/64042/ekonomika/osobye_prava_obyazannosti_konsolidirovannoy_gruppy_nalogoplatelschikov

Статья 25.2. НК РФ Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков | ГАРАНТ

Консолидированная группа налогоплательщиков

Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

1. Российские организации, соответствующие условиям, предусмотренным настоящей статьей, вправе создать консолидированную группу налогоплательщиков.

Условия, которым должны соответствовать участники консолидированной группы налогоплательщиков, предусмотренные настоящей статьей, применяются в течение всего срока действия договора о создании указанной группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2.

Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

2) в отношении организации на дату регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков либо на дату присоединения такой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

2.

1) в отношении организации не введена ни одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения), предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

Если на момент представления в налоговый орган договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то определение размера чистых активов или уставного (складочного) капитала производится на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на предшествующую отчетную дату.

4. Присоединение новой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков возможно при условии, что присоединяемая организация соответствует условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, на дату своего присоединения.

5. Все в совокупности организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

2) суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

6. Участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут являться следующие организации:

1) организации, являющиеся резидентами особых экономических зон;

2) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

3) банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками;

4) страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями;

5) негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками;

7) организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков;

8) организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

9) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

10) организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес;

11) клиринговые организации;

14) организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны.

Источник: http://base.garant.ru/10900200/ba5b5023e2578d9eb5edddbc196d9d09/

Изменения в НК РФ, направленных на реализацию ОННП

Консолидированная группа налогоплательщиков

10 октября 2016 года состоялись Парламентские Слушания, на которых депутаты, представители правительственных ведомств, представители бизнес – объединений обсудили подготовленный Министерством финансов проект «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее — ОННП).

Представляя налоговую политику на рассматриваемый период, Министр финансов РФ Силуанов А.Г.

четко заявил о приоритетах финансового ведомства: «В первую очередь мы говорим о том, что налоговая нагрузка не будет меняться на ближайшую трёхлетку, несмотря на все сложности, ещё раз повторюсь, с доходной частью бюджета» (из стенограммы Парламентских слушаний).

Спустя менее чем две недели после состоявшегося обсуждения Правительство РФ 20 октября 2016 года внесло в Государственную Думу законопроект, направленный на реализацию отдельных положений ОННП.

Законопроект был оперативно рассмотрен Государственной Думой РФ: 2 ноября 2016 года Государственной Думой проект был принят в первом чтении, а 16 ноября – во втором. Третье чтение запланировано на 18 ноября 2016 года.

С учетом того, что третье чтение не предполагает внесения изменений в содержание законопроекта, полагаем, налогоплательщики уже сейчас могут проанализировать налоговые нововведения, большинство из которых вступает в силу с 1 января 2017 года.

Итак, что же ждет налогоплательщиков в будущем 2017 году? Остановимся на ключевых положениях законопроекта:

    1. Ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиками в текущем и накопленных в предыдущих отчетных (налоговых) периодах, в размере не более 50% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет.

При этом ограничение срока переноса убытков десятью годами отменено.

Предполагается, что данная норма будет действовать до 31 декабря 2020 и первую декларацию с ограниченным использованием убытков налогоплательщики будут подавать за налоговый период 2017 года (убытки, полученные в 2016 году и ранее можно будет еще заявлять в декларации за 2016 в полном объеме).

Данная поправка в НК РФ является одной из самых «болезненных» для бизнеса из всего ряда мер. Фактически данная мера означает, что вводится ограничение на учет расходов организаций для целей налога на прибыль, иными словами, прибыль в декларации у налогоплательщика будет виртуальная, а вот налог на нее надо будет заплатить реальными деньгами.

Данные изменения не затронут лишь ряд налогоплательщиков (например, организаций-участников свободной экономической зоны; организаций, участников Особой экономической зоны в Магаданской области и др.).

    2. Аналогичная мера по процентному ограничению переноса убытков принята и в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН). И здесь законодатель ограничивает убытки, полученные участниками КГН, при расчете консолидированной налоговой базы в объеме 50% от этой консолидированной базы.

С учетом того, что основной целью создания КГН является исчисление и уплата налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности участников КГН, можно сказать, что введение указанной меры сводит на нет данную цель.

    3. Для организаций и индивидуальных предпринимателей увеличен размер пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Если просрочка не превышает 30 календарных дней, пеня составит 1/300 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки.

Если прострочка свыше 30 дней — пеня составит 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки. Данная мера приведет к увеличению фискальной нагрузки на налогоплательщиков.

Новые положения будут применяться в отношении недоимки, образовавшейся с 1 октября 2017 года.

    4. Теперь правом на заявительный порядок возмещения НДС могут воспользоваться не только налогоплательщики, получившие банковскую гарантию, но и налогоплательщики, представившие договор поручительства.

Законодатель устанавливает критерии организации, которая может выступить в качестве поручителя.

Одним из условий является то, что поручитель должен быть крупным налогоплательщиком, а именно доказать, что в предшествующий год о заплатил не менее 7 млрд рублей по основным федеральным налогам.

Аналогичное положение о поручительстве введено и для освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации. Правда здесь требования к поручителю жестче – он должен заплатить в предыдущий год не менее 10 млрд рублей налогов.

    5. Сделки по представлению беспроцентных займов между взаимозависимыми российскими лицами и сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками, не будут признаваться контролируемыми с точки зрения трансфертного ценообразования.

    6. В отношении акцизов, законопроектом утверждаются новые налоговые ставки в отношении ряда подакцизных товаров, вводятся новые подакцизные товары (электронные системы доставки никотина, жидкости для таких систем, табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания.

Кроме того, для производителей определенных видов подакцизных товаров за налоговые периоды с 1 сентября по 31 декабря суммы акциза исчисляются с учетом повышенного коэффициента.

    7. Отменен запрет на пересмотр кадастровой стоимости имущества. Такой запрет может быть установлен до 20 декабря 2016 года только решением высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

И очень важно дополнение внесено в статью 391 и статью 403 НК РФ, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Иными словами, если налогоплательщик докажет, что кадастровая стоимость его земельного участка или иного недвижимого объекта неверная, то эта ошибка будет исправлена и за прошлые налоговые периоды, а не только в перспективе.

    8. В представленном законопроекте впервые предпринимается попытка передать право на установление льгот по налогу на имущество организаций с федерального на региональный уровень.

В качестве «пробного шага» предлагается передать региональным властям право устанавливать льготы по имуществу, расположенному в российской части дна Каспийского моря, и льготы по движимому имуществу.

Если по указанным категориям имущества до 1 января 2018 года не будут приняты соответствующие региональные законы, то эти льготы с указанной даты применяться не будут.

Завершая краткий анализ принятого во втором чтении законопроекта можно уверенно утверждать, что он влечет увеличение налоговой нагрузки на бизнес, несмотря на уверения Министра финансов РФ на недавних Парламентских слушаниях.

Источник: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2017/02/tax-alert-new-tax-policy-2017.html

Страж закона
Добавить комментарий